Социализация старших дошкольников в условиях детского сада

Название предмета: педагогика
Категория: курсовая работа (с практикой)

Дошкольники-социализация-курсоваяВведение……………………………………………………………………..….3

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы социализации старших дошкольников в условиях детского сада……………………………….……..6

1.1. Понятие социализации………………6

1.2. Общие закономерности протекания процесса социализации у дошкольников……………………………………..………………….………...11

Вывод по главе 1……………………………………………………………….22

Глава 2. Практическое исследование особенностей социализации старших дошкольников в условиях детского сада……………………………………..23

2.1. Диагностика социлизированности старших дошкольников в условиях детского сада……………………………………………………………………23

2.2. Методы и приемы, способствующие успешной социализации старших дошкольников…………………………………………………………………..29

2.3. Анализ результатов……………………………………………………….. 36

Заключение……………………………………………………………….……..40

Список использованной литературы…………………………………..……....42

Введение

Главной проблемой общественного развития является гармонизация взаимоотношений общества с каждой личностью, то есть ее социализация. Особенно актуальной для общества является социализация, вхождение в общество подрастающего поколения.

С детства ребенка окружают разные люди, которые передают ему навыки и умения взаимодействия с обществом. В ходе такого взаимодействия происходит формирование важных качеств, деяний и умений, благодаря которым человек становится активным участником социального взаимодействия.

В период детства складываются важные структуры личности, качественные характеристики которой, в существенной степени зависят от степени педагогизации окружающей среды. Личность, с точки зрения психологии, - понятие, определяемое включенностью в общественные отношения.

Детский сад как социально-педагогическая система входит в состав социального института образования и рассматривает проблемы развития ребенка и решает вопросы ранней социализации детей. Количество людей, которые нуждаются в социальной поддержке имеет устойчивую тенденцию к росту, в связи с чем наряду с реализацией общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения берут на себя дополнительные функции, обеспечивающие его развитие в социально-педагогическом плане.

Комплексные исследования последних лет (Г. М. Андреева, М. А. Галагузова, Ю. Н. Галагузова, И. С. Кон, М. Мид, А. В. Мудрик, В. Д. Семенов, Н. Смелзер) выявляют актуальность проблемы социального развития ребенка и насущность педагогического управления им.

Проблема социализация личности в истории отечественной педагогики всегда была актуальной, об этом свидетельствуют исследования известных педагогов, таких, как В. С. Мухина, рассматривающая в качестве механизмов социализации идентификацию и обособление личности, А. П. Петровский, изучавший закономерную смену фаз адаптации, индивидуализации и интеграции в процессе развития личности.

Объект исследования – социализация старших дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Предмет исследования - процесс социализации личности ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Цель данного исследования – исследование особенностей социализации старших дошкольников в условиях детского сада.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  1. На основе теоретических исследований:

- рассмотреть понятие социализации;

- выявить общие закономерности протекания процесса социализации ребенка.

2. В ходе практического исследования:

- диагностировать уровень социлизированности старших дошкольников;

- предложить методы и приемы, способствующие успешной социализации старших дошкольников и дать анализ их эффективности.

В основу исследования положена следующая гипотеза: процесс социализации старших дошкольников в условиях детского сада будет эффективным, если:

- педагоги уделяют повышенное внимание процессу социализации детей, знают его закономерности протекания в старшем дошкольном возрасте;

- созданы необходимые психологопедагогические условия, способствующие эффективности процессу социализации;

- ведется специальная работа по усвоению детьми социального опыта, развитию их социальных навыков.

Для проверки выдвинутого предположения, решения поставленных задач нами использовалась совокупность взаимодополняющих методов: теоретический анализ психолого-педагогической литературы; наблюдения за деятельностью детей; беседы и опрос детей и воспитателей, педагогический эксперимент.

 

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы социализации старших дошкольников в условиях детского сада

1.1. Понятие социализации

Выделение теории социализации в область исследований произошло в середине XX в. и было подготовлено научными разработками философов, социологов, этнографов, с разных точек зрения рассматривавших процесс становления человека компетентным членом общества. Однако еще в прошлом веке психологи, педагоги обосновали ряд теорий, раскрывающих формирование личности на основе взаимодействия различных факторов - физических качеств, определенной среды, индивидуального опыта и особенностей культурного наследия.

