Этапы развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста

Название предмета: педагогика
Категория: курсовая работа (без проверки на плагиат - скидка 50 %)

Творческое воображение дошкольниковВведение…………………………………………………….3

Глава 1. Психолого-педагогические основы развития творческого воображения дошкольников…………………………….…………………..…..5

1.1. Понятие творческого воображения…………….……………………….......5

1.2. Особенности развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста..………………………………………………………….11

Вывод по 1 главе…………………………………………………………………19

Глава 2. Экспериментальное исследование развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста……..…………….......21

2.1. Диагностика развития творческого воображения дошкольников…….....21

2.2. Этапы развития творческого воображения дошкольников…....………....24

Вывод по 2 главе……………………………………………………………...….29

Заключение…………………………………………………………………….....31

Список использованной литературы…………………………………………...33

Приложение………………………………………………………………………35

Глава 2. Экспериментальное исследование развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста

2.1. Диагностика развития творческого воображения дошкольников

Экспериментальное исследование развития творческого воображения проводилось в старшей группе детского сада ДОУ № 128 города Волгограда.

Было обследовано 10 детей.

С целью изучения уровня развития творческого воображения были использованы следующие методики:

Детям были предложены индивидуальные задания по модифицированному варианту методики Е.П. Торренса – дорисовать заданную фигуру так, чтобы получилась картинка (всего 16 фигур – по одной на отдельной карточке; предложенные фигуры представляли собой контуры элементов предметных изображений или простые геометрические фигуры различной степени сходства с предметным изображением).

Анализ результатов:

0 - «нулевой» – ребенок не воспринимает задачу построения образа с использованием заданного объекта; чаще всего рисует рядом с эталоном, не используя его, или вовсе отказывается рисовать.

1 - «отдельные объекты»: фигура достраивается до целого; результатом дорисовывания становится один схематически изображенный, не детализированный, объект.

2 - «объекты с деталями»: единичный образ наделен большим количеством деталей.

3 - «сюжеты»: детально дорисовывая предлагаемую фигуру, ребенок встраивает ее в сюжет, соотносит его с некоторой ситуацией – это комплексный образ.

4 - «сюжет с добавлением объектов»: ребенок рисует несколько объектов объединенных в сюжете; это образ – ансамбль.

5 - «включение»: заданная фигура включается как один из второстепенных элементов изображаемого объекта.

Здесь – новый способ создания образа: ребенок соотносит воспринимаемую действительность не с целостным предметным представлением, а с одной из его деталей. Это обеспечивает наибольшую оригинальность и вариативность в решении задачи.

Методика «Составь рассказ по картинкам»

Для составления рассказа предлагается три картинки В нашем примере на рис. 1 изображен собачий домик на берегу замерзшего озера, около домика — собака со щенятами, озеро покрыто снегом; на рис. 2 — начало весны, снег растаял и вода частично затопила конуру, собака с щенятами сидит на крыше будки. На рис.3. – человек в лодке спасает собаку и ее щенят. (Приложение 1).

Инструкция: «Посмотри внимательно на картинки? Что ты видишь? Кто изображен на картинке? Что они делают? Что произошло? Составь рассказ по картинкам».

Анализ результатов:

5 – рассказ составлен, развернут, присутствует оригинальный сюжет;

4 – рассказ составлен, развернут;

3 – рассказ составлен, сюжет не оригинален;

2 – рассказ составлен с помощью наводящих вопросов педагога;

1 – ребенок описывает лишь отдельные элементы картины;

0 – ребенок затрудняется в описании картины.

Результаты диагностики развития воображения по трем методикам представим в виде таблицы.

Таблица 1.

Развитие творческого воображения у дошкольников

Имя ребенка

Методика 1.

Методика 2.

Вывод об уровне развития

Михаил М.

3

2

средний

Дима К.

2

3

высокий

Игорь Ч.

5

5

высокий

Роман М.

2

3

средний

Вася Ш.

1

1

низкий

Оля В.

2

3

средний

Мария К.

2

2

средний

Алла М.

4

5

высокий

Женя С.

1

1

низкий

Даша М.

3

2

средний

 

Итак, в процессе исследования были выявлены следующие группы детей:

- с высоким уровнем развития творческого воображения (30%). Детей данной группы отличает творческое воображение и фантазия, их ответы и рисунки были оригинальны, а в некоторых случаях даже юмористичны.

- со средним уровнем развития творческого воображения (50%). У детей данной группы отмечено развитое воссоздающее воображение с элементами творчества.

- с низким уровнем развития творческого воображения (20%). У детей данной группы отмечено в целом репродуктивное воображение.

