Сенсорное развитие дошкольников с умственной отсталостью

Название предмета: коррекционная педагогика
Категория: курсовая работа (без проверки на плагиат - скидка 50 %)

Сенсорное воспитание курсоваяВведение……………………………………….5

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы сенсорного развития детей с умственной отсталостью

1.1 Особенности сенсорного развития умственно отсталого дошкольника………………………5

1.2 Специфика восприятия окружающего мира у умственно отсталого дошкольника………………………………………14

1.3 Практика изучения сенсорных возможностей дошкольников с умственной отсталостью………………………………………………………...18

Выводы по первой главе………………………………………………….….24

Глава 2. Экспериментальное изучение сенсорного развития умственно отсталых дошкольников…………………………………...25

2.1 Диагностика отклонений сенсорного развития у дошкольников с умственной отсталостью……………………………………...25

2.2 Изучение сенсорных процессов у дошкольников с умственной отсталостью…………………………………………29

2.3 Рекомендации по сенсорному развитию дошкольников с умственной отсталостью……………………………………………32

Выводы по второй главе……………………………………………………..39

Заключение…………………………………………………………………...40
Список использованной литературы…………………………………………...42

Введение

Проблема умственного развития была и остается одной из самых значимых в детской психологии. На современном этапе она приобретает особое значение из-за наметившейся тенденции роста числа детей с проблемами в умственном развитии, испытывающих трудности в обучении и социальной адаптации.

Олигофрения проявляется при рождении и сопровождает ребенка всю его жизнь. Это особенность развития, с которой маленькому человеку предстоит научиться жить в мире, увы, не приспособленном к потребностям людей с ограниченными возможностями. И основная задача, которая стоит перед родителями, врачами и педагогами - максимально адаптировать такого ребенка в обществе.

Значение сенсорного развития для дошкольников с умственной отсталостью трудно переоценить. Познание окружающего мира происходит через ощущения и восприятие, которые становятся материалом для мыслительных процессов. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для дальнейшего обучения ребенка и для многих видов труда.

Период детства наиболее благоприятен для совершенствования органов восприятия и развития их сенсорных функций: слуховых, зрительных, осязательных и обонятельных. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Пробелы в сенсорном развитии ребенка этого возраста трудно, а иногда и невозможно компенсировать в более позднем возрасте.

Значение сенсорного развития ребенка с умственной отсталостью для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания.

Проблемы развития умственно отсталых детей подробно изучены в работах Л. С. Выготского, А. Р. Лурии, К. С. Лебединской, В. И. Лубовского, Г. Е. Сухаревой, С.Л. Рубинштейна и др.

Проблемы сенсорного развития детей подробно изучены в работах Л.А.Венгера, Ш.А.Абдуллаевой, Н.П.Сакулиной, Э.Г. Пилюгиной и др. Особенности сенсорного развития умственно отсталых дошкольников исследовали О.П. Гаврилушкина Н.Д.Соколова, А.А.Катаева и др.

Объект данного исследования - умственно отсталые дошкольники.

Предметом исследования – процесс сенсорного развития дошкольников с умственной отсталостью.

Цель данного исследования – изучение особенностей сенсорного развития дошкольников с умственной отсталостью.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1. Изучить особенности сенсорного развития умственно отсталого дошкольника;

2. Рассмотреть специфику восприятия окружающего мира у умственно отсталого дошкольника;

3. Исследовать практику изучения сенсорных возможностей дошкольников с умственной отсталостью;

4. Экспериментально исследовать особенности сенсорных процессов и отклонений сенсорного развития у дошкольников с умственной отсталостью;

5. Разработать рекомендации по сенсорному развитию дошкольников с умственной отсталостью.

База исследования: ГОУ Волго-Донской дом-интернат для умственно-отсталых детей г. Волгограда.

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы сенсорного развития детей с умственной отсталостью

1.1 Особенности сенсорного развития умственно отсталого дошкольника

Согласно современным научным представлениям, понятие "умственная отсталость" имеет собирательное значение, которое объединяет самые разные по своему происхождению формы патологии психической деятельности. В это число включают формы умственной отсталости, связанные с повреждением мозга генетическими, органическими, интоксикационными и иными вредностями.