В гуманитарные науки термин «социализация» пришел из политэкономии, где его первоначальным значением было «обобществление» земли, средств производства и т. п. Автором термина «социализация» применительно к человеку является американский социолог Ф. Г. Гиддингс, который в 1887 году в книге «Теория социализации» употребил его в значении близком к современному,- «развитие социальной природы или характера индивида, подготовка человеческого материала к социальной жизни» [2,78].

К середине ХХ века социализация превратилась в самостоятельную область исследований. До 60-х годов ХХ века, говоря о социализации, ученые имели в виду развитие человека в детстве, отрочестве и юности. Лишь в последние десятилетия детство перестало быть единственным фокусом интереса исследователей, а изучение социализации распространилось на взрослость и даже на старость.

Изучением процесса социализации личности на разных этапах развития общества занимались многие ученые. Зарубежными социологами данный термин рассматривается как “процесс накопления людьми опыта и социальных установок, соответствующих их социальным ролям” (Смелзер Н.). Социальные психологи включают в понятие “социализация” процесс освоения ролей и ожидаемого поведения в отношениях с обществом и развитие удовлетворительных связей с другими людьми” (Маршалл А.Р., Шибутани Т. и др.). В психологических теориях можно выделить разные аспекты в понимании термина, так представители теории научения под социализацией понимают развитие и контролирование определенных “драйв систем” (Дюркгейм Э., Парсонс Т. и др.). Приверженцы психодинамической школы трактуют данное понятие как развитие супер-эго, направление энергии в социально приемлемую активность и обучение сдерживанию базовых желаний и потребностей (МакНейл Э.). Интеракционисты убеждены, что социализация – это взаимодействие ребенка и окружающей среды [19,14].

1.2. Общие закономерности протекания процесса социализации у дошкольников

Многие известные педагоги и психологи обращали внимание на необходимость ранней социализации ребенка. Это В.В. Абраменкова, Н.В. Андриенкова, И.С. Кон, Е.О. Смирнова, И. Г. Песталоцци, А. Дистервег, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, В. А. Сухомлинский, А.Н. Леонтьев и др.

А.Н. Леонтьев говорил, что в процессе социализации особое значение имеет дошкольное детство, так как в этот период происходит фактическое «очеловечивание» ребенка: он овладевает родовыми человеческими признаками — членораздельной речью, специфическими формамиповедения, доступными видамипродуктивной деятельности, знаковым мышлением.

В отечественной социальной психологии в качестве особенностей социализации детей рассматриваются: перестраивание познавательной деятельности ребенка, тип общения ребенка со средой, особенности и содержание общения, активность самого ребенка, в процессе развития личности ребенка происходит формирование ценностных ориентаций (В.В. Абраменкова, Н.В. Андриенкова) [4,34].

И.С. Кон, Е.О. Смирнова рассматривают отличительные особенности восприятия социальных явлений детьми 5-6 лет. Наличие именно в 6 лет своеобразного рубежа проявляется, в частности, в качественном отличии ценностных ориентаций пятилетних детей от шестилетних. Данные исследований показывают, что у ребенка 5 лет отсутствуют субъективное отношение к социальным ценностям, осознанное понимание их смысла, их оценка [5,16].

Процесс социализации определяется индивидуальными свойствами ребенка, а также возрастными особенностями протекания психических процессов и особенностями внешнего воздействия.

Дошкольник является членом общества, которое влияет на его развитие посредством социальных законов, регулирующих отношения в данном обществе.

Социализация дошкольников - процесс и результат включения ребенка в социальные отношения. Она осуществляется путем усвоения ребенком социального опыта и воспроизведения его в своей деятельности. В процессе социализации ребенок становится личностью и приобретает необходимые для жизни среди людей знания, умения, навыки, т.е. способность общаться и взаимодействовать с другими людьми.

Социализация дошкольника - это целенаправленный процесс создания и реализации оптимальных условий для духовно-нравственной адаптации индивида к традициям социума, формирование у ребенка потребности в саморазвитии [11,47].

Глава 2. Практическое исследование особенностей социализации старших дошкольников в условиях детского сада

2.1. Диагностика социлизированности детей в условиях детского сада

Диагностика социализированности связана с оценкой результатов процесса социализации на уровне отдельного индивида.

Рассмотрим особенности социализации старших дошкольников в ДОУ № 270 Красноармейского района города Волгограда.

