Воспитание у детей старшего дошкольного возраста творчества в подвижных играх

Название предмета: педагогика
Категория: курсовая работа (без проверки на плагиат - скидка 50 %)
Подвижные игры-развитие творчестваВведение…………………………………………………………………….......3

Глава 1. Проблема развития творчества у детей дошкольного возраста в процессе подвижных игр………………………………………..……………...5

    1. Игра как средство развития творчества у дошкольников…....................5
    2. Роль подвижных игр в развитии творчества у дошкольников…….........9

Вывод по главе 1……………………………………………………………..…15

Глава 2. Исследование возможностей использования подвижных игр в развитии творчества у старших дошкольников………………………....…....16

2.1. Диагностика развития творчества у старших дошкольников в подвижных играх…………………………………………………………………….…....…16

2.2. Методы и приемы развития творчества у старших дошкольников в подвижной игре…………………………………………………………………21

2.3. Анализ результатов………………………………………………………...27

Вывод по главе 2………………………………………………………………..29

Заключение……………………………………………………………………...30

Список использованной литературы…………………………………………..32

Приложения……………………………………………………………………..34

Глава 2. Исследование возможностей использования подвижных игр в развитии творчества у старших дошкольников

2.1. Диагностика развития творчества у старших дошкольников в подвижных играх

Исследование особенностей развития творчества у старших дошкольников в подвижных играх проводилось на базе ДОУ № 180 г. Волгограда.

В старшей группе на протяжении двух месяцев проводился педагогический эксперимент. Количество детей, участвующих в эксперименте составило 10 человек.

Цель эксперимента:

- изучение путей развития творческого воображения у старших дошкольников в подвижных играх;

- подбор подвижных игр и обучение дошкольников различным видам игр;

- исследование возможностей использования подвижных игр в развития творческого воображения у детей.

Эксперимент проходил в три этапа. На первом, констатирующем этапе были исследованы особенности развития творчества у старших дошкольников в подвижных играх.

На втором, формирующем, проходило непосредственное развитие творчества у старших дошкольников в подвижных играх. Была разработана методика, включающая подвижные игры, направленные на формирование творческой фантазии дошкольников.

Целью третьего этапа, контрольного, являлся анализ эффективности использованной методики по развитию творчесва у старших дошкольников в подвижных играх.

На начальном этапе было изучен уровень развития творчества у старших дошкольников в подвижных играх.

  1. Методика. «Создание музыкально-игрового образа»

Под музыку дети самостоятельно создают музыкально-игровой образ. Можно использовать мяч, ленту, гимнастическую палку.

Оценка образа: наличие творческого элемента, характер движений, индивидуальность образа, соответствие образа музыке.

2. Методика. Игра «Море волнуется раз».

Под слова ведущего:

Море волнуется раз,

Море волнуется два,

Море волнуется три.

Морская фигура на месте замри…

Дети свободно двигаются, изображая различные объекты живого и неживого мира, замирают в неподвижной позе, создавая творческий образ.

Игра проводится три раза. Педагог оценивает творческий характер созданного игрового образа, их разноплановость, спрашивает у детей, кого они изображают.

3.Методика. «Семь плиточек».

С целью изучения владения и использования дошкольниками подвижных игр была предложена игра «Семь плиточек».

В центре площадки строится башня из нескольких предметов. Одна команда назначает около нее сторожа. Остальные члены команды распределяются по всей площадке, на расстоянии нескольких метров от башни. Вторая команда старается сбить башню, катая мяч по очереди. Как только башня будет сбита, сторож башни бросает мяч игрокам своей команды, которые стараются попасть мячом в противников, не сходя co своего места. Те, кто разрушили башню, стараются восстановить её и не попасть под удар мяча. Bыигравшей считается та команда, которая сумела построить башню или выбила мячом всех противников.

После небольшой инструкции мы предложили детям поиграть в игру, за которой наблюдали издалека.

В процессе наблюдения мы фиксировали:

- отношение ребенка к игре (активен, пассивен, застенчив, проявляет интерес, боится допустить ошибку);

- включение ребенка в игру (сразу, в течении игры, не включился);

- поведение ребенка в игре (агрессивное, товарищеское, сам за себя);

- владение двигательными навыками, владение мячом, меткость, скоординированность, точность движений.

Данные наблюдений были проанализированы и занесены в общую таблицу.

Анализ результатов диагностики представим в виде таблицы.

Таблица 1.

Диагностика развития творчества в подвижных играх.

