Психолого-педагогические особенности развития чувства ритма у младших школьников на основе бытовой хореографии казаков Дона

Название предмета: педагогика
Категория: дипломная работа

Танец-детский-курсоваяВведение………………………………………………………………….…...3

Глава 1. Психолого-педагогические особенности развития чувства ритма на основе бытовой хореографии младших школьников………………..…..6

1.1. Развитие чувства ритма ребенка как объект исследования в литературе……………………………………………………………………..6

1.2. Особенности развития чувства ритма у младших школьников……...12

Глава 2. Экспериментальное исследование развития чувства ритма у младших школьников в процессе на основе бытовой хореографии казаков Дона……………………………………………………….………..…24

2.1. Диагностика развития чувства ритма у младших школьников….…..24

2.2. Методы и приемы развития чувства ритма на основе бытовой хореографии казаков Дона.………………………………………………......33

Заключение……………………………………………………………………39

Список использованной литературы………………………………………..41

Приложение………………………………………………………………...…45

Глава 2. Экспериментальное исследование развития чувства ритма у младших школьников в процессе на основе бытовой хореографии казаков Дона

2.1. Диагностика развития чувства ритма у младших школьников

Экспериментальное исследование проводилось на базе МОУ ДОД ДШИ "Воскресение" Кировского района г. Волгограда.

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Детская школа искусств "Воскресение" расположено по адресу: 400069, Волгоград, ул. Быстрова, д.80А

Школа «Воскресение» была создана на общественных началах в 1991 году. Основателем духовно-нравственной школы является её директор Эльвира Алексеевна Фурсова. Целью этого необычного учебного заведения стало воссоздание традиций классического русского образования, основанного на православии.

«Воскресение» пользуется постоянной поддержкой городской и районной администраций Волгограда. С 1995 года школа получила статус муниципального учреждения. Число воспитанников росло с каждым годом. В 2002 году часть отделений школы разместились в предоставленном городской администрацией отдельном здании на ул. Кирова.

Сегодня в школе занимаются более трехсот ребят. Здесь учат основам культуры, истории русской церкви, живописи, музыке. Работают отделения «Культура Слова», хореографическое, отделение музыкальной культуры. Особую роль в процессе обучения занимают участие воспитанников в праздничных концертах.

Школа постоянно открыта для родителей и жителей района. Здесь проходят  концерты из произведений народной музыки, выставки волгоградских художников.

Деятельность школы направлена на развитие на реализацию дополнительных образовательных программ и услуг в интересах общества. Школа осуществляет основные виды образовательной деятельности: групповые и индивидуальные занятия с детьми, учебно-показательные мероприятия, внеурочные мероприятия. Содержание деятельности определяется учебными планами и программами. Ведется целенаправленная методическая работа.

В ДШИ "Воскресение" имеются следующие отделения:

1) отделение художественного образования:

2) отделение художественного творчества:

Образовательная программа по хореографии рассчитана на возраст учащихся:

I этап – 6 – 9 лет

II этап – 9 – 12 лет

III этап – 12 – 14 (15) лет

Первый (начальный) этап обучения – возраст детей 6 – 9 лет.

Наиболее приемлемой и любимой детьми формой обучения является музыкально – танцевальная игра, изучение несложных бальных массовых танцев. Со второго года программа усложняется и вводится работа над сценическими композициями. Танцевальные композиции первого этапа обучения рассчитаны на большое количество участников, с относительно простой геометрией, с игровым элементом.

Второй этап обучения – возраст детей 9 – 12 лет.

На этом этапе учащиеся уже физически более развиты и способны лучше координировать движения. Дети этого возраста сохраняют живость и непосредственность, отличаются творческой активностью и наблюдательностью. Второй этап обучения необходимо строить на сознательном усвоении знаний и навыков. Это пробуждает интерес к занятиям. Используется также беседа в виде вопросов и ответов, прослушивание музыки и ее самостоятельный разбор.

Третий этап обучения – возраст детей 12 – 14 (15) лет.

Эти дети уже скоординированы, выносливы, могут выполнять более сложные движения, что следует учитывать при построении учебного процесса таким образом, чтобы подросток мог активно проявить себя и утвердиться в этом направлении деятельности. На третьем этапе обучения большое внимание уделяется эмоциональной окраске танца, образу в нем, сочетается в обучении наглядность, осмысление с творческим поиском учащихся.

