Развитие творческих способностей детей и подростков в условиях детского хореографического коллектива

Название предмета: педагогика
Категория: дипломная работа (без проверки на плагиат скидка 50 %)

Введение…………………………………………………………………….…..3

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы развития творческих способностей детей и подростков средствами хореографии ………….....…7

1.1. Понятие творческих способностей и особенности их проявления…….7

1.2. Роль хореографии в развитии творческих способностей детей…….…12

Глава 2. Исследование особенностей развития творческих способностей детей и подростков в хореографическом коллективе «Терпсихора»……..23

2.1. Общая характеристика деятельности танцевального коллектива «Терпсихора»……………………………………………………………….…23

2.2. Особенности развития творческих способностей детей и подростков в танцевальном коллективе «Терпсихора»……………………………………30

2.3. Анализ результатов развития творческих способностей детей и подростков в танцевальном коллективе «Терпсихора»……………….…....45

Введение

Художественное воспитание относится к числу проблем, от решения которых во многом зависит процесс развития человеческой культуры. Однако XX век поставил эту проблему по-новому, предельно обострив её гуманистическую направленность и связав с глобальной задачей сохранения культуры.

В условиях демократизации общественных отношений, перемен в социально-экономической сфере, культуре и образовании особую значимость приобретают вопросы художественного воспитания подрастающего поколения. В обществе возрастает потребность в высокоинтеллектуальных творческих личностях, способных самостоятельно решать возникающие трудности, принимать нестандартные решения и воплощать их в жизнь.

Всё это требует разработки новых методов воспитания подрастающего поколения и влечёт за собой нетрадиционность подходов к художественному воспитанию - как основе дальнейшего совершенствования личности.

На протяжении веков одним из универсальных средств воспитания является хореография. Ещё в древние времена танец был одним из первых языков, которым люди могли выразить свои чувства. Танец хранит в себе огромное богатство для успешного художественного и нравственного воспитания. Он сочетает в себе не только эмоциональную сторону искусства, он приносит радость, как исполнителю, так и зрителю.

Хореографическое творчество является одним из средств всестороннего развития детей и подростков. Продуктивность художественного воспитания детей средствами хореографии обусловлена синтезирующим характером хореографии, которая объединяет в себе музыку, ритмику, изобразительное искусство, театр и пластику движений.

В искусстве хореографии как раз и заложены многие формы художественного воспитания детей. Именно хореографическое искусство успешнее всего реализует развитие зрительных, слуховых и двигательных форм чувственного и эмоционального восприятия мира, снимает умственное утомление и даёт дополнительный импульс для мыслительной деятельности.

Нельзя сказать, что проблематика творчества была обойдена вниманием исследователей. Более века ее разработкой занимаются психологи. Еще ранее механизм творчества пытались понять философы, историки, лингвисты, много сделавшие для накопления обобщения материала по истории открытий. Интерес к творчеству проявляли представители других научных дисциплин.

Большой вклад в разработку проблем творческих способностей, внесли такие психологи, как Б.М. Теплов, Л.С. Выготский, В.Н. Дружинин, Д.Б. Богоявленская, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов и др. С.Л. Рубинштейну, Б.М. Теплову принадлежит заслуга в разработке проблемы способностей в психологии. Исследованием специфики творчества занимался В.И. Андреев, проявление творческих способностей изучали Д. Б. Богоявленская, В.Н. Дружинин. Методика обучения танцам раскрыта в работе Т.В. Пуртовой, А.Н. Беликовой, О.В.Кветной «Учите детей танцевать». В работе Н.И. Бондаренко представлена методика хореографической работы. Проблеме развития творческих способностей детей на уроках ритмики и хореографии посвящены исследования Н.И. Бочкаревой.

Однако, не смотря на большое количество литературы, проблема развития творческих способностей детей и подростков в условиях хореографического коллектива остается по-прежнему актуальной. Анализ деятельности учреждений культуры и общеобразовательных школ по художественному воспитанию детей и подростков свидетельствует, что они не стали ещё базой достаточно широкой и результативной работы по развитию творческих способностей детей средствами хореографии. Проблема воспитания таланта, развития творческих способностей в условиях детского хореографического коллектива требует дополнительного изучения.

Выше изложенное обусловило выбор темы исследования – «Развитие творческих способностей детей и подростков в условиях детского хореографического коллектива».

Объект исследования – развитие творческих способностей у детей и подростков.

Предмет исследования – процесс художественного воспитания детей и подростков средствами хореографического искусства.

Цель данного исследования заключается в исследование особенностей развития творческих способностей детей и подростков в условиях детского хореографического коллектива.