В результате проведенного исследования удалось установить, что дети справились с предложенным заданием. Каждый по-своему воссоздал образы, проявляя оригинальность. Однако не все дети находятся на одном этапе развития воображения. У некоторых отмечается лишь репродуктивное или воссоздающее воображение, и лишь у некоторых детей воображение носит творческий характер.

 

 

2.2. Этапы развития творческого воображения дошкольников

Этапы развития воображения у дошкольникаПолученные в исследовании данные позволили рассмотреть воображение как структурный процесс, в котором были выявлены два основных этапа-компонента, которые складываются на протяжении старшего дошкольного детства: этап порождения общей идеи творческого задания и этап составления плана реализации этой идеи. Для каждого из этих этапов были выявлены специфические средства его реализации и рассмотрены их возрастные изменения на протяжении старшего дошкольного возраста.

При создании оригинального образа можно выделить два основных способа решения таких задач. В первом ребенок воспринимает предложенную фигуру как схему какого-либо предмета, который он лишь достраивает в своем воображении (например, квадрат выступает как схема телевизора, домика, аквариума и пр.). При этом способе ребенок прямо следует за образом восприятия, лишь опредмечивая данную схему и придавая ей большее сходство с предметом. Этот способ был назван опредмечиванием.

При втором способе предложенная для дорисовывания фигура используется качественно по-другому. Она включается детьми как деталь в самые разные объекты, рожденные детским воображением (тот же квадрат становится глазом робота или частью бантика на голове у девочки). Данный способ получил название включение.

Этап построения общей идеи создания продукта воображения реализуется с помощью использования образов определенной структуры. Было установлено, что некоторые дети до сих пор пользуются в основном "опредмечивающим" образом. Этот образ строится таким способом, что ребенок основывается на некотором элементе реальности (таким элементом может быть отдельный признак предмета). При этом данный элемент реальности становится центральной частью нового образа.

На следующем этапе дети начинают пользоваться новым типом образом, построенным способом "включение". При использовании такого образа дети также "отталкиваются" от некоторых признаков действительности, но эти признаки начинают занимать второстепенное место в новом образе, становятся его частью, не исчерпывая его полностью. Именно данное средство выполнения заданий обеспечивает оригинальность и продуктивность решений, так как здесь появляется наибольшая свобода применения элементов действительности для построения целостной воображаемой картины. Способность сопоставлять внешнюю и внутреннюю реальность по любым признакам лежит в основе образования символического познания, которое характеризует воображение взрослого человека.

Особенности использования слова также являются значимыми для уровня выполнения заданий на воображение. К ним относятся широта семантических связей слов и возможность переходить от одного контекста в его использовании к другому.

Этап составления плана реализации творческой идеи характеризуется собственными средствами. Прежде всего, таким средством может выступать слово, когда ребенок в речи планирует либо следующий шаг своей деятельности, либо ее конечный продукт. Кроме того, в качестве плана может использоваться наглядная модель, которая представляет собой фиксированную в пространстве временную последовательность получения продукта воображения. В таком случае средством планирования являются модельные представления, которые достаточно широко используются детьми различных дошкольных возрастных групп.

Результаты исследования позволили нам выявить и охарактеризовать основные этапы развития воображения в старшем дошкольном возрасте.

На первом этапе развития воображения происходит разделение воображения на "познавательное" и "эмоциональное", которые связаны с новообразованиями возраста. Происходит отделение ребенком себя от предмета, от действия с предметом и отсюда - направленность его на овладение новыми действиями и предметами, а в случае невозможности этого-обращение к предметам-заместителям. Происходит также выделение своего личного "я", переживание своей отделенности от окружающего мира.

Если вам нужна новая курсовая с высоким процентом оригинальности, то необходимо воспользоваться формой заказа.

 


Дата: 7/8/2017г.
Уникальность текста: 35
Всего содержится листов: 36
Использовался основной шрифт: 14
Эта работа была продана за: 1500


Скачать эту работу (для ознакомительных целей): скачать

Нужна работа, написанная специально для тебя? Жми:

Заказать Курсовую работу (без проверки на плагиат - скидка 50 %) по предмету педагогика


(так же сможешь заказать любую другую работу)


Поделитесь этой статьей со своими друзьями:



Мои похожие работы:

197 - Кот. Краткий отборочный тест
231 - Природоведческая литература в системе работы с дошкольниками и младшими школьниками
110 - Использование моделей при формировании временных представлений у дошкольников
174 - Философская лирика К.Н. Батюшкова
183 - Контрольная работа по учебной практике (коррекционно-развивающей)
143 - Педагогическое общение и условия его эффективности




|2017 - 2018 © copyright| |Пользовательское соглашение|