Имя

Методика 1

Методика 2

Методика 3.

Вывод

Олеся К.

Девочка не создала музыкальный образ, только ходила под музыку

Бегала по площадке, размахивая руками, в момент окончания музыки застыла в неподвижной позе, свой образ никак не объяснила

В игру не включилась, когда в нее попали мячом – заплакала и вышла из игры.

низкий

Алла С.

Во время музыки взяла ленту, но никак ее не использовала

Девочка перемещалась по площадке, изображая то бабочку, то птичку

Наблюдала с интересом за деятельностью детей, но не поняла смысла игры и правил, потом бегала по площадке, мешая другим детям.

низкий

Маша С.

Старался изобразить спортсмена, бегал по площадке, потом взял мяч

Во время игры изображал морскую черепаху, тигра, жука

Не сразу включился в игру, однако включившись стал играть с удовольствием.

средний

Дима В.

Использовал ленту, повторял за другими детьми их движения

Изображал все время птиц, движения однообразные (бегал, махая руками)

Вначале активно включился в игру, а затем, допустив ошибку, расстроился и большей частью в игре не участвовал

средний

Олег С.

Использовал мяч, пытаясь провернуть его на одном пальце.

Образы однотипные, бегал махая руками.

В игре большей частью играл пассивную роль, без особого интереса, однако был ловок.

средний

Вова Г.

Использовал ленту, плавно перемещался по площадке под музыку, манипулируя лентой

Изображал сокола, плавно передвигался по площадке, акулу с плавником (поднятая рука), пантеру (перемещался на четвереньках, изгибаясь)

В игре активен, сразу захватил инициативу, руководит деятельностью других детей, владеет мячом, ловок, придерживается правил игры.

высокий

Лиля Ч.

Использовала ленту, подбрасывая ее

Бегала по площадке, изображая птиц

В игру включилась не сразу, отличалась средней ловкостью и средним владением мячом.

средний

Аня В.

Образ создать не удалось (стояла на площадке)

Изображала птиц

В игру не включилась, стояла в стороне, наблюдая за игрой других детей.

низкий

Миша Т.

Использовал мяч, катал его по полу

Изображал все волка и собаку

Играет по настроению, пытается обойти правила, ловок, движения скоординированные

средний

Инна Д.

Использовала ленту, которую подбрасывала и ловила во время танца.

Изображала воробья (прыгала на четвереньках), рыбу (плавно передвигалась), павлина (важно прохаживалась и крутила головой)

Девочка активно включилась в игру, занимала лидирующие позиции, распределяла детей во время игры, следила за выполнением правил, проявляла ловкость, силу и выносливость, по окончанию игры предложила новую.

Высокий

 

Итак, в результате диагностики были определены особенности развития творчества дошкольников в процессе подвижных игр.

В результате исследования были выявлены три группы детей:

- дети с высоким уровнем владения и использования подвижных игр и высоким уровнем развития творчества (2 ребенка – 20%). Эти дети проявляют высокий интерес к занятиям физической культурой, сознательно включают в свою деятельность различные подвижных виды игр, в игре проявляют выдумку и фантазию.

- дети со средним уровнем владения и использования подвижных игр и средним уровнем развития творчества (5 детей – 50%). В игре эти дети чаще всего подражают другим игрокам, не вносят элементы новизны.

- дети с низким уровнем владения подвижных игр и отсутствием творческого выражения в игре (3 ребенка – 30%). Эти дети практически не включаются в игровой процесс, не знают и не используют в своей деятельности подвижные игры.

Итак, как показало исследование, не все дети показали высокий уровень развития творческого воображения в игре, многие не любят подвижные игры.

Таким образом, была обусловлена необходимость проведения дальнейшей целенаправленной работы по формированию у дошкольников творчества посредством использования подвижных игр.

 

2.2. Методы и приемы развития творчества у старших дошкольников в подвижной игре

Систематическая, наполненная разнообразным содержанием двигательная деятельность детей играет важную роль в их физическом и психическом развитии. Расширение и обогащение двигательного опыта детей — одна из основных задач, стоящих перед воспитателем детского сада.

На втором этапе проходил формирующий эксперимент по развитию творчества у старших дошкольников в подвижной игре.

Вначале было необходимо вызвать интерес у детей к подобным играм. На протяжении всей игры необходимо поддерживать интерес детей к ней разными средствами. Но особенно важно создать его в начале игры, чтобы придать целенаправленность игровым действиям. Например, интригующий вопрос к малышам: "Хотите быть летчиками? Бегите на аэродром!..." приводит к возникновению творческого замысла подвижной игры.