Содержание программы включает следующие разделы:

- Западно-европейские танцы.

- Латиноамериканские бальные танцы.

- Бытовой танец.

Программа направлена на развитие у учащихся чувства ритма, умения слышать и понимать музыку и согласовывать с ней свои движения, умения различать характер музыки, темп, ритм, музыкальный размер, динамические оттенки в музыке (форте, пиано), характер исполнения (легато, стаккато), строение музыкальной речи: длительность звука, такт, фразу, предложение. У детей развивается и тренируется мышечная сила корпуса и ног, пластика рук, происходит развитие общей физической подготовки (силы, выносливости, ловкости), развитие танцевальных данных (гибкости, прыжка, шага, устойчивости и координации), все это формирует у ребенка правильную осанку (постановку корпуса).

Бытовой танец является одним из основных предметов сценического цикла хореографических дисциплин в школе.

Главная цель: раскрытие творческих способностей, активация потенциала детей, приобщение учащихся к культуре, традициям и обычаям разных народов.

В школе - студии танца учащиеся приступают к изучению этого предмета на третьем году обучения, при этом мальчики и девочки занимаются раздельно. Народно - сценический танец в значительной степени расширяет и обогащает исполнительские возможности учащихся, формируя у них качества и навыки, которые не могут быть развиты за счет обучения только классическому танцу.

Программа рассчитана на 4 года обучения. Занятие по бытовому танцу делится на две части: занятия у "станка" и на "середине". Танец мальчиков отличается от девичьего тем, что в него включены танцевальные движения, "трюки", для исполнения которых нужна хорошая физическая подготовка ("ползунок", "волчок", "мячик", "подсечка", "щучка", "присядка - лягушка", "голубцы" и многие другие).

В программе предмета "Бытовой танец" изучаются формы характерных академических танцев (испанских, венгерских, итальянских, польских). И элементы различных национальных народных танцев русского, украинского, белорусского, таджикского, узбекского, армянского, грузинского, молдавского и др.

Предмет "Бытовой танец" знакомит с истоками различных национальных танцевальных культур, а также с условиями жизни и историей той или иной народности, приобщая учащихся к богатству танцевального и музыкального народного творчества. Разнообразные танцевальные этюды на народном материале прививают знание различных национальных стилей, развивают умение создавать народные характеры, передавать дух народности в танце.

Разнообразные танцевальные этюды на народном материале прививают знание различных национальных стилей, развивают умение создавать народные характеры, передавать дух народности в танце.

Обычно занятие включает в себя несколько частей:

1. Экзерсис (состоящий из движений народного, историко-бытового танца)

2. Работа над драматургическими сценическими композициями:

- изучение и отработка отдельных движений историко-бытового танца, входящих в композиции;

- соединение этих движений в этюды и отработка этюдов;

- соединение этюдов и изучение целиком авторских композиций, акцент на знание учащимися различных партий в композиции.

В каждый урок обязательно входит экзерсис, благодаря которому закрепляется правильная осанка, развивается координация и происходит равномерное формирование мышечного корсета, также изучается техника исполнения бальных танцев и основных элементов классического тренажа. Работа над композициями происходит в порядке очередности и в зависимости от подготовленности группы, возможно изучение нескольких композиций одновременно.

Изучаемые сценические композиции, основываются на бальной и историко-бытовой хореографии.

В ходе эксперимента были изучены особенности организации и проведения занятий по бытовой хореографии.

Цель эксперимента: исследование методов и приемов, способствующих развитию чувства ритма у младших школьников на занятиях бытовой хореографией. В эксперименте участвовало 10 детей 9-10 лет.

На первом этапе (констатирующем) проводилось выявление уровня развития чувства ритма у младших школьников с использованием элементов танца казаков Дона. С этой целью были предложены следующие задания:

1. Воспроизведение ритмического рисунка хлопками (повторение за педагогом)

2. Воспроизведение ритмического рисунка с притопом (повторение за педагогом)

3. Воспроизведение танцевально-ритмических движений: «Хлопки с поворотом» 1-й такт

На «раз» - с лёгкого прыжка, немного расставив ноги, чуть присесть на обе ноги;

на «два» - тройной хлопок ладонями: скользящий хлопок руками перед собой и сейчас же хлопок правой ладонью о правое колено, а затем левой ладонью о левое приподнятое колено.