Исследования ученых (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, К. С. Лебединская, В. И. Лубовский, М. С. Певзнер, Г. Е. Сухарева и др.) дают основания относить к умственной отсталости только те состояния, при которых отмечается стойкое, необратимое нарушение преимущественно познавательной деятельности, вызванное органическим повреждением коры головного мозга. Именно эти признаки (стойкость, необратимость дефекта и его органическое происхождение) должны в первую очередь учитываться при диагностике умственной отсталости [4,17].

Причины умственной отсталости заключаются в неправильном формировании или в поражении головного мозга на ранних этапах его развития. При умственной отсталости страдают те функции психики, которые обеспечивают нормальное развитие человека.

Клиническая картина умственной отсталости проявляется не только в общей психической неполноценности, но и в различных неврологических и соматических симптомах, что является показателем недоразвития и неправильного развития не только головного мозга, но и всего организма. Особенно это положение касается тех случаев, когда имеет место биологическое повреждение зародыша.

Умственно отсталые дети нередко обращают на себя внимание уже своим внешним видом: непропорциональное телосложение, череп то значительно уменьшен (микроцефалия), то увеличен (гидроцефалия), выражение лица тупое, рот полуоткрыт, конечности короткие, движения неловкие, угловатые, часто недостаточно координированные. Нередко имеются дефекты слуха, зрения, речи, пороки развития внутренних органов.

Умственная отсталость характеризуется рядом общих клинических признаков. Ведущий признак - общее недоразвитие всех сложных форм психической деятельности. При этом патологическом состоянии - врожденном или приобретенном в возрасте до 3-х лет - страдают интеллект, мышление, восприятие, память, внимание, речь, двигательная и эмоционально-волевая сферы [9,37].

Умственная отсталость - это не просто "малое количество ума", это качественные изменения всей психики, всей личности в целом, явившиеся результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы. Это такая атипия развития, при которой страдают не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие. Такой диффузный характер патологического развития умственно отсталых детей вытекает из особенностей их высшей нервной деятельности.

Исследования А. Р. Лурии, В. И. Лубовского, А. И. Мещерякова, М. С. Певзнер и др. показали, что у умственно отсталых имеются довольно грубые изменения в условно-рефлекторной деятельности, разбалансированность процессов возбуждения и торможения, а также нарушения взаимодействия сигнальных систем. Все это является физиологической основой для аномального психического развития ребенка, включая процессы познания, эмоции, волю, личность в целом.

Для умственно отсталых характерно недоразвитие познавательных интересов (Н. Г Морозова), которое выражается в том, что они меньше, чем их нормальные сверстники, испытывают потребность в познании.

Как показывают данные исследований, у умственно отсталых на всех этапах процесса познания имеют место элементы недоразвития, а в некоторых случаях атипичное развитие психических функций [4,23].

1.2 Специфика восприятия окружающего мира у умственно отсталого дошкольника

Особенности восприятия и ощущений умственно отсталых де­тей очень детально изучены советскими психологами (И. М. Со­ловьев, К. И. Вересотская, М. М. Нудельман, Е. М. Кудрявцева).

Для умственно отсталых характерно недоразвитие познавательных интересов, которое выражается в том, что они меньше, чем их нормальные сверстники, испытывают потребность в познании.

Как показывают данные исследований, у умственно отсталых на всех этапах процесса познания имеют место элементы недоразвития, а в некоторых случаях атипичное развитие психических функций.

В результате дети получают неполные, а порой искаженные представления об окружающем, их опыт крайне беден. Известно, что при умственном недоразвитии оказывается дефектной уже первая ступень познания - восприятие. Часто восприятие умственно отсталых страдает из-за снижения у них слуха, зрения, недоразвития речи, но и в тех случаях, когда анализаторы сохранны, восприятие этих детей отличается рядом особенностей, на это указывают исследования психологов (К. А. Вересотская, В. Г. Петрова, Ж. И. Шиф).

Недоразвитие познавательной деятельности основной признак, симптом умственной отсталости. Нарушения касаются прежде всего процессов непосредственного отражения действительности — ощущений и восприятии. У детей с пораженной нервной системой эти психические процессы формируются замедленно и с большим количеством особенностей и недостатков [4,76].

Замедленная, ограниченная восприимчивость оказывает огромное влияние на весь последующий ход психического развития.