Огромный эффект имеет обыгрывание атрибутов. Например, воспитательница надевает маску-шапочку: "Смотрите дети какой большой косолапый мишка пришел к вам играть...", или: "Сейчас я кому-нибудь надену шапочку, и у нас будет зайчик... Ловите его!" Или: "Угадайте, кто прячется за моей спиной?" - говорит воспитательница, манипулируя звучащей игрушкой.

Итак, мы использовали подвижные игры, которые не только стимулируют двигательную деятельность ребенка, но и способствуют развитию интереса к игре.

В ходе обучения детей всевозможным подвижным играм решались следующие задачи:

- обучение детей различным видам подвижных игр;

- формирование стойкого интереса к подвижных играм;

- развитие воображения, выдумки, фантазии.

- воспитание нравственных качеств, коммуникабельности, чувства товарищества.

- создание условий для положительного психоэмоцианального состояния детей.

Подбор подвижных игр осуществляется в зависимости от сложности и интересности предыдущих действий. Игра может носить более или менее активный характер. В старшем возрасте целесообразно организовать подвижные игры для развития умственных и творческих способностей детей.

В нашей практике мы старались подбирать игры с учетом возраста детей. Слишком простые игры у детей не вызывали интереса, слишком сложные – были для них не понятны, дети путались в правилах, игра затягивалась, пропадал интерес.

В процесс использования тех или иных подвижных игр, мы старались всех детей включить в игровой процесс. Поначалу это было довольно трудно сделать, так как многие дети испытывали страх перед игрой, боялись неудачи, поражения. Поэтому в процессе игр большое внимание уделялось развитию навыков сотрудничества, поддержки, коллективизма. Активных и деятельных детей мы иногда просили уступить главные роли тихим и робким участникам. Поначалу неактивные дети боялись выступить в роли ведущего, взять на себя главную роль, затем, по мере вхождения в игру у этих детей начинали проявлять уверенность и самостоятельность, одновременно пришел и успех. Надо отметить, успех в игровой деятельности – важное составляющее. Благодаря успеху формируется устойчивое положительное отношение к игре, приходит интерес, желание играть. Таким образом, в результате использования народных игр, многие дошкольники стали проявлять стойкий интерес к народным играм и занятиям физической культурой. Полученные знания дети переносили в самостоятельную игровую деятельность.

Важными условиями развития творческого воображения детей в процессе подвижных игр, на наш взгляд являются: руководство подвижной игрой детей, обучение детей различным видам подвижных игр, поощрение использования подвижных игр в самостоятельной деятельности детей.

В ходе игры педагог привлекает внимание ребят к её содержанию, следит за точностью движений, которые должны соответствовать правилам, за дозировкой физической нагрузки, делает краткие указания, поддерживает и регулирует эмоционально-положительное настроение и взаимоотношение играющих, приучает их ловко и стремительно действовать в создавшейся игровой ситуации, оказывает товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели и при этом испытывать радость. Одним словом, задача педагога заключается в том, чтобы научить детей самостоятельно и с удовольствием играть в подвижные игры.

В период освоения детей новой обстановкой подвижные игры позволяли научить их играть вместе, дружно, во время бега не наталкиваться друг на друга, ориентироваться в пространстве. Игры, основанные на простых заданиях, такие, как «Бегите ко мне», «Бегите к флажку», «Догони мяч», проводили вначале с небольшой подгруппой (8—10 детей). При такой организации дети чувствовали себя свободнее, увереннее, а воспитателям было легче научить их координации движений.

Постепенно в играх усложняли задачу. Например, в усложненном варианте игры «Бегите ко мне» дети не просто бежали, а, изображая птичек, махали руками. В игре «Догони мяч» сначала мяч бросал воспитатель, а затем и сами дети.


Дата: 17/8/2017г.
Уникальность текста: 35
Всего содержится листов: 38
Использовался основной шрифт: 14
Эта работа была продана за: 1500


Скачать эту работу (для ознакомительных целей): скачать

Нужна работа, написанная специально для тебя? Жми:

Заказать Курсовую работу (без проверки на плагиат - скидка 50 %) по предмету педагогика


(так же сможешь заказать любую другую работу)


Поделитесь этой статьей со своими друзьями:



Мои похожие работы:

132 - Тенденции развития образовательной системы России




|2017 - 2018 © copyright| |Пользовательское соглашение|