Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Проблема формирования читательских умений школьников при изучении эпических и лирических произведений…………………………..….6
Вывод по главе 1…………………………………………………………………21
Глава 2. Практическое исследование особенностей формирования читательских умений учащихся шестого класса при изучении эпических и лирических произведений……………………………………………………....22
2.1. Диагностика развития читательских умений учащихся…………………22
2.2. Методы и приемы формирования читательских умений учащихся шестого класса при изучении эпических и лирических произведений……...26
Вывод по главе 2………………………………………………………………....35
Заключение…………………………………………………………………..…...36
Список использованной литературы……………………………………...……38
Приложение………………………………………………………………………40
Введение
Особенности культурно-исторического развития России и традиции российского гуманитарного образования обусловили особую роль художественной литературы в жизни общества, в духовном развитии личности.
В российской школе литературное образование и преподавание словесности традиционно рассматривались как основа образования. Любовь к чтению, начитанность, умение точно и доказательно выражать свои мысли, грамотно и литературно писать всегда оценивались как необходимые составляющие образованности в широком смысле.
В современных условиях общественной жизни формирование культуры чтения, как основы нравственного и эстетического понимания человека, непрерывного самообразования и восприятия новых, прогрессивных процессов в окружающей действительности, является глобальной проблемой современности.
Формирование «квалифицированного», творческого, эстетически восприимчивого читателя, умеющего ориентироваться в многообразии родной и мировой литературы, понимать, эстетически оценивать литературные произведения, уметь грамотно, интересно, эмоционально выразить свои впечатления и мысли в устной и письменной форме — важная задача, стоящая перед современной школой.
Развитие ученика-читателя — ключевая проблема литературного образования школьников, которая тесно связана с читательской деятельностью, становлением ученика как талантливого читателя.
Проблема чтения всегда находилась под пристальным вниманием ученых-методистов, педагогов, психологов. Детально разработанные и тщательно сформированные указания по руководству чтением ребенка и подростка с учетом возраста, индивидуальных склонностей и задач воспитания цельной человеческой личности имеются в наследии К.Д.Ушинского, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского.
Психологическим аспектам процесса обучения и читательской деятельности посвящены труды Б.Г.Ананьева, В.С.Библера, Д.Н.Богоявленского, Л.С.Выготского, ПЯ.Гальперина, В.В.Давыдова, Н.О.Корста, А.Ф. Лазурского, А.Г.Корсунского, А.Н.Леонтьева, Н.А.Менчинской, А.П.Нечаева, О.И.Никифоровой, Ж.Пиаже, С.Л.Рубинштейна, Д.В.Эрдниева, Д.В.Эльконина, И.СЯкиманской, П.М.Якобсона и др.
Традиции изучения художественной литературы в школе заложены в работах В.И.Водовозова, В.Я.Стоюнина, В.П.Острогорского, Ц.П.Балталона, В.В.Голубкова, Н.М.Соколова, М.А.Рыбниковой, Л.С.Троицкой и др.
О.А.Иншакова посвятила свою работу развитию читательской самостоятельности учащихся в процессе изучения произведений А.С.Пушкина в 5-9 классах средней школы. В.И.Нусенкис, исследуя процесс формирования читательских умений при изучении эпических произведений у школьников 6 класса, отмечает, что система формирования читательских умений должна быть гибкой, видоизменяться в зависимости от художественного метода писателя. И.Л.Старцева исследует проблему развития читательской культуры школьников 5-6 классов при изучении эпических произведений, опираясь на фольклор и на тексты художественной литературы. Л.Н.Горячева, опираясь на диалогическую природу общения учителя с учениками на уроке, посвятила исследование проблеме учебно- речевой деятельности «учитель-ученик» на интегрированном уроке литературы.
Объект данного исследования – читательские умения учащихся шестого класса.
Предмет исследование – процесс формирования читательских умений при изучении лирических и эпических произведений.
Цель данного исследования – изучение особенностей формирования читательских умений школьников шестого класса при изучении эпических и лирических произведений.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1.На основе теоретической и методической литературы раскрыть понятие и особенности формирования читательских умений, изучить специфику изучения лирических и эпических произведений в шестом классе;
2. На основе практического исследования определить уровень развития читательских умений учащихся шестого класса, выявить методы и приемы формирования читательских умений учащихся шестого класса при изучении эпических и лирических произведений.
Основной целью литературного образования является приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой классики, формирование культуры художественного восприятия и воспитание на этой основе нравственности, эстетического вкуса, культуры речи. Основой содержания литературного образования признано чтение и изучение художественных текстов с учетом литературоведческого, этико-философского и историко-культурного компонентов [2,34].