Задачи данного исследования:

  1. Дать характеристику творческих способностей, выявить особенности их проявления;
  2. Проанализировать роль хореографии в развитии творческих способностей детей;
  3. Исследовать специфику развития творческих способностей детей и подростков в коллективе «Терпсихора».

Методы исследования: изучение психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме; изучение передового педагогического опыта в аспекте изучаемого вопроса; эксперимент; наблюдение, диагностика по выявлению творческих способностей детей.

База исследования: танцевальный коллектив «Терпсихора».

Работа структурирована в соответствии с поставленными задачами.

Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

Во введении обосновывается актуальность темы, определяются цели и задачи исследования.

В первой главе «Теоретические аспекты проблемы развития творческих способностей детей и подростков в условиях детского хореографического коллектива» анализируется современное состояние исследуемой проблемы, раскрывается понятие творчества и творческих способностей, определяется роль искусства в развитии творческих способностей, рассматриваются особенности проявления творческих способностей в хореографии.

Во второй главе «Исследование особенностей развития творческих способностей детей и подростков в хореографическом коллективе «Терпсихора» дана общая характеристика деятельности танцевального коллектива «Терпсихора», проведена диагностика развития творческих способностей детей и подростков, определены методы и приемы, направленные на развитие творческих способностей и дан анализ полученных результатов.

В заключении подведены итоги исследования, сделаны выводы и предложения.

 

 

 

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы развития творческих способностей детей и подростков средствами хореографии

1.1. Понятие творческих способностей и особенности их проявления

Проблемы развития способностей разрабатывалась в работах таких исследователей, как Б.М. Теплов, С.Л. Рубинштейн, А.А. Бодалев, Л. А. Венгер и др.

Под способностями, по Б.М. Теплову, понимаются индивидуально-психологические особенности, обуславливающие лёгкость и быстроту приобретения знаний, навыков, которые, однако, и не сводятся к этим особенностям [41,19].

В понятии «способности», по мысли Б.М.Теплова, заключены три идеи. «Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого... Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей... В-третьих, понятие "способность" не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека» [41,41].

Согласно концепции Б.М. Теплова, врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические и функциональные особенности человека, создающие определенные предпосылки для развития способностей, называемые задатками. В развитии способностей они входят лишь как исходный момент. Способности, развивающиеся на их основе, обуславливаются, но не предопределяются ими. Задатки влияют, но не решающим образом, на процессе формирования и развития способностей, которые формируются прижизненно в процессе деятельности и воспитания [41,31].

С.Л. Рубинштейн подчёркивает, что способности - это результаты закрепления не способов действия, а психических процессов, посредством которых действия и деятельности регулируются [38,321]. Рассматривая проблему способностей, также подчеркивает прежде всего связь способностей с личностью как психологическим образованием. Он считает, что развитие способностей связано с развитием высших психических функций, с развитием всей личности, ее характера и т.д.

Способности теснейшим образом сопряжены с развитием других сторон личности, из-за чего успехи и неудачи в воспитании этих сторон постоянно либо положительно, либо отрицательно сказываются на развитии способностей.

Таким образом, способности – сложное, интегральное, психическое образование, своеобразный синтез свойств, или, как их называют компонентов. Общий закон образования способностей состоит в том, что они формируются в процессе овладения и выполнения тех видов деятельности, для которых они необходимы.

1.2. Роль хореографии в развитии творческих способностей детей

Хореография, хореографическое искусство (от греч. choreo — танцую) – танцевальное искусство в целом, во всех его разновидностях. Искусство хореографии основано на музыкально-организованных, условных, образно-выразительных движениях человеческого тела. Зачатки образной выразительности свойственны человеческой пластике и в реальной жизни. В том, как человек движется, жестикулирует и пластически реагирует на действия других, выражаются особенности его характера, строй чувств, своеобразие личности. Такие «говорящие» характерно-выразительные элементы, рождённые в реальной жизни, принято называть пластическими интонациями или мотивами. В них коренятся истоки образной природы хореографии. Она основана на том, что характерно-выразительные пластические мотивы, опираясь на музыку, отбираются из множества реальных жизненных движений, обобщаются и организуются по законам ритма и симметрии, орнаментального узора, декоративного целого [34,19].

Хореография - искусство изначально синтетическое, ибо вне музыки, усиливающей выразительность танцевальной пластики, дающей ей эмоциональную и ритмическую. основу, оно не может существовать. Ритм ударных инструментов, сопровождающий танцы некоторых восточных и африканских народов, - это уже разновидность музыки. Вместе с тем хореография - зрелищное искусство, где существенное значение приобретает не только временная, но и пространственная композиция танца, зримый облик танцующих (отсюда—роль костюма, декоративного оформления и др.).