Замедленность восприятия сочетается со значительным сужением объема воспринимаемого материала. Узость восприятия мешает умственно отсталому ребенку быстро улавливать смысл происходящего, а следовательно, давать ему необходимую оценку.

Ощущения и восприятия этих детей характеризуются недифференцированностью. В этой связи они часто принимают один воспринимаемый предмет за другой.

Наиболее выраженная особенность восприятии умственно отсталых — инактивность этого процесса. В результате они не обнаруживают стремления разобраться во всех свойствах предъявляемого им для восприятия предмета.

Главным недостатком является нарушение обобщенности восприятия, отмечается его замедленный темп по сравнению с нормальными детьми. Умственно отсталым требуется значительно больше времени, чтобы воспринять предлагаемый им материал (картину, текст и т. п.). Замедленность восприятия усугубляется еще и тем, что из-за умственного недоразвития они с трудом выделяют главное, не понимают внутренние связи между частями, персонажами и пр. Поэтому восприятие их отличается и меньшей дифференцированностью [17,52].

Эти особенности при обучении проявляются в замедленном темпе узнавания, а также в том, что учащиеся часто путают графически сходные буквы, цифры, предметы, сходные по звучанию звуки, слова и т. п.

Отмечается также узость объема восприятия. Умственно отсталые выхватывают отдельные части в обозреваемом объекте, в прослушанном тексте, не видя и не слыша иногда важный для общего понимания материал. Кроме того, характерным является нарушение избирательности восприятия.

Все отмеченные недостатки восприятия протекают на фоне недостаточной активности этого процесса, в результате чего снижается возможность дальнейшего понимания материала. Их восприятием необходимо руководить.

Так, при предъявлении детям картины с изображением нелепых ситуаций (нелепость изображенного им понятна) не отмечается выраженных эмоциональных проявлений, подобных тем, которые наблюдаются у детей с нормальным интеллектом. Это объясняется не только различиями их эмоциональных реакций, но и пассивностью процесса восприятия. Они не умеют вглядываться, не умеют самостоятельно рассматривать, увидев какую-то одну нелепость, они не переходят к поискам остальных, им требуется постоянное побуждение. В учебной деятельности это приводит к тому, что дети без стимулирующих вопросов педагога не могут выполнить доступное их пониманию задание.

1.3. Практика изучения сенсорных возможностей дошкольников с умственной отсталостью

Практика изучения сенсорных возможностей дошкольников с умственной отсталостью представлена исследованиями К. И. Вересотской, М. М. Нудельмана, И. М. Соловьева, Э. А. Евлаховой, Е. М. Кудрявцевой, Ж. И. Шиф и др.

Исследованию зрительного восприятия посвящены работы К. И. Вересотской, которая говорит о замедленности и суженном объеме зрительных восприятий детей. Одно из фундаментальных исследований, обнаруживших замедленный темп зрительных восприятий у умственно отсталых детей, было осуществлено К. И. Вересотской. Оно заключалось в следующем. К. И. Вересот­ская предлагала испытуемым узнавать отчетливые, яркие рисун­ки, на которых были изображены хорошо известные детям пред­меты, например, яблоко, стол, кошка, карандаш и т. д. Время предъявления этих картинок могло быть точно дозировано с по­мощью специального прибора—тахистоскопа. В первой серии опытов оно было очень коротким — 22 миллисекунды. Набор ри­сунков был показан трем группам испытуемых: 1) нормальным взрослым людям, 2) ученикам I класса массовой школы и 3) ученикам I класса вспомогательной школы. Оказалось, что при та­ком кратком предъявлении нормальные взрослые люди правиль­но узнавали 72% предметов, ученики массовой школы—57% предметов, а ученики вспомогательной школы не успели узнать ни одного предмета (хотя они могли, конечно, легко узнать эти предметы при длительном рассматривании).

Опыт был проведен повторно с увеличением времени показа картинок почти в два раза — до 42 миллисекунд. Оказалось, что взрослым этого времени было вполне достаточно для правильного узнавания всех предъявленных изображений. Ученики массовой школы узнали почти все предметы (95%), ученики же вспомога­тельной школы узнали лишь около половины предметов (55%) [17,56].