Н.Д.Молдавская определяет литературное развитие «как процесс развития способности к непосредственному восприятию искусства слова, сложных умений сознательно анализировать и оценивать прочитанное, руководствуясь при этом эстетическими критериями и художественным вкусом, выработанными в школе при усвоении учебного курса литературы и в широком внешкольном общении с искусством» [10,65].
Е.В.Квятковским выдвигается следующие ведущие компоненты литературного развития:
- усвоение нравственных и эстетических ценностей художественного произведения;
- развитый художественный вкус и умение самостоятельно оценивать литературно-художественные произведения;
- представление об основополагающих понятиях теории литературы и эстетики и умение оперировать ими;
- потребность в чтении и устойчивый интерес к нему;
- развитость литературно-творческих способностей и полноценность восприятия художественного произведения;
- библиотечно-библиографические навыки и умение работать с книгой. Каждый из предложенных компонентов имеет свою подсистему более частных критериев [4,46].
Литературное развитие школьников многоаспектно и достигается всей системой литературного образования и эстетического воспитания школьников; единством классной, внеурочной и внеклассной работы.
Проблеме формирования общих и специальных литературных умений всегда придавалось большое значение, об этом много писали Г.В.Анджапаридзе, Н.Я.Мещерякова, Л.Я.Гришина [13,45].
В ряде исследований чтение рассматривается как действие в составе познавательной, учебной, информационно-поисковой и научной деятельности как особая самостоятельная деятельность (В.А.Бородина, И.А.Зимняя, Н.Ф.Неволин, И.В.Усачева, С.П.Цуранова и др.).
Педагоги обычно рассматривают чтение и как собственно чтение школьниками произведений печати, и как педагогически направленный воспитательный процесс приобщения детей, школьников к литературе. Цель такого процесса - воспитание любви к книге, формирование активной читательской деятельности, умение правильно и глубоко понимать прочитанное, что, в конечном итоге, приводит к развитию эстетического чувства, культуры чтения [6,65].
Одной из важнейших проблем современного школьного литературного образования является проблема изучения художественного произведения с учетом своеобразия его рода и жанра.
Совершенствование изучения произведений в родовой и жанровой специфике предполагает развитие способности наслаждаться искусством, воспринимать произведение в его художественной целостности и неповторимой значимости.
Во многих современных исследованиях ставится вопрос о необходимости совершенствования умственной, эстетической деятельности ученика, развитии его эмоциональной сферы, самостоятельности, в основе которой лежит владение способами добывания и применения знаний, — эта концепция чрезвычайно актуальна для решения задач литературного образования в средней школе.
Основными особенностями лирических произведений, отмеченных в трудах литературоведов, являются следующие: изображение характера в отдельном проявлении, в конкретном переживании; субъективированность этого изображения, индивидуализация его [16,367].
Непосредственное переживание отодвигает на второй план жизненные ситуации; в лирических произведениях отсутствует развернутый сюжет, для них характерна художественно организованная в целостную выразительную систему языка стихотворная речь.
В книге И. Ф. Волкова «Теория литературы» подчеркнуто, что у лирики есть свой предмет в реальной действительности, такой предмет, который в полной мере недоступен эпосу. Таким предметом является внутренний мир человека в его движении — процесс мышления и его внутренних переживаний» [2,65].
Основной особенностью уроков лирики является необходимость углубить непосредственные эмоциональные впечатления учащихся. Мы вводим учеников в мир авторских мыслей и чувств и не торопимся совершить переход от единичного к обобщенному значению поэтического образа. Осознание не только конкретного, но и общечеловеческого в лирике представляет наибольшую сложность.
В методике изучения лирики особое место отводится выразительному чтению как органической части анализа текста. Рекомендуется также использование музыкальных произведений с целью воссоздать образ-переживание автора, мир чувств лирического героя. Многозначность слова в лирической поэзии требует внимания к его эмоциональному звучанию. Мелодия и ритм стиха воссоздаются в звучащем слове.
В VI классе изучаются различные лирические и лиро-эпические произведения: баллады, былины, народные лирические песни, лирика русских классиков XIX века.
Практическое исследование особенностей формирования читательских умений учащихся при изучении эпических и лирических произведений было проведено на базе средней школы № 65 города Волгограда.
В школе № 65 работают по Программе по литературе для учащихся 5–11-й классов (Авт. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева).
Построение программы 6-го класса в основном подчинено хронологическому принципу: от мифов и библейских сказаний до произведений современных писателей. В курсе соседствуют произведения русской и европейской литературы — с целью создать у ребят начальное представление о своеобразии индивидуального художественного мира в близких по теме и проблематике произведениях.
В шестом классе изучаются лирические и эпические произведения. Учащиеся знакомятся с творчеством таких писателей и поэтов как А.С. Пушкин, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой, К.Г. Паустовский, В.А. Жуковский, М.Ю. Лермонтов и др.
В шестом классе подробно изучаются следующие эпические произведения: А.С. Пушкин «Повести Белкина» («Выстрел»), «Дубровский»; И.С. Тургенев «Муму», «Бирюк»; Л.Н. Толстой «Севастополь в декабре месяце»; К.Г. Паустовский «Старик в станционном буфете»; М.Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»; А.П. Чехов «Лошадиная фамилия» «Смерть чиновника», «Толстый и тонкий», «Хамелеон» и др.
При изучении эпических произведений учащиеся знакомятся с родами и жанрами литературы (рассказ, новелла, повесть как эпические жанры), постигают специфику мастерства писателей, авторского взгляда на мир и его отображение в художественной литературе, особенности изображения человека в эпических произведениях, изучают роль художественной детали в повествовании.
Лирика в учебнике представлена следующими произведениями: баллады В.А. Жуковский «Светлана», «Лесной царь»; былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Вольга и Микула Селянинович», басни И.А. Крылова, стихотворения С. Есенин «Где ты, где ты, отчий дом...», М. Цветаева «Домики старой Москвы», А. Ахматова «Цветов и неживых вещей...», И. Бунин «Первый утренник, серебряный мороз...», И. Бродский «Ветер оставил лес...», Б. Пастернак «Никого не будет в доме...» и др.
Изучение лирики является процессом деятельного, творческого, активного познания самой поэзии и жизни, отраженной в ней. При изучении лирических произведений учащиеся постигают особенности отражения мира чувств человека в лирическом тексте, знакомятся с особенностями организации стихотворной речи (рифма, ритм, размер, строфа).
Диагностика развития читательских умений учащихся включала следующие задания:
1. Техника чтения вслух (скорость чтения, беглость и выразительность чтения по книге неподготовленного текста).
3. Выразительное чтение стихотворений (проверка выразительности чтения подготовленного текста стихотворений; использование основных средств выразительности: пауз, логических ударений, интонационного рисунка).
4. Анализ лирического произведения (Какие чувства вызывает у вас это стихотворение? Смысл названия стихотворения. Основные интонации стихотворения, чувства поэта и лирического героя).
Анализ результатов исследования представим в виде таблицы.
Таблица 1.
№ | Имя учащегося | Техника чтения | Анализ эпического произведения | Выразительное чтение | Анализ лирического произведения | Вывод |
1 | Ира М. | 130 сл/м | Полный анализ | Выразительно, эмоционально | Полный анализ | высокий |
2 | Максим Р. | 128 сл/м | Полный анализ | Выразительно, эмоционально | Полный анализ, анализ чувство поэта и собственных переживаний | высокий |
3. | Виктор К. | 110 сл/м | Полный анализ | Выразительно | Полный анализ | высокий |
4. | Дима К. | 120 сл/м | Поверхносный анализ | В целом выразительно | Элементы анализа | средний |
5. | Олег М. | 114 сл/м | Поверхносный анализ | В целом выразительно | Элементы анализа | средний |
6. | Даша Б. | 103 сл/м | Поверхносный анализ | В целом выразительно | Пересказ содержания | средний |
7. | Анна К. | 110 сл/м | Поверхносный анализ | В целом выразительно | Пересказ содержания | средний |
8. | Оля М. | 100 сл/м | Поверхносный анализ | Не достаточно выразительно | Пересказ содержания | средний |
9. | Наташа К. | 90 сл/м | Пересказ содержания | Не смог рассказать наизусть | Анализ отсутствовал | Низкий |
10. | Алла С. | 80 сл/м | Пересказ содержания | Не выразительно | Анализ отсутствовал | Низкий |
Анализ результатов исследования позволил сделать следующие выводы:
- учащиеся с высоким уровнем развития читательских умений (2 человека) бегло и выразительно читают, понимают смысл прочитанного, владеют способами анализа лирических и эпических произведений, эмоционально откликаются на произведение;
- учащиеся со средним уровнем развития читательских умений (6 человек) в целом хорошо читают, понимают смысл прочитанного, однако слабо владеют приемами анализа лиро-эпических произведений;
- учащиеся с низким уровнем развития читательских умений (2 человека) недостаточно освоили навык беглого чтения, не владеют приемами анализа лирических и эпических произведений, не испытывают потребности в чтении.
Таким образом, как показало исследование, не все учащиеся шестого класса овладели читательскими навыками в достаточной степени. В связи с этим возникает необходимость в проведении целенаправленной работы по формированию у учащихся данных навыков и умений.
Скачать полный текст работы можно бесплатно с этого сайта. Но чтобы ваша работа была оригинальной, нужно писать ее заново. Вы можете заказать у автора курсовую с высоким процентом оригинальности.