Эта дипломная работы была написана для Волгоградского государственного института искусств и культуры. Требования были не высокие. Проверка на плагиат не требовалась. Вы можете скачать полную версию диплома или заказать авторский диплом с высоким процентом оригинальности текста.
Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы формирования гражданственности и патриотизма средствами народных танцев………………….………………….....7
1.1. Понятие и задачи формирования гражданственности и патриотизма.……..7
1.2. Понятие и классификация народных танцев..…………………………….…13
1.3. Общая характеристика русского народного танца………………………….18
Глава 2. Исследование специфики формирования гражданственности и патриотизма в Детско-юношеской хореографической школе г. Камышина .…28
2.1. Анализ работы Детско-юношеской хореографической школы по формирования гражданственности и патриотизма……………………………...28
2.2. Особенности организации занятий по народно-сценическому танцу……..37
Заключение………………………………………………………………………....45
Список использованной литературы……………………………………….……..47
Приложения…………………………………………………………………….…..50
1.1. Понятие и задачи формирования гражданственности и патриотизма
Среди духовных качеств российских граждан особое место занимает любовь к Родине, высочайший патриотизм. И это закономерно. Ведь гражданин начинается с понятия "Родина", "Отечество" и с ценностей, которые связаны именно с ними. Патриотизм поистине является источником духовной силы российских граждан.
Рассмотрение вопросов патриотического и гражданского воспитания имеет в педагогике давнюю историю, уходящую корнями в античные времена. Платон и Аристотель рассматривали гражданское воспитание как процесс формирования уважения к государству и законопослушания, Руссо же в гражданском воспитании видел в свободном развитии личности, в создании условий для её самовыражения. Макиавелли провозглашал активный патриотизм, Монтескье связывал любовь к Отечеству с любовью и стремлением к равенству, Фихте считал, что любовь к Родине должна ассоциироваться с безусловным требованием к самопожертвованию.
Гражданственность и патриотизм являются аспектами духовной культуры личности, поэтому решение проблемы гражданско-патриотического воспитания находится в плоскости формирования духовной культуры подрастающего поколения.
Патриотизм – одно из самых устойчивых, неистребимых и священнейших чувств человека. Происходит это понятие от греческого patris – родина, отечество.
С.И. Ожегов в "Словаре русского языка" трактует "патриотизм" как "преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу"[1].
В толковом словаре В.И. Даля слово "патриот" означает "любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник"[2] .
Под патриотизмом подразумевается любовь человека к своей Родине, его привязанность к местам, где он родился и вырос, готовность приложить необходимые усилия для процветания и обеспечения независимости Отечества.
Патриотизм – это система ценностей, которыми располагает человек и общество, чувство любви к Отечеству, присущее массам людей, осознание ими своего долга и ответственности перед ним и за его будущее, совокупность идей, эмоций, настроений, отношений, убеждений и действий, направленных на процветание своей Родины; это позиция гражданина, его деятельная любовь к своему народу и его истории.
Патриотизм – это чувство безмерной любви к своему народу, гордости за него, это волнение, переживание за его успехи и горечи, за победы и поражения.
Чувство патриотизма формируется с раннего детства. Дальнейшее развитие связано с становлением гражданственности.
Гражданственность – нравственное качество личности, определяющее сознательное и активное выполнение гражданских обязанностей и долга перед государством, обществом, народом; разумное использование своих гражданских прав, точное соблюдение и уважение законов страны.
Поведение личности выступает средством и результатом гражданско-патриотического воспитания, которое можно характеризовать через направленность личности, ее потребности и ценностные ориентации.
В российской педагогике цели и задачи гражданского и патриотического воспитания нашли отражение в трудах В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.А. Добролюбова, А.Н. Радищева, К.Д. Ушинского, Н.Г. Чернышевского и др.
Выдающиеся люди нашей страны в прошлом считали гражданственность и патриотизм основой духовной жизни человека, его стремления к свободе и процветанию Родины.