Эти эксперименты убедительно доказали, что темп зритель­ных восприятий у умственно отсталых детей замедлен. Очень ве­роятным представляется замедленность у умственно отсталых детей всех других видов восприятий.

Замедленность темпа восприятий сочетается у умственно от­сталых детей со значительным сужением объема воспринимаемого материала. Исследование М. М. Нудельмана показало, что в одном и том же видимом через окно городском пейзаже умствен­но отсталые дети «усматривали» меньше предметов, чем нор­мальные дети. Это дает основание И. М. Соловьеву говорить о том, что многопредметный участок действительности оказывает­ся для умственно отсталых малопредметпым.

Эта слабость обозрения объясняется особенностями движения взора. То, что нормальные дети видят сразу, олигофрены — по­следовательно, пишет И. М. Соловьев. Умственно отсталый ре­бенок, осматривая окрестности или улицу, по которой идет, мень­ше замечает, меньше видит, чем его сверстник—нормальный ре­бенок. Узость восприятия мешает умственно отсталому ребенку ориентироваться в новой местности в непривычной ситуации.

Глава 2. Экспериментальное изучение сенсорного развития умственно отсталых дошкольников

2.1 Диагностика отклонений сенсорного развития у дошкольников с умственной отсталостью

Экспериментальное исследование особенностей сенсорного развития дошкольников с умственной отсталостью было проведено на базе Волго-Донского интерната.

Основной задачей иследования являлось изучение  уровня развития сенсорно-перцептивной сферы детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью и создание на этой основе методической системы сенсорного воспитания. Для достижения этой цели предполагалось решить ряд задач. Во-первых, получить возможно более полную картину сенсорного развития детей дошкольного возраста с выраженной интеллектуальной недостаточностью. Во-вторых, определить потенциальные возможности сенсорно-перцептивного развития детей этой категории.

В исследовании приняли участие 10 детей с умственной отсталостью в развитии в возрасте от 4 до 6 лет.

Исследование включало:

  1. Наблюдение за детьми в процессе жизнедеятельности;

Цель наблюдения: оценка физического развития (в норме, патологии); развитие речи (задержка речевого развития, общее недоразвитие речи, словарный запас, понимание речи взрослого); развитие крупной и мелкой моторики (умение действовать с предметами, навыки бытового обслуживания);

  1. Наблюдение за восприятием детей с умственной отсталостью (игра «Волшебный мешочек»);

Цель наблюдения: развитие познавательных процессов (интерес к окружающему миру, мышление, память, восприятие).

Для изучения особенностей восприятия мы предлагали детям на ощупь определить предмет из мешочка (карандаш, катушка, ложка, мячик, кубик и др.). Если ребенок затруднялся в определении на ощупь, мы предлагали достать предмет и назвать его.

  1. Наблюдение за игровой деятельностью (детям был предложен новый конструктор из деревянных цветных брусков).

Цель наблюдения: интерес к новой игре, развитие игровой деятельности (умение действовать с игрушками, играть в коллективе, сопровождение игры речью).

Результаты наблюдения за детьми с умственной отсталостью представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Общая картина наблюдений за детьми с умственной отсталостью

Имя и возраст ребенка

Наблюдение за детьми в процессе жизнедеятельности

Наблюдение за восприятием детей

Наблюдение за игровой деятельности

Катя С. 4 года

Отстает в физическом развитии, ходит плохо, апатичное состояние, речь отсутствует, иногда невнятно мычит

Слабо выраженный интерес к окружающему, неумение определить предметы на ощупь, не назвала ни одного предмета

Наблюдала со стороны за действиями детей,

не проявляла интереса к конструктору

Маша М., 5 лет

Развитие в норме, иногда

нервни

чает, необщите

льная, общее недоразвитие речи, не развита мелкая моторика

Слабый интерес к окружающему, доставала предметы из мешочка без особого интереса, тянула их в рот, назвала три предмета.

Наблюдала со стороны за новым конструктором, затем проявила желание взять некоторые детали,

пробовала их на вкус.

Антон М., 5 лет

Развитие в норме, неусидчив, агрессии

вен, замкнут, общее недоразвитие речи

Проявил интерес к игре, трогал предметы с любопытством, но не смог угадать ни одного предмета на ощупь, доставая, называл некоторые предметы.