Детский сад работает по программе М.А. Васильевой "Воспитание и обучения в детском саду", которая направлена на всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе. Также ведется работа по программе социально-эмоционального развития дошкольника "Я-ТЫ-МЫ" Р.Б. Стеркина, О.Л.Князева, которая направлена на воспитание ребенка свободным и ответственным, обладающим чувством собственного достоинства и уважающего чувства других, а также быть способным на собственный выбор и с пониманием воспринимать мнение и предпочтения окружающих.

Одна из главных задач ДОУ: способствовать успешной социализации личности ребенка.

В старшей группе детского сада педагоги:

— обсуждают с детьми роль правил в упорядочении жизни;

— знакомят с сообществами людей, сверстников, мальчиков, девочек;

— дают понятие о принадлежности ребенка к близким ему сообществам (семье, группе детского сада, к большому сообществу жителей России);

— знакомят с нормами и традициями жизни группы (считалки, установление очередности, использование жребия, подчинение большинству с учетом потребностей меньшинства);

— дают знание об атрибутике, территории, символах (в том числе и общепринятых государственных), природе, культуре.

Диагностика социализированности старших дошкольников проводилась в ходе наблюдения за детьми в процессе их совместной деятельности. В заключении наблюдения была проведена беседа с воспитателем.

Диагностика проводилася по каждому ребенку по следующей схеме:

  1. Сформированность необходимых культурно-гигиенических навыков;
  2. Выполнение бытовых правил и требований воспитателя;
  3. Умение общаться, устанавливать дружеские отношения с другими детьми;
  4. Умение играть в коллективе;
  5. Умение разрешать конфликтные ситуации.

Общая картина наблюдения дана в таблице 1.

Таблица 1.

Анализ социализированности старших дошкольников.

Имя

Сформированность необходимых культурно-гигиенических навыков

Выполнение бытовых правил и требований воспитателя

Умение общаться, устанавливать дружеские отношения с другими детьми

Умение играть в коллективе

 

Умение разрешать конфликтные ситуации

 

Вывод

 

1

 

Ира М.

 

да

Не всегда

да

да

Не всегда

высокий

2

Саша Е.

Не всегда

Не всегда

нет

нет

нет

низкий

3

Дима К.

да

да

да

да

да

высокий

4

Олег М.

Да

Не всегда

Не всегда

Не всегда

Не всегда

средний

5

Юра К.

да

Не всегда

да

Не всегда

да

средний

6

Лена Ю.

да

да

да

да

да

высокий

7

Аня Ч.

да

да

Не всегда

Не всегда

Не всегда

средний

8

Катя Н.

да

да

да

Не всегда

да

высокий

9

Оля В.

Не всегда

Не всегда

Не всегда

Не всегда

Не всегда

средний

10

Миша К.

да

нет

нет

нет

нет

низкий

 

В ходе диагностики социлизированности старших дошкольников были выявлены следующие группы:

- дети с высоким уровнем социализированности (3 человека) отличаются высокой степенью социальной адаптации, они легко входят в коллектив, устанавливают дружеские связи с другими детьми, активны, вовлечены в разнообразные виды деятельности, не конфликтны, отличаются развитым воображением и желанием узнавать что-то новое.

- дети со средним уровнем социализированности (5 человек) в целом успешно осваивают социальные нормы, смогли установить дружеские отношения с некоторыми детьми, однако в незнакомой обстановке теряются, иногда вступают в конфликты с другими детьми.

- дети с низким уровнем социализированности (2 человека) с трудом в ходят в детский коллектив, не могут играть с другими детьми, отличаются конфликтным поведением (особенно Миша), замкнутостью (Саша).

С целью более детального изучения особенностей протекания процессов социализации был проведен опрос старших дошкольников.

Диагностика развития социального опыта дошкольников проводилось методом опроса.

Детям были заданы следующие вопросы:

  1. Назови свое имя, фамилию, отчество;
  2. Назови свой адрес;
  3. В какой стране ты живешь?
  4. Как зовут твоих родителей?
  5. Где работают твои родители?
  6. Кем бы ты хотел стать?
  7. Ты бы хотел учиться в школе?
  8. Как ты думаешь, с какой целью учатся в школе?
  9. У тебя есть друзья?
  10. Каким должен быть настоящий друг?

Анализ результатов развития социального опыта дошкольников представим в таблице 2.

Таблица 2.

Анализ результатов развития социального опыта дошкольников

 

Ира М.

 

Саша Е.