Искусство хореографии зародилось в глубокой древности. Уже в первобытную эпоху возник танец как непосредственное выражение радости людей по поводу успешного завершения их трудовой или военной деятельности. Он был основан на воспроизведении соответствующих движений, имел первоначально религиозно-магическое значение, был неотделим от обрядов. В классовом обществе произошло разделение танца на народный и профессиональный. Народный танец долгое время сохранял связь с трудовыми процессами, языческими и бытовыми обрядами (танцевальные пантомимы в Др. Китае и Др. Индии, древнегреческие дионисийские игры, русские масленичные игры и др.). В нём находили выражение чувства народа, особенности национального характера, отражались различные стороны его жизни. Постепенно отделяясь от прямой связи с трудом и обрядами, танец приобрёл значение искусства, воплощающего красоту тела, различные состояния человеческого духа. Уже в античности существовал профессиональный танец в качестве зрелища, аналогичного театральному. С конца 16 века начал формироваться балет, сначала существовавший в виде интермедий и дивертисментов в оперных и драматических представлениях мифологического характера, а в 18 в. выделившийся в самостоятельное искусство. На протяжении всей своей истории профессиональное искусство хореографии опиралось на народный танец, заимствовало и претворяло многие его элементы [44,34].

Танец существовал и существует в культурных традициях всех человеческих существ и обществ. За долгую историю человечества он изменялся, отражая культурное развитие. Являясь искусством подлинно интернациональным, танец переносится из страны в страну, постоянно обогащаясь и развиваясь.

Танец отражает менталитет народа, народную самобытность, выражает внутренний мир человека, его эмоциональное состояние, чувства и мысли. Характер образности того или иного танца во многом определяется традиционными чертами и сложившимися формами танца.

Танец – форма хореографического искусства, в которой средством создания художественного образа являются движения и положения человеческого тела. Искусство танца богато и многообразно. Каждый жанр хореографического искусства предоставляет свои возможности познания окружающего мира, человека и человеческих взаимоотношений.

В современной хореографии различается танец бытовой (народный и бальный) и сценический (эстрадный и балет). В балете хореография является центром синтеза искусства, органически объединяя в себе музыку и театр.

Сценический танец - один из основных видов хореографического искусства, предназначенный для зрителей и предполагающий создание хореографического образа на сцене.

Глава 2. Исследование особенностей развития творческих способностей детей и подростков в хореографическом коллективе «Терпсихора»

2.1. Общая характеристика деятельности танцевального коллектива «Терпсихора»

Хореографический коллектив «Терпсихора» существует на базе Дома культуры Иловлинского района (с. Лог). В настоящее время Дом культуры - центр досуга с большим диапазоном форм работы, направленных на развитие духовности и общей культуры населения.

Основная задача Дома культуры заключается в развитии социальной активности и творческого потенциала личности, организации разнообразных форм досуга и отдыха, создание условий полной самореализации в сфере досуга.

Основные направления уставной деятельности Дома культуры:

- организация методической и практической помощь коллективам художественной самодеятельности и мастерам народных промыслов;

- организация работы кружков, студий, творческих лабораторий, школ традиционных промыслов и ремесел;

- развитие творческого потенциала молодежи;

- обобщение и распространение историко-этнографических экспедиционных материалов;

- привлечение молодежи к участию в мероприятиях, направленных на проведение досуга с интенсивной интеллектуальной направленностью;

- участие в организации и проведении районных, областных семинаров по проблемам народного творчества;

- систематизация сценарной, репертуарной и методической литературы и формирование справочно-информационного фонда;

- организация исследовательской работы по возрождению национальных культур народов;

- проведение экспедиций по сбору фольклора.

В ДК ведутся занятия по следующим направлениям: художественное (фольклор, прикладное искусство, керамика, хореография, рок-н-ролл), туристическое, спортивное, литературно-драматическое.

Кроме занятий в студиях, ведется интересная клубная жизнь: организуются творческие вечера, праздники, досуг и отдых в выходные дни и во время школьных каникул - экскурсии и походы, поездки в загородные и туристические лагеря.

Славится Дом культуры своим творческим потенциалом. В ДК существует фольклорный ансамбль «Коляды», театр-студия «Маски», хор русской песни, хореографические и бальные коллективы.

2.2. Особенности развития творческих способностей детей и подростков в танцевальном коллективе «Терпсихора»

Хореография – искусство, любимое детьми. Именно музыка и движение формируют у ребенка свободу в творческом мышлении, дают возможность импровизировать, отдавая взамен ребенку эмоциональные реакции – радость, удовольствие.

Главная задача руководителя в воспитании детей и подростков – развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, прививать интерес и любовь к движению, доставляя радость. Дети и подростки не только учатся танцевать, но и знакомятся с русской культурой, традициями и обычаями народов мира, развивают свои интеллектуальные и творческие способности.