Проявил повышенный интерес новому конструктору, перебирал на ощупь все детали, затем стал забирать детали у других детей

Саша В. 5 лет

Слабый

болезненный ребенок, частые

смены настроения, бывает обидчив, часто плачет, говорит плохо, мелкая моторика не развита, любит, когда с ним разговаривают, играют

доставал предметы из мешочка с интересом, но не смог их угадать на ощупь, назвал большинство предметов.

Слабый интерес новому конструктору, брал некоторые детали, крутил их в руках, не знал, что с ними делать.

Иван З., 6 лет

Развит хорошо, говорит быстро, проглатывает слова, частые

перемены настроения, проявляет интерес к обучению, с желанием выполняет задания педагога

Проявил познавательный интерес, доставал предметы с интересом, смог угадать на ощупь карандаш, ложку и мячик, назвал остальные предметы.

Проявил повышенный интерес конструктору, стал перебирать детали, пытался их сложить.

Оля П., 4 года

Среднее развитие, девочка спокойная, ласковая, речь слабо развита

Слабо выраженный интерес к окружающему, предметы из мешочка не доставала, при демонстрации предметов их не называла, некоторые брала в руки.

Слабый интерес новому конструктору, брала некоторые детали, крутил их в руках, некоторые тянула в рот.

Анна Л. 6 лет

Физически развита, часто

плачет, бывает раздражительна, общее недоразвитие речи

Предметы из мешочка доставала самостоятельно, но не смогла угадать ни одного на ощупь, назвала большинство предметов

Проявила интерес к конструктору, трогала предметы, но не знала что с ними делать,

Дина П., 5 лет

Физически развита хорошо, спокойная, тихая, ласковая, общее недоразвитие речи

Предметы из мешочка доставала с интересом, но не смогла угадать ни одного на ощупь, назвала все предметы

Проявил интерес к конструктору, взял один предмет, но не знал, что делать с ним.

Ира К., 6 лет

Физически слабо развита, замкнута,

не идет на контакт,

иногда агрессиивна, нечленораздельная речь

Предметы из мешочка не доставала, при демонстрации предметов не называла их, некоторые брала в руки.

Проявил интерес к конструктору, стал перебирать детали.

Сергей М., 6 лет

Слабое физическое развитие, часто болеет, общее недоразвитие речи

Вначале проявил интерес к мешочку, достал только один предмет, угадал его (мячик), стал крутить его в руке, к остальным предметам, которые мы доставали интереса не проявлял

Вначале проявил интерес к конструктору, стал трогать детали, затем взял одну и отошел в сторону.

 

Наблюдение позволило выявить следующее: у большинства детей неразвита или недостаточно хорошо развита речь, некоторые плохо передвигаются или же у них нарушена крупная моторика, у старших детей неразвита мелкая моторика, отсутствуют навыки самообслуживания.

2.2 Изучение сенсорных процессов у дошкольников с умственной отсталостью

Изучение особенностей сенсорного развития дошкольников с умственной отсталостью проводилось с использованием следующих заданий.

Задание 1. Цель – исследование представлений о геометрических фигурах.

Детям предлагается набор из геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник). Взрослый показывает образец фигуры и просит найти такую же фигуру и назвать ее.

Оценка результатов осуществляется путем подсчета правильных ответов. Максимальное количество баллов – 5.

Задание 2. Цель – исследование представления о цветах спектра.

Оборудование: Набор плоских фигур (кораблики) с цветами спектра (белый, красный, желтый, синий, зеленый).

Инструкция: «Сейчас мы поиграем с тобой в интересную игру. Ты видишь у меня много корабликов. А у тебя пока их нет. Чтобы кораблик приплыл к тебе, нужно сказать, какого цвета ты хотел бы его получить». Таким образом, происходит называние (или не называние) знакомых цветов.

Оценка результатов осуществляется путем подсчета правильных ответов. Максимальное количество баллов – 5.

Задание 3. Цель – исследование умений определять цвет.

Оборудование: набор геометрических фигур (квадратов и треугольников) различных, парных цветов.

Инструкция: «Сейчас мы с тобой будем строить домики. Но так, чтобы домик был одного цвета. Посмотри, у этого домика уже есть крыша, она подходит ему по цвету, а какая крыша нужна будет вот этому домику…». Таким образом, ребенок осуществляет подбор фигур одинакового цвета.