Дима К.

 

Олег М.

Юра К.

Лена Ю.

Аня Ч.

Катя Н.

Оля В.

 

Миша К.

  1. Назови свое имя, фамилию, отчество;

 

+

+

-

-

+

+

+

-

+

-

  1. Назови свой адрес;

 

+

-

+

-

+

+

-

-

-

-

 

  1. В какой стране ты живешь?

-

+

+

+

+

+

+

+

+

-

 

  1. Как зовут твоих родителей?

 

+

-

+

+

-

+

-

+

-

-

 

  1. Где работают твои родители?

+

-

+

+

-

-

+

+

-

-

 

  1. Кем бы ты хотел стать?

+

-

+

-

-

+

+

+

-

-

 

  1. Ты бы хотел учиться в школе?

 

+

-

+

-

+

+

-

+

+

-

  1. Как ты думаешь, с какой целью учатся в школе?

 

+

-

+

+

+

+

-

+

-

-

 

  1. У тебя есть друзья?

 

+

-

+

+

+

+

+

+

+

-

  1. Каким должен быть настоящий друг?

 

+

-

+

+

-

-

-

+

-

+

  1. Как ты думаешь, каким должен быть человек, чтобы его уважали в обществе?

+

-

+

-

-

+

-

+

-

-

Вывод

Выс

окий

Низк ий

Вы

сок

Сред

 

Сред

Вы

сок

Сред

Сред

Сред

Низ

кий

 

«+» - дан полный исчерпывающий ответ (полностью названы Ф.И.О., домашний адрес, Ф.И.О. родителей и сфера их деятельности, даны положительные ответы о желании учиться в школе, выборе будущей профессии и наличии друзей, даны развернутые объяснения по поводу того каким должен быть настоящий друг и с какой целью учатся в школе).

«-» - отсутствие ответа, ответ не полный или отрицательный.

В ходе диагностики развития социального опыта старших дошкольников были выявлены следующие группы:

- дети с высоким уровнем социального опыта (3 человека) отличаются высокой степенью познания социальной действительности и своего места в системе социальных отношений, они знаю свое полное имя и домашний адрес, смогли назвать сферу деятельности своих родителей, отличаются знанием социальных норм и правил.

- дети со средним уровнем усвоения социального опыта (5 человек) в целом имеют не полные представления о социальной действительности, своем месте и роли, не все знают свое полное имя и имена своих родителей, сферу их деятельности.

- дети с низким уровнем усвоения социального опыта (2 человека) в большинстве случаев не знают своего полного имени и имени своих родителей, не знают своего полного адреса, не интересуются и не знают, где работают их родители, не имеют представлений о своей будущей профессии и не испытывают желания учиться в школе.

Таким образом, как показало исследование, не у всех детей процесс социализации проходит успешно. В связи с этим необходима разработка специальных мероприятий, направленных на познание детьми социальных отношений, социальной действительности и своего места в обществе.

2.2. Методы и приемы, способствующие успешной социализации старших дошкольников

С целью успешной социализации старших дошкольников были использованы мероприятия, направленные на оказание помощи в усвоении детьми социальной действительности. Цель мероприятий – развить у детей навыки, необходимые для эффективной адаптации к социуму.

Ознакомление дошкольников с социальной действительностью происходило по следующим темам: «Мы среди людей», «Мы в России», «Мы дома», «Мы в детском саду», «Мы на улице», «Мы и наши друзья».


Дата: 3/8/2017г.
Уникальность текста: 65
Всего содержится листов: 45
Использовался основной шрифт: 14
Эта работа была продана за: 2400


Скачать эту работу (для ознакомительных целей): скачать

Нужна работа, написанная специально для тебя? Жми:

Заказать Курсовую работу (с практикой) по предмету педагогика


(так же сможешь заказать любую другую работу)


Поделитесь этой статьей со своими друзьями:



Мои похожие работы:

101 - Влияние художественной литературы на нравственное воспитание старших дошкольников
276 - Практикум. Психодиагностический комплекс для проведения скринингового обследования школьников
84 - Воспитание эмоциональной отзывчивости на прекрасное в жизни и искусстве на уроках ИЗО в начальной школе
80 - Изучение расстановок по Б. Хеллингеру
22 - Приобщение детей дошкольного возраста к народной культуре
236 - Понятие личности в психологии




|2017 - 2018 © copyright| |Пользовательское соглашение|