2-й такт. На «раз» - ударить правой ладонью по подошве левой ноги, приподнятой перед коленом правой ноги; одновременно повернуться на полупальцах правой ноги влево, почти спиной к зрителю;

на «и» - опустив левую ногу, повернуться на ней влево на полупальцах лицом к зрителю, одновременно правую ногу приподнять;

на «два» - опустиь правую ногу. Руки развести в стороны или опустить на бёдра;

на «и» - пауза.

4. Воспроизведение танцевально-ритмических движений: «Поворот с притопом»

1-й такт

На «раз» - подскочить на левой ноге, одновременно правую ногу слегка приподнять. Левую руку согнуть у пояса, правую немного отвести назад, палбцы сжать в кулаки;

на «и» - правую ногу, немного согнутую в колене, поставить на носок сзади пятки левой ноги;

на «два» - отскочить на левой ноге, одновременно повёртываясь влево спиной к зрителю; правую руку немного приподнять вправо;

на «и» - поставить перед собой вперёд правую ногу на каблук. Правая рука на затылке; согнутая в локте левая рука на пряжке ремня или на поясе сзади.

2-й такт

На «раз» - прыжок на правую ногу, повёртываясь вправо лицом к зрителю; левую ногу, согнутую в колене, слегка приподнять сзади;

на «и» - опустить левую ногу, одновременно приподняв правую;

на «два» - опустить правую ногу; руки на бедрах;
на «и» - пауза.

Вывод об уровне развития чувства ритма младших школьников на примере танца казаков Дона делался на основе выполнения предложенных упражнений.

При выполнении учащихся всех упражнений, умении правильно воспроизвести все ритмические рисунки, танцевальные движения делался вывод о высоком уровне развития чувства ритма.

При выполнении 2-х упражнений или выполнении после некоторых повторов делался вывод о среднем уровне развития чувства ритма.

Низкий уровень диагностировался в случае неправильного выполнения всех заданий, неумения воспроизвести ритмический рисунок, повторить танцевальные движения вслед за педагогом.

Анализ результатов диагностики развития чувства ритма у младших школьников с использованием элементов танца казаков Дона представим в виде таблицы.

Таблица 1. Диагностика развития чувства ритма у младших школьников с использованием элементов танца казаков Дона

№ п/п

Ф.И.О.

Диагностическое задание

Вывод об уровне развития чувства ритма

I

II

III

IV

  1.  

Саша К.

+

-

+

-

средний

  1.  

Наташа М.

+

+

-

-

средний

  1.  

Лена В.

+

+

+

+

высокий

  1.  

Таня Ж.

+

+

+

-

средний

  1.  

Дима Н.

+

+

-

+

средний

  1.  

Павлик К.

+

+

+

+

высокий

  1.  

Сергей Ф.

+

+

-

-

средний

  1.  

Оля Б.

-

-

+

+

средний

  1.  

Вика Г.

+

-

+

-

средний

  1.  

Оля В.

-

+

-

-

низкий

 

Итак, в результате проведенного диагностического исследования были выявлены следующие группы учащихся:

- учащиеся с высоким уровнем развития чувства ритма (2 человека - 20%). Эти учащиеся эмоционально отзываются на музыку, хорошо различают и воспроизводят ритм по прямому подражанию, воспроизводит ритмический рисунок без ошибок, повторяют танцевальные движения вслед за педагогом после однократного показа;

- учащиеся со средним уровнем развития чувства ритма (7 учащихся -70%). Эти учащиеся с небольшими недочетами воспроизводят и различают ритм по прямому подражанию, воспроизводят ритмический рисунок с небольшими ошибками, танцевальные движения воспроизводят после многократных показов и с небольшими ошибками;

- учащиеся с низким уровнем развития чувства ритма (1 учащийся - 10%). Эта ученица с трудом воспроизводила ритмический рисунок танцевальные движения после многократных показов повторить не смогла.

Итак, в результате проведенного диагностического обследования был сделан вывод о необходимости целенаправленного развития чувства ритма у учащихся в процессе занятий народными танцами.