Танцевальный коллектив должен поразить зрителей не только яркими костюмами, но и пластикой, отточенными синхронными движениями, интересной задумкой, сюжетом танца, оригинальной музыкой. Именно поэтому развитию творческих способностей детей и подростков уделяется значительное внимание.

В начале года был определен исходных уровень развития творческих способностей детей и подростков (средней группы). С этой целью была проведена диагностика, включающая следующие задания:

  1. Повторение танцевальных движений за педагогом;
  2. Свободная импровизация под классическую музыку;
  3. Создание танцевально-игрового образа под народную музыку;

Оценка результатов:

3 балла – четкое, ритмичное повторение танцевальных движений за педагогом; при свободной импровизации использование более 10 различных элементов; выполнение танцевальных движений под различное музыкальное сопровождение, эмоциональность в танце и тонкое обыгрывание музыкальных переходов, создание образа, оригинальное использование предметов в танце, умение сочетать нескольких стилей в танце, способность передать настроение через танец.

2 балла - повторение танцевальных движений за педагогом после нескольких показов; при свободной импровизации использование около 5 различных танцевальных элементов; копирование образа других исполнителей.

1 балл – повторения танцевальных движений вместе с педагогом после многочисленных показов; скованность в движениях, отсутствие индивидуальности, невозможность создать музыкальный образ.

0 баллов - отсутствие танцевальных движений.

Анализ результатов диагностики представим в виде таблицы.

Таблица 1.

Диагностика развития творческих способностей детей и подростков.

Имя

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Общий балл

Вывод

1

Ира М.

2

2

2

6

Средний

2

Лена С.

3

3

3

9

Высокий

3

Оля С.

3

2

2

7

Средний

4

Маша К.

2

2

1

5

Средний

5

Света С.

1

1

1

3

Низкий

6

Аня Ч.

2

2

2

6

Средний

7

Инна К.

1

1

0

2

Низкий

8

Настя У.

3

3

2

8

Высокий

9

Наташа К.

2

2

2

6

Средний

10

Наташа М.

2

2

2

6

Средний

11

Даша Г.

2

2

1

5

Средний

12

Олег С.

1

1

1

3

Низкий

13

Жора К.

3

3

2

8

Высокий

14

Павел Ч.

2

2

2

6

Средний

15

Иван А.

2

2

1

5

Средний

16

Денис М.

1

1

1

3

Низкий

17

Антон В.

3

3

3

9

Высокий

18

Алеша Г.

1

1

1

3

Низкий

19

Алеша К.

1

1

1

3

Низкий

20

Игорь В.

3

3

2

8

Высокий

 

Итак, в результате диагностики был определен исходный уровень развития творческих способностей детей и подростков. Количество детей, у которых был отмечен высокий уровень, составило 5 человек (25 %), средний уровень был отмечен у 9 детей (45 %), низкий уровень отмечен у 6 детей (30%).

Таким образом, большое количество детей, имеющих низкий и средний уровень развития творческих способностей, обусловили проведения специальной работы. Главная цель: создать условия для раскрытия творческих способностей подростков с учетом их индивидуальных особенностей и опыта.

Исходя из этого, определяются следующие задачи:

- способствовать раскрытию танцевальных творческих способностей;

- сформировать художественный вкус;

- воспитать нравственного человека;

- укрепить физическое и психическое здоровье;

- сохранить и поддержать индивидуальность;

- улучшить физическое развитие;

- развить инициативность, любознательность, самостоятельность;

- привить желание учиться, готовность к образованию и самообразованию.

Основным средством поставленной цели занятий, является приобщение детей к искусству, развитие художественного вкуса, знаний, умений, потребностей и интересов, имеющих общественно значимый характер.


Дата: 12/8/2017г.
Уникальность текста: 35
Всего содержится листов: 75
Использовался основной шрифт: 14
Эта работа была продана за: 4000


Скачать эту работу (для ознакомительных целей): скачать

Нужна работа, написанная специально для тебя? Жми:

Заказать Дипломную работу (без проверки на плагиат скидка 50 %) по предмету педагогика


(так же сможешь заказать любую другую работу)


Поделитесь этой статьей со своими друзьями:



Мои похожие работы:

208 - Самостоятельные работы по методике экологического образования дошкольников
282 - История развития ребенка
113 - Особенности сервисной деятельности МОУ ДОУ № 270
279 - «Евгений Онегин» А.С. Пушкина как «свободный роман»
153 - Психофизиология как наука о нейронных механизмах психических процессов и состояний
63 - Формирование нравственных ориентаций дошкольников через русские народные игры




|2017 - 2018 © copyright| |Пользовательское соглашение|