Русский критик-демократ В.Г. Белинский указывал на содержание патриотизма – общечеловеческие ценности и идеалы, делающие личность членом общечеловеческого сообщества. "Любить свою родину, – подчеркивал он, значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих споспешествовать этому"[3].
Замечательные слова К.Д. Ушинского, записанные в его дневнике: "Сделать как можно больше пользы моему Отечеству – вот единственная цель моей жизни, и к ней-то я должен направлять все свои способности", определяют направление его профессиональной, творческой деятельности и являются хорошим девизом в воспитании современной студенческой молодежи.
1.2. Понятие и классификация народных танцев
Хореография ("choreia" - пляска, "'grafia" - графия) в переводе с греческого языка означает - искусство создания танцевальных форм.
Понятие хореография охватывает различные виды танцевального искусства, где художественный образ создаётся с помощью условных выразительных движений.
Танец – вид искусства, в котором средством создания художественного образа являются движения, жесты танцовщика и положения его тела. Танец возник из разнообразных движений и жестов, связанных с трудовыми процессами и эмоциональными впечатлениями человека от окружающего мира. Движения постепенно подвергались художественному обобщению, в результате чего сформировалось искусство танец, одно из древнейших проявлений народного творчества. Первоначально связанный со словом и песней, танец постепенно приобрёл самостоятельное значение[1].
Танец – это выражение мысли и чувства средствами условных движений – жестов и поз. Он исполняется под музыку, из которой черпает своё содержание.
Танец, ритмичные, выразительные телодвижения, обычно выстраиваемые в определённую композицию и исполняемые с музыкальным сопровождением. Танец – возможно древнейшее из искусств: оно отражает восходящую к самым ранним временам потребность человека передавать другим людям свои радость или скорбь посредством своего тела. Почти все важные события в жизни первобытного человека отмечались танцами: рождение, смерть, война, избрание нового вождя, исцеление больного. Танцем выражались моления о дожде, о солнечном свете, о плодородии, о защите и прощении.
Танец существовал и существует в культурных традициях всех человеческих существ и обществ. За долгую историю человечества он изменялся, отражая культурное развитие. Существует огромное множество видов, стилей и форм танца.
В хореографическом искусстве выделяют:
- народный танец - искусство, основанное на творчестве самого народа;
- бытовой или бальный танец - это вид танца, имеющий народные истоки, но исполняемый на вечерах, балах и т.д.;
- профессиональное искусство танца - (включающий и классический танец) - вид сценического драматического искусства, требующий профессиональной хореографической обработки национальных и народных истоков.
1.3. Общая характеристика русского народного танца
Русский народный танец один из наиболее распространенных и древних видов народного творчества. Он возник на основе трудовой деятельности человека. В танце народ передает свои мысли, чувства, настроения, отношения к жизненным явлениям[1].
Развитие русского народного танца тесно связано со всей историей русского народа. Каждая новая эпоха, новые политические, экономические, административные и религиозные условия отражались в формах общественного сознания, в том числе и в народном творчестве. Все это несло с собой известные перемены в быту русского народа, что, в свою очередь, накладывало отпечаток и на танец, который на многовековом пути своего развития подвергался различным изменениям.
Русский народный танец - это яркое, красочное творение народа, являющееся эмоциональным художественным специфическим отображением его быта, характера, мыслей, чувств, эстетических взглядов и понимание красоты окружающего мира.
Русский народный танец развивался в различных направлениях. В языческие времена он был необходимой принадлежностью культовых обрядов. Эти танцы долго хранили следы быта, туда и религиозных верований. Но по мере разложения первобытно- общинного строя, в связи с разделение труда и ростом городов, из среды народа выделились люди- плясуны, профессиональные сочинители и исполнители музыки, песен и плясок. В Древней Греции таких людей называли мимы. В различных местностях они носили различные наименования, но сущность их деятельности, в своем многообразии, одна: профессионалы низших родов сценических забав. Они выступали на площадях, праздниках и ярмарках.
