Организация системы работы по внеклассному чтению в начальных классах специальной коррекционной школы VIII вида

Название предмета: методика преподавания
Категория: дипломная работа (без проверки на плагиат скидка 50 %)

Внеклассное чтениеВведение……………………………………………………………………...…..3

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы организации системы работы по внеклассному чтению в начальных классах специальной коррекционной школы VIII вида……………………………………………………..…………...6

1.1. Психологические особенности проблемы овладения чтением учащимися с нарушением интеллекта………………………………………………………..6

1.2. Формирование навыков первоначального чтения у учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида……………………………....15

1.3. Особенности уроков чтения в специальной (коррекционной) школе VIII вида

1.4. Особенности организации внеклассного чтения у учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида……………………………………………

Выводы по главе 1…………………………………………………………….…21

Глава 2. Практическое исследование особенностей обучения навыкам первоначального чтения младших школьников в специальной (коррекционной) школе VIII вида………………………………………….…..21

2.1. Диагностика развития первоначальных навыков чтения младших школьников………………………………………………………………………20

2.2. Методы и приемы развития первоначальных навыков чтения младших школьников с нарушениями интеллекта………………………………………25

2.3. Анализ результатов исследования…………………………………………34

Выводы по главе 2……………………………………………………………….36

Заключение………………………………………………………………………37

Список использованной литературы…………………………………………...39

Приложение………………………………………………………………………41

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы обучения первоначальным навыкам чтения младших школьников с нарушением интеллекта

1.1. Психологические особенности проблемы овладения чтением учащимися с нарушением интеллекта

Вопросы овладения навыком чтения детьми с нарушением интеллекта достаточно подробно отражены в работах таких авторов и методистов, как А. К. Аксенова, В. В. Воронкова, М. Ф. Гнездилов, Р. И. Лалаева, В. Г. Петрова, З. Н. Смирнова, Н. К. Сорокина и др. Все авторы отмечают, что овладение навыком чтения детьми данной категории, особенно на начальном этапе их обучения (1—2 классы), является специфическим.

Исследования А. Р. Лурии, В. И. Лубовского, А. И. Мещерякова, М. С. Певзнер и др. показали, что у умственно отсталых имеются довольно грубые изменения в условно-рефлекторной деятельности, разбалансированность процессов возбуждения и торможения, а также нарушения взаимодействия сигнальных систем. Все это является физиологической основой для аномального психического развития ребенка, включая процессы познания, эмоции, волю, личность в целом [12,35].

Особенности психики умственно отсталых исследованы достаточно полно (Л. В. Занков, В. Г. Петрова, Б. И. Пинский, С. Я. Рубинштейн, И. М. Соловьев, Ж. И. Шиф и др.).

Для умственно отсталых характерно недоразвитие познавательных интересов (Н. Г Морозова), которое выражается в том, что они меньше, чем их нормальные сверстники, испытывают потребность в познании.

Как показывают данные исследований, у умственно отсталых на всех этапах процесса познания имеют место элементы недоразвития, а в некоторых случаях атипичное развитие психических функций [23,21].

В результате эти дети получают неполные, а порой искаженные представления об окружающем, их опыт крайне беден. Известно, что при умственном недоразвитии оказывается дефектной уже первая ступень познания - восприятие. Часто восприятие умственно отсталых страдает из-за снижения у них слуха, зрения, недоразвития речи, но и в тех случаях, когда анализаторы сохранны, восприятие этих детей отличается рядом особенностей, на это указывают исследования психологов (К. А. Вересотская, В. Г. Петрова, Ж. И. Шиф).

 

Главным недостатком является нарушение обобщенности восприятия, отмечается его замедленный темп по сравнению с нормальными детьми. Умственно отсталым требуется значительно больше времени, чтобы воспринять предлагаемый им материал (картину, текст и т. п.). Замедленность восприятия усугубляется еще и тем, что из-за умственного недоразвития они с трудом выделяют главное, не понимают внутренние связи между частями, персонажами и пр. Поэтому восприятие их отличается и меньшей дифференцированностью.

Эти особенности при обучении проявляются в замедленном темпе узнавания, а также в том, что учащиеся часто путают графически сходные буквы, цифры, предметы, сходные по звучанию звуки, слова и т. п.

1.2. Формирование навыков первоначального чтения у учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида

Трудности овладения первоначальными навыками чтения объясняются спецификой русского языка, его звуковой и слоговой структуры, а также особенностями умственно отсталых детей.

Обучение чтению осуществляется в букварном периоде, который в специальной (коррекционной) школе VIII вида длится в течение всего перво­го класса. Последовательность изучения звуков и букв установлена с учетом трудностей выделения звуков из речи, произношения, слияния звуков в слоги. Последний признак усвоения звуков положен в основу выделения четырех этапов букварного периода [5,41].

На 1 этапе букварного периода изучаются звуки и буквы: а, у, м, о, с, х; слоги, состоящие из усвоенных звуков и букв; слова, состоящие из усво­енных слогов. Задачами первого этапа являются:

1) усвоение звуков и букв;

2) образование из усвоенных звуков и букв обратных слогов, умение читать эти слоги с протяжным и кратким произношением гласных;

3) образование и чтение прямого открытого слога, сравнение прямого и обратного слогов, чтение слов;

4) составление слов из усвоенных слогов, чтение слов.

На 2 этапе усваиваются звуки и буквы: ш, л, ы, н, р; прямые и обратные слоги из изученных звуков и букв; трехбуквенный закрытый слог; слова, состоящие из усвоенных слоговых структур; короткие предложения.

Задачи второго этапа:

1) повторение пройденных звуков и букв, умение соотносить звуки с буквами, различать их местоположение в словах;

2) образование обратных и прямых слогов, чтение их;

3) составление и чтение трехбук­венных закрытых слогов и слов;

4) составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур и предложений из этих слов.

На 3 этапе изучаются звуки и буквы: к. п, т, в, з, ж, ь, г, д, и, й, буква ь; обратные, прямые и закрытые слоги с данными буквами; прямые открытые и закрытые слоги с буквой и; слова, состоящие из усвоенных слоговых струк­тур; предложения и короткие тексты.

Задачи третьего этапа:

1) повторение пройденных звуков и букв, умение соотносить звуки с буквами, различать их местоположение в словах;

2) составление и чтение слогов с вновь усвоенными звуками и буквами, овладение слиянием мгновенных глухих и звонких согласных с гласными а, у, у, ы;

3) образование и чтение слогов с мягкими согласными, сравнение слогов с мягкими и твердыми согласными; 4)составление и чтение слов разной слоговой сложности;

5) чтение предло­жений с усвоенными словами, текстов по букварю.

На 4 этапе проходят звуки и буквы: е, ё, ю, я, ц, ч, щ, ф, з, букву ъ; слоги с йотированными гласными в начале слова и после гласных; слоги с йотированными гласными как показателями мягкости предшествующего согласного; слоги с усвоенными согласными, гласной э и буквой ъ; слоги со стечением двух согласных в начале и в конце слова; слова из усвоенных слоговых структур; предложения и тексты.

1.3. Особенности уроков чтения в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Уроки чтения соответствуют требованиям, предъявляемым дидактикой общей и специальной педагогики, общей и специальной методики преподавания русского языка и объяснительного чтения для детей с нарушениями интеллекта.

Помимо общих положений специальной дидактики, уроки чтения должны соответствовать определенным требованиям:

- расширять кругозор учащихся, обогащать их представления о природе, нравственных правилах поведения человека в обществе;

- совершенствовать и развивать навыки сознательного, беглого, выразительного, правильного чтения;

- формировать положительные личностные качества учащихся;

- развивать речь и мышление;

- знакомить с элементами литературоведческих представлений.

В практике работы специальной (коррекционной) школы VIII вида в настоящее время используются все типы уроков чтения, известные в методике обучения предмету:

- вводные уроки (вступительные);

- уроки чтения текстов учебника;

- уроки тематического обобщения;

- уроки контрольного чтения.

Вводные уроки — это уроки, которые проводятся в начале изучения конкретной темы. Они направлены на подготовку учащихся к работе над такими тематическими разделами книги, как: «Здравствуй, школа!», «Славная осень», «Народные сказки», «Вот пришли морозы, и зима настала».

Одним из условий использования такого типа уроков, особенно если они связаны с сезонно-тематическими изменениями в природе, является проведение экскурсий, например, в лес, сад, парк с целью наблюдения за природой, изменениями в жизни растений, птиц, животных. Подобные экскурсии, помимо того что они обогащают жизненный опыт, расширяют круг знаний учащихся, позволяют использовать наблюдения для более точного понимания смысла литературных произведений и произведений изобразительного искусства.

Вводные уроки по другим темам возможно проводить иначе, так как они могут быть направлены, например, на формирование морально-этических и нравственных качеств («Люби все живое», «Учимся трудиться», «Что такое хорошо» и т. д.).

Основная группа уроков по предмету — это уроки чтения текстов учебника. Их содержание, целенаправленность, методическая разработанность и оснащенность разнообразны и определяются содержанием, логикой и структурой самого текста, жанровыми особенностями произведений.

1.4. Особенности организации внеклассного чтения у учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида

Внеклассное чтение — одно из важных направлений в работе учителя специальной (коррекционной) школы. В методике преподавания литературы прочно утвердилось положение о том, что уроки литературы, связанные с внеклассным чтением, активнее содействуют развитию читательской самостоятельности учащихся, формированию их читательских интересов, стимулируют внеклассное чтение, которое, в свою очередь, является опорой школьного курса.

Опыт передовых педагогов прошлого и творчески работающих современных учителей-словесников показывает, что выход в широкое внеклассное чтение, постоянная опора на индивидуальный читательский опыт учащихся, учет их читательских интересов — это тот резерв литературного образования, использование которого может дать положительный эффект.

Путь отечественной методики к читателю-школьнику был долгим и неровным. Его характеризовали подъемы и спады, удачи и поражения, яркие эпизоды сотрудничества учителя и учеников и годы отчуждения.

Словесники постепенно приходили к мысли о необходимости серьезного изучения и учета читательской индивидуальности; в процессе преподавания складывалась методика изучения, ведущая свое начало от педагогов конца XIX — начала XX в.: Х.Д. Алчевской, Н.А. Рубакина, А.П. Нечаева, Ц.П. Балталона и др Словесники прошлого вынуждены были признать не только существование внеклассного чтения, в котором преобладала не классика, а «сыщицкая литература», приключения и фантастика, но и тот факт, что читаемые школьниками вне класса книги часто «гораздо сильнее влияют на воспитание и развитие молодого существа, чем классные уроки».

Особый интерес представляет идея индивидуализации чтения, пропагандировавшаяся в начале XX в. в работах Н.А. Рубакина, писавшего о необходимости «приспособления списков рекомендуемых книг к личностям тех читателей, которым они указываются» и считавшего более важным изучение не читающей массы, а отдельных читателей.

В проведенных в последние годы исследованиях читательских интересов школьников все чаще прослеживается мысль о растущем разрыве между уроками литературы и внеклассным чтением, об отсутствии устойчивой мотивации к чтению, отмечается падение роли учителя в формировании читательской культуры школьников.

В связи с этим психолог А.А. Леонтьев выделяет следующие основные направления руководства чтением с социально-психологической точки зрения: 1) воспитание потребности в чтении; 2) расширение содержания чтения и направленности читательских интересов; 3) совершенствование культуры чтения; 4) организация информационного потока, целевая ориентация определенного типа книги на определенную категорию читателей. На каждом этапе литературного образования реализуются все эти направления, однако каждый этап имеет и свои специфические задачи.

Глава 2. Практическое исследование особенностей обучения навыкам первоначального чтения младших школьников в специальной (коррекционной) школе VIII вида

2.1. Диагностика развития первоначальных навыков чтения младших школьников

Практическое исследование особенностей обучения навыкам первоначального чтения младших школьников было проведено на базе специальной (коррекционной) школы VIII вида города Волгограда.

В данной школе обучаются учащиеся с различной степенью нарушения интеллекта. Среди учащихся с умственной отсталостью есть и те, у которых наблюдаются нарушения тех или иных функций, участвующих в актах чтения и письма. Эти дети находятся под постоянным контролем. Выбор соответствующих приемов обучении детей осуществляется индивидуально, потому что нарушения различных видов речевой деятельности у разных учащихся нередко оказывается неодинаковым. В связи с этим необходимо тщательное изучение каждого ребенка, чтобы установить, какие именно звенья осуществляемой им в данном случае деятельности нарушены. В коррекционной школе осуществляется тесное сотрудничество педагогов, логопеда и врача.

С целью изучения процесса овладения навыками чтения учащихся с нарушениями интеллекта был проведен психолого-педагогический эксперимент. Методы эксперимента: наблюдение, диагностика.

Наблюдение за процессом овладения навыками чтения учащихся с нарушениями интеллекта показало, что у некоторых учащихся серьезные затруднения обнаруживаются в самом начале процесса чтения слова или слога, в узнавании букв. Эти затруднения в различных случаях выражаются по-разному. Одни ученики просто забывают большее или меньшее количество изученных букв, другие то узнают, то не узнают буквы. Встречались и такие случаи, когда ребенок, по заданию учителя правильно отбирает изученные буквы, но назвать их полностью или частично не может. А иногда ученик узнает отдельно предъявляемые буквы, но в слове рядом с другими буквами узнать те же буквы не может.

При обучении чтению происходит развитие навыков слушания и произнесения слов за учителем, одновременно проводится работа по обучению чтению и печатному письму. Обучая детей грамоте, в первую очередь учат четко и правильно произносить, слышать и различать звуки в словах. Для этого при чтении отдельного слова учитель произносит слова немного громче и предлагает учащимся также повторить слово.

Дети прислушиваются к звучанию слова, повторяют его за учителем, всматриваются в написанное слово. Для закрепления навыков слежения, правильного произношения звуков, для улучшения звукопроизношения, для развития слухового восприятия используются игры и дополнительный речевой материал: частоговорки, загадки, небольшие стихотворения. Выполнение заданий на договаривание слов приучают детей внимательно следить, слушать, подбирать слова, четко и достаточно громко их произносить.

Анализ диагностики развития первоначальных навыков чтения представлен в таблице 1.

Таблица 1.

Диагностика развития первоначальных навыков чтения младших школьников

 

Имя

1 задание

2 задание

3 задание

4 задание

Вывод

А

Б

А

Б

1

Саша

3

4

2

0

0

0

Низкий

2

Антон

5

4

5

1

1

1

Средний

3

Дима

4

3

2

0

0

0

Низкий

4

Ира

4

4

2

0

0

0

Низкий

5

Лена

4

5

4

4

1

1

Средний

6

Маша

4

3

2

0

0

0

Низкий

7

Дима

4

3

2

0

0

0

Низкий

8

Ира

4

4

2

0

0

0

Низкий

9

Лена

5

5

4

4

1

2

Средний

10

Маша

2

3

2

0

0

0

Низкий

Итак, в процессе исследования развития первоначальных навыков чтения у младших школьников с нарушениями интеллекта были выделены следующие группы учащихся:

- учащиеся со средним уровнем развития первоначальных навыков чтения (3 человека) в целом освоили чтение слогов с гласными, выполняли чтение двусложных слов с гласными А, О, У, однако не могли прочитать трехсложные слова, практически не определяли смысл прочитанного слова.

- дети с низким уровнем развития первоначальных навыков чтения (7 человек) в некоторых случаях освоили навыки чтения слогов, в основном с гласной А, чтение двусложных и трехсложных слов еще пока не дается.

Учащиеся с высоким уровнем развития первоначальных навыков чтения не выявлены.


Дата: 3/9/2017г.
Уникальность текста: 38
Всего содержится листов: 46
Использовался основной шрифт: 14
Эта работа была продана за: 4000


Скачать эту работу (для ознакомительных целей): скачать

Нужна работа, написанная специально для тебя? Жми:

Заказать Дипломную работу (без проверки на плагиат скидка 50 %) по предмету методика преподавания


(так же сможешь заказать любую другую работу)


Поделитесь этой статьей со своими друзьями:



Мои похожие работы:

79 - Основные мотивы символдрамы для детей и подростков
209 - Экологическая направленность изучения природы в начальной школе
168 - Дидактическая игра как средство развития представлений о форме у детей младшего возраста
104 - Путешествие к озеру Баскунчак




|2017 - 2018 © copyright| |Пользовательское соглашение|