 

2.2. Методы и приемы развития чувства ритма на основе бытовой хореографии казаков Дона

Искусство танца, созданное народом, формировалось на протяжении многих веков. Рождённый из жизни, народный танец возник как необходимая потребность проявления чувств. Он несёт в себе большую жизненную энергию, воплощённую в художественных формах.

В настоящее время народный танец превратился в массовую форму самодеятельного творчества, продолжая быть душой каждого народного праздника.

Развитие чувства ритма при исполнении бытовых танцев казаков Дона играет важное значение. Многовековая история донского казачества, жившего вдоль величественно плавного течения реки Дон, отразилась в его прекрасной песенной культуре. Могучая лирика казачьих песен, то искрящихся радостью, то грустных и протяжных, захватывающие пляски, полные удали и задора, обрамленные тонкой вязью музыкального сопровождения, воплотились в уникальных танцах донских казаков.

Хозяйственно-бытовой уклад, военизированные условия жизни казаков способствовали формированию особой пластики, манеры исполнения, подчёркивающих искромётную удаль, боевой дух мужского танца. Какое восхищение вызывают казачки, лихо отплясывающие «казачий пляс» или степенно плывущие в лирическом хороводе, олицетворяя символ женственности!

Донские казаки – прекрасные наездники. С детства они овладевают искусством верховой езды. Неудивительно поэтому, что многие элементы движений народной мужской донской пляски передают характер езды на лошади. Так, например, танцевальные движения: «галоп», «лампасы», «галоп внизу» напоминают скачку на лошади, а некоторые другие движения в пляске являются подражанием джигитовке. Это придаёт пляске характер мужественности и удали, воплощает в ней силу и ловкость лихого наездника.

На занятиях хореографией развитию чувства ритма у учащихся уделяется серьезное внимание. В занятия по ритмике включаются: ритмические упражнения, движения, марширование, элементы танца.

Первые занятия начинаются с простейших танцевальных движений. В них дети подражают любимым героям игр и сказок, передают под музыку их типичные выразительные движения, их характер, настроение. Эта эмоциональная восприимчивость, отзывчивость, умение пластически передать художественный образ - основа развития красоты движений.

На занятиях ритмики выполняются упражнения, которые способствуют развитию музыкальности. Формируется музыкальное восприятие, представление о выразительных средствах музыки, развивается чувство ритма.

На уроках хореографии дети учатся грамотно чувствовать музыку. Занятия помогают укрепить мышцы спины, развить правильную осанку, сформировать постановку корпуса, развить природные физические данные такие как: шаг (растяжка), подъём, гибкость, прыжок и даже артистичность.

Чувство ритма у детей младшего школьного возраста развивается в процессе поэтапного освоения (ознакомление с ритмом; выбор, вживание в образ и его ритмическое воплощение под руководством педагога; самостоятельное освоение ритма в новых условиях) основных видов ритмической деятельности (ритмопластики, ритмографики, ритмизации слова, пространстворитмии, эвритмии) на занятиях народными танцами.

Занятия народным танцем включает в себя упражнения у станка, изучение и исполнение основных элементов народного танца и их комбинации на середине зала, а также постановку танцевальных номеров.

При изучении бытовых танцев казаков Дона уделяется повышенное внимание развитию музыкально-ритмических способностей.

Музыкально-ритмическая деятельность, объединяющая в единый комплекс музыку, драматизацию, пантомиму, пластику и танец, является одним из наиболее эффективных видов эстетической деятельности для формирования художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. Этот вид деятельности основан на моторно-пластической проработке музыкального материала, что соответствует двигательной природе воображения дошкольников. Сила и преимущество музыкально-ритмической деятельности состоит в том, что она возникает и опирается на привычную, увлекательную игровую деятельность, в процессе которой особенно ярко развивается творческое воображение детей и активизируется их творческие проявления.

Танец-казаков-курсоваяПри постановке бытовых танцев казаков Дона разучиваются такие танцевальные движения, как «галоп», «лампасы», «галоп внизу», «разножка», «присядка» и др. Порядок разучивания танцевальных движений дан в Приложении.

Активизации процесса формирования ритмических способностей при изучении бытового танца казаков Дона способствует комплекс педагогических условий, который включает:

- специальное обучение детей на занятиях с целью накопления у них необходимого музыкального и двигательного опыта, овладения исполнительскими и творческими навыками;

- активное использование форм, методов и средств, обусловливающих эффективное формирование художественно-творческих способностей в процессе музыкально-ритмической деятельности;

- целенаправленное педагогическое руководство, стимулирующее творческие проявления детей и предполагающее сотворчество педагога с детьми;

-организацию окружающей предметной среды, предусматривающей: оборудованные для занятий помещения, наличие необходимой методической литературы, дидактических пособий, атрибутов, костюмов, технических средств-аудио и видеоаппаратуры и т.д.

Для участия ребенка в композиции учитывается:

- знание ребенком движений, этюдов, целиком композиции и правильное исполнение в соответствии с музыкальной поддержкой.

- умение объяснить последовательность и технику исполнения движений.

- знание геометрической разводки танца и умение «держать» ее во время исполнения.

- уверенность в исполнении танца, «отточенность» движений, умение «не теряться», выступая на сцене, и не забывать танец.

- исполнение техники шагов бального танца в изучаемой композиции.

- осанка, координация и физическая форма ребенка

В целом занятия народными танцами с использованием бытовой хореографии казаков Дона способствуют:

1. развитию координации движений, подвижности и пластики корпуса;

2. формированию правильной и красивой осанки;

3. появлению и дальнейшему развитию чувства ритма;

4. всестороннему творческому развитию личности ребенка;

5. появлению и воспитанию лидерских качеств;

6. целеустремленноости;

7. умению работать в коолективе взаимодействовать с ним.

В результате целенаправленного развития чувства ритма у младших школьников учащиеся стали более точно повторять ритмический рисунок, у них улучшилась координация движений, появилось чувство ритма. В процессе занятий стало замечено, что учащиеся стали более внимательными, начали лучше чувствовать характер музыки, отражать ритм в музыкально-ритмических движениях, в танце.

После формирующей работы, была проведена контрольная диагностика с целью выявления эффективности отобранных методов и приемов.

Анализ результатов развития чувства ритма у младших школьников с использованием элементов танца казаков Дона представим в таблице 2.

Таблица 2. Результаты развития чувства ритма у младших школьников с использованием элементов танца казаков Дона

№ п/п

Ф.И.О.

Диагностическое задание

Вывод об уровне развития чувства ритма

I

II

III

IV

1.

Саша К.

+

+

+

-

средний

2.

Наташа М.

+

-

-

+

средний

3.

Лена В.

+

+

+

+

высокий

4.

Таня Ж.

+

+

+

+

высокий

5.

Дима Н.

+

+

+

+

высокий

6.

Павлик К.

+

+

+

+

высокий

7.

Сергей Ф.

+

+

-

-

средний

8.

Оля Б.

+

-

+

+

средний

9.

Вика Г.

+

-

+

-

средний

10

Оля В.

+

+

-

-

средний

 

В результате проведенного диагностического обследования были получены следующие данные: высокий уровень развития чувства ритма выявлен у 4 учащихся (40%); средний – у 6 учащихся (60%), низкий уровень не выявлен.

В ходе исследования было замечено, что успешное формирование ритмических способностей у детей младшего школьного возраста в процессе музыкально-ритмической деятельности может быть осуществлено, если будет использована разработанная нами педагогическая система, включающая:

-специальное обучение детей на занятиях с целью накопления у них необходимого музыкального и двигательного опыта, овлад


Дата: 3/8/2017г.
Уникальность текста: 65
Всего содержится листов: 61
Использовался основной шрифт: 14
Эта работа была продана за: 7000


Скачать эту работу (для ознакомительных целей): скачать

Нужна работа, написанная специально для тебя? Жми:

Заказать дипломную работу по предмету педагогика


(так же сможешь заказать любую другую работу)


Поделитесь этой статьей со своими друзьями:



Мои похожие работы:

35 - Использование загадки в работе по ознакомлению с окружающим у дошкольников с ЗПР
112 - Эмоциональные и поведенческие особенности детей дошкольного возраста с отклоняющимся поведением




|2017 - 2018 © copyright| |Пользовательское соглашение|