Оценка результатов осуществляется путем подсчета правильных ответов. Максимальное количество баллов – 5.

Задание 4. Цель – исследование представлений о величине.

Оборудование: Пирамидка из шести колец разной величины.

Ход исследования: педагог показывает ребенку пирамидку, разбирает ее и предлагает собрать самостоятельно.

Оценка результатов: 5 баллов – ребенок собирает пирамидку самостоятельно, 4 балла – ребенок собирает пирамидку самостоятельно, допуская 1 ошибку, 3 балла – ребенок собирает допуская 2 ошибки, 2 балла – ребенок собирает пирамидку с помощью взрослого, 1 балл – ребенок помогает собрать пирамидку взрослому, 0 баллов – ребенок не может собрать пирамидку.

Анализ результатов.

К высокому уровню развития мы относили детей, которые:

- Отличают предметы по цвету, форме, величине:

- Могут назвать правильно 4-6 цветов.

- Ориентируется в 3 геометрических формах.

- Ориентируются в различных по величине формах.

- Собирают пирамидку из 6 колец по показу.

К среднему уровню развития мы относили детей, которые:

- В целом отличают предметы по цвету, форме, величине.

- Могут назвать правильно 2-3 цвета.

- Ориентируется в 1-2 геометрических формах.

- Ориентируются в различных по величине формах.

- Собирают пирамидку с помощью взрослого.

К низкому уровню развития мы относили детей, которые:

- Частично отличают предметы по цвету, форме, величине.

- Не могут назвать геометрические фигуры и цвета.

- Плохо ориентируются в различных по величине формах.

- Не могут собирать пирамидку из 6 колец с помощью взрослого.

2.3 Рекомендации по сенсорному развитию дошкольников с умственной отсталостью

Следует учесть, что главным условием правильного сенсорного развития ребенка является обеспечение разнообразия вещей, внешних воздействий, организация зрительного и слухового мира. Для выполнения этого условия необходимо: соответствующее оборудование помещения и особенно окружающего ребенка пространства, постоянное общение взрослого с ребенком, проведение специальных занятий.

Необходимо обучение детей с умственной отсталостью предметным действиям, требующим соотнесения предметов по их внешним признакам: величине, форме, положению в пространстве. Овладение знаниями о внешних свойствах предметов осуществляется в процессе соотнесения их между собой (так как на этом этапе дети еще не владеют эталонными представлениями). Причем наиболее оптимальный путь овладения правильным выполнением действий - от практических проб к выполнению действий при помощи зрительного соотнесения. Специально организованные занятия с дидактическим материалом, дидактическими игрушками, предметами-орудиями и строительным материалом будут основной формой работы по сенсорному воспитанию детей. Помимо этого, развитие восприятия пронизывает все стороны детской деятельности: развитие движений, игровую деятельность, речевое общение, музыкальное воспитание, изобразительную деятельность и служит важнейшей предпосылкой для их дальнейшего развития.

При определении содержания сенсорного воспитания исходят из развитых форм общественно полезной деятельности взрослых. При этом необходимо определить, какую роль играют в них процессы восприятия; какие стороны действительности с их помощью воспринимаются; какими способами эти процессы осуществляются и т.д.

Установив совокупное сенсорных знаний и умений, которыми ребенок должен овладеть, выясняют какие из них могут быть усвоены в данном возрасте и при каких условиях, то есть при каких педагогических воздействиях и при какой организации детской деятельности.

Если вам нужна курсовая с высокой степенью оригинальности, воспользуйтесь формой заказа на этом сайте.


Дата: 2/8/2017г.
Уникальность текста: 35
Всего содержится листов: 45
Использовался основной шрифт: 14
Эта работа была продана за: 2500


Скачать эту работу (для ознакомительных целей): скачать

Нужна работа, написанная специально для тебя? Жми:

Заказать Курсовую работу (без проверки на плагиат - скидка 50 %) по предмету коррекционная педагогика


(так же сможешь заказать любую другую работу)


Поделитесь этой статьей со своими друзьями:



Мои похожие работы:

217 - Наталья Яковлевна Каширина (Касаева)




|2017 - 2018 © copyright| |Пользовательское соглашение|