Обучение первоначальным навыкам чтения младших школьников с нарушением интеллекта

Название предмета: коррекционная педагогика
Категория: курсовая работа (без проверки на плагиат - скидка 50 %)

Навыки чтенияВведение……………………………………………………………………...…..3

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы обучения первоначальным навыкам чтения младших школьников с нарушением интеллекта…………...6

1.1. Психологические особенности проблемы овладения чтением учащимися с нарушением интеллекта………………………………………………………..6

1.2. Формирование навыков первоначального чтения у учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида……………………………....15

Выводы по главе 1…………………………………………………………….…21

Глава 2. Практическое исследование особенностей обучения навыкам первоначального чтения младших школьников в специальной (коррекционной) школе VIII вида………………………………………….…..21

2.1. Диагностика развития первоначальных навыков чтения младших школьников………………………………………………………………………20

2.2. Методы и приемы развития первоначальных навыков чтения младших школьников с нарушениями интеллекта………………………………………25

2.3. Анализ результатов исследования…………………………………………34

Выводы по главе 2……………………………………………………………….36

Заключение………………………………………………………………………37

Список использованной литературы…………………………………………...39

Приложение………………………………………………………………………41

Введение

Одной из важных проблем в обучении и воспитании детей с отклонениями в развитии является проблема обучения навыкам чтения (Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Н.Н. Малофеев, Е.В. Оганесян, Т.Б. Филичева и др.).

Чтение, как считают многие выдающиеся отечественные ученые, педагоги, психологи, играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. "Чтение, - писал виднейший представитель отечественной методики начального обучения Н. Ф. Бунаков, - главное орудие начальной школы, которым она может действовать как на умственное, так и на нравственное развитие своих учеников, развивать и укреплять их мысль и любознательность".

Чтение - это самостоятельный вид речевой деятельности, который обеспечивает письменную форму общения. Оно занимает одно из главных мест по использованию, важности и доступности. Чтение связано с восприятием и пониманием информации, закодированной графическими знаками.

По данным различных авторов, сложность обучению чтения умственно отсталых детей одна из главных проблем на начальном этапе обучения. Нарушения чтения оказывает отрицательное влияние на весь процесс обучения, на психическое и речевое развитие ребенка. Современное выявление этих нарушений, точное определение их патогенеза в каждом отдельном случае, отграничения дислексии от ошибок чтения иного характерна, чрезвычайно важно для построения системы логопедической работы с детьми, особенно с детьми, имеющими различные психические отклонения.

Исследования специалистов в области специальной педагогики и психологии раскрывают своеобразия развития умственно отсталых учащихся и проблемы овладения чтением. Недостатки фонематического слуха сочетаются с замедленным темпом развития артикуляции. Наблюдаются нарушения фонематической и грамматической стороны речи (В. В. Воронкова, Г.И. Данилкина, Р.И. Лалаева, М.Ф. Феофанов и др.). Учеными отмечена ограниченность, бедность словарного запаса, неправильное понимание слов, неточное их использование, патологический разрыв между активным и пассивным словарем (А.К. Аксенова, М.Ф. Гнездилов, С.Н. Комская, В.А. Лапшин, Н.В. Павлова, В.Г. Петрова и др.). Умственно отсталые ученики в основном пользуются простыми предложениями, наблюдается неправильное их построение (В.Г. Петрова, А.И. Федченко и др.). Все это накладывает определенные трудности в обучении младших школьников с нарушениями интеллекта навыкам чтения.

Одной из причин недостаточного овладения навыками чтения младшими школьниками с нарушениями интеллекта является отсутствие комплексного подхода в использовании методов и приемов обучения. Практика подтверждает, что проблема, связанная с полноценным обучением чтению умственно отсталых школьников решается не всегда успешно.

Объектом исследования является процесс обучения навыкам чтению младших школьников с нарушением интеллекта.

Предмет исследования - комплекс методов и приемов работы по обучению навыкам чтению.

Целью исследования является разработка и апробация модели обучения навыкам чтения младших школьников специальной (коррекционной) школы VIII вида, совершенствование системы методических приемов.

В соответствии с проблемой, целью, предметом и объектом исследования были определены основные задачи исследования:

1. На основе анализе теоретических исследований определить проблемы овладения чтением учащимися с нарушением интеллекта;

2. Изучить особенности формирования навыков первоначального чтения у учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида;

3. Исследовать опыт организации работы по обучению навыкам чтения младших школьников специальной (коррекционной) школы VIII вида.

4. Систематизировать и структурировать наиболее эффективные методические приемы работы, обеспечивающие овладение навыками чтения младшими школьниками с нарушениями интеллекта.

Методы исследования. Использовались теоретические (анализ педагогической, психологической, методической литературы, школьной документации) и эмпирические (наблюдение за деятельностью учителя и учеников на уроках, проведение констатирующего и обучающего экспериментов) методы исследования.

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы обучения первоначальным навыкам чтения младших школьников с нарушением интеллекта

1.1. Психологические особенности проблемы овладения чтением учащимися с нарушением интеллекта

Исследования А. Р. Лурии, В. И. Лубовского, А. И. Мещерякова, М. С. Певзнер и др. показали, что у умственно отсталых имеются довольно грубые изменения в условно-рефлекторной