О древности танцев на Руси говорят дошедшие до наших дней предания о свайных постройках на Ладожском озере в дохристианский период. На них собирали девицы и молодцы «хороводились и играли кругами».
В V - VII веках народный танец исполняли в лоне «игрищ». На их характер налагали отпечаток древне-языческого представления. В VIII - IX веках складывается первое древнерусское государство - Киевская Русь. Принятие христианства способствовало развитию культуры: возводятся храмы, развивается письменность. Народное творчество получает выражение в скоморошестве. Скоморохи сыграли огромную роль в развитии и популяризации русского народного танца: зарождаются сценические формы народных творчеств.
2.1. Анализ работы Детско-юношеской хореографической школы по формирования гражданственности и патриотизма
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детско–юношеская хореографическая школа» г. Камышина является образовательным учреждением дополнительного образования детей в области хореографического образования и воспитания, созданным для целенаправленного обучения детей и подростков хореографическому искусству.
Детско–юношеская хореографическая школа с момента создания является центром детского хореографического творчества, научно-методическим центром хореографии города и области.
Детско-юношеская хореографическая школа является начальной ступенью обучения хореографическим дисциплинам.
Организация образовательной деятельности в школе строится на основе учебного плана, в соответствии с примерным государственным учебным планом.
Главная цель школы — всестороннее развитие ребенка средствами хореографии и музыки: развитие танцевальных и музыкальных способностей, воспитание эстетического вкуса, получение начального хореографического образования, общее физическое развитие.
Предметом деятельности школы является обучение и воспитание в процессе реализации программ начального хореографического образования.
Педагогами разработаны модифицированные, экспериментальные учебные программы по «Ритмике», классическому, народно-сценическому, русскому, историко-бытовому, джаз-модерн танцам, истории хореографического искусства, акробатике.
В процессе своей деятельности школа решает следующие задачи:
- выявляет и отбирает художественно одаренных детей (посещая средние школы и конкурсы г.Камышин и проводя наборы в подготовительные классы);
- отдает приоритет индивидуальному подходу в обучении детей, учитывая интересы учащихся;
- создает условия для творческого самовыражения учащихся (в форме вечеров концертов, конкурсов, фестивалей и сочинений своих постановок);
- создает детские творческие лаборатории (театр танца «Триумф», ансамбль танца «Экситон», ансамбль народного танца «Сюрприз»);
- создает условия для интенсивного творческого роста, формирования самостоятельности учащихся и выпускников школы;
- обеспечивает выбор специализации и подготовку к поступлению в средние специальные и высшие учебные заведения системы Министерства культуры в классы профориентации;
- проводит на базе школы семинары - практикумы, конференции, мастер-классы для педагогов школ подобного типа, методических объединений и курсов.
2.2. Особенности организации занятий по народно-сценическому танцу
Среди множества форм художественного воспитания хореография занимает особое место. Хореография как вид искусства аккумулирует в себе физическое и эстетическое развитие, комплексно воздействует на ребенка, формируя правильную осанку, координацию, выносливость, воспитывает эстетический вкус.
Занятия танцем учат не только понимать и создавать прекрасное, но и развивают образное мышление и фантазию, дают гармоничное пластическое развитие. Как никакое другое искусство, хореография обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, гармоничного духовного и физического развития.
Народно-сценический танец является одним из профилирующих предметов хореографического образования. В процессе его изучения дети знакомятся с различными танцевальными культурами, с бытом и историей народов.
Задачи изучения народно-сценического танца: воспитание эмоциональной выразительности исполнения, умения точно передать национальный стиль и манеру народного танца.
Следование главным принципам народно-сценического танца - доступности и целесообразности в выборе основных элементов различных видов танца народов мира; познанию и пониманию связи народного танца с музыкой, песней, литературой, изобразительным искусством; творческому восприятию народных танцев и современных танцевальных композиций; изучению основ народно-сценического танца, которые предусматривают развитие у учащихся пластики тела, координации движений, музыкальности, выразительности - способствует гармоническому и физическому развитию.
Особенности предмета «народно-сценический танец» - в организации и методическом осмыслении самых разнообразных элементов народных танцев и в их использовании в формировании исполнителя при обучении. Предмет этот раскрывает широкие возможности и для освоения техники, и для эмоционального развития актерских данных и широко образовывает, знакомя с национальной пластической и музыкальной культурой народов мира.
Особенность предмета «Народно-сценический танец» - в организационном и методическом осмыслении самых разнообразных элементов народных танцев и их использование в формировании исполнителя при обучении. Предмет этот предусматривает освоение техники исполнения народного танца, эмоционального развития выразительности актерских данных, знакомит с национальной пластической и музыкальной культурой народов мира.
Систематические занятия дают возможность развить у ребенка восприятие национального своеобразия танцев, манеры и характера исполнения. Данная программа по предмету «народно-сценический танец» определяет объем и последовательность материала в процессе обучения. Занятия народно-сценическим танцем можно начинать параллельно с классическим танцем. Учебный материал сгруппирован по степени возрастающей сложности.
Рассмотрим особенности обучения народно-сценическому танцу. Программа обучения рассчитана на 11 лет.
1-ий год обучения
Основные задачи:
- развитие ритмичности и музыкальности;
- активизация внимания, «моторной памяти»;
- постановка головы и корпуса – осанка, понятие «анфас», «профиль»;
- знакомство с основными свободными позициями ног, положениями рук.
Задачей первого года обучения является умение сосредоточиться, проявить внутреннюю собранность, активизировать внимание, научиться слушать музыку, различать сильные и слабые доли в музыкальном размере.
2-ий год обучения
Основные задачи: знакомство с основными позициями рук, простейшими движениями русского, белорусского танцев; формирование творческого мышления детей. Занятия проводятся только на середине зала.
В конце второго года обучения учащиеся должны иметь хорошую координацию движений, быть внешне и внутренне свободными.
3-ий год обучения
Основные задачи: предмет народно-сценический танец и его составные части: экзерсис у станка и на середине зала; знакомство с элементами и манерой исполнения белорусского и русского танцев. Вводится терминология народного танца.
В конце третьего года обучения учащиеся должны знать терминологию народно-сценического танца, владеть координацией изученных движений, уметь станцевать небольшие комбинации (16 тактов) на пройденном материале.
4-ый год обучения
Изучаются новые движения у станка. Прививается учащимся аккуратность и точность при исполнении движений. Большое внимание уделяется суставо-связочному аппарату стоп и коленей (подготовка к присядкам). На середине зала изучаются движения русского, белорусского, украинского танцев в более усложненных комбинациях – с дробями и поворотами.
В конце четвертого года обучения учащиеся должны уметь взаимодействовать с партнером, уметь ориентироваться в пространстве (соблюдать рисунок: линию, круг, интервалы).
5-ый год обучения
Изучение новых движений у станка и на середине зала. Совершенствование техники исполнения за счет ритмического рисунка, музыкального темпа, координации движений. На середине зала осваивается техника исполнения мужского украинского танца. Знакомство с молдавским танцем на примере «Сырбы», «Молдавеняски», «Мэрунцики».
В конце пятого года обучения учащиеся должны овладеть сложной техникой украинского и молдавского танцев, манерой исполнения, а также техникой вращений в характере русского, украинского, молдавского танцев.
[1] Богданов Г. Ф. Самобытность русского танца: Учеб. пособие. 2-е изд. М.: Изд-во МГУКИ, 2003.С.32
[1] Зацепина К., Климов А., Рихтер К., Толстая Н., Фарманянц Е. Народно-сценический танец. М., 1976.С.12
[1] Ожегов С.И. Словарь русского языка: Около 57000 слов. – М.: Русский язык, 1986.-С.543.
[2] Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. – М., 1995. – Т.3. – С. 24.
[3] Белинский В.Г. Полн. Собр. Соч. – М., 1994. – Т. IV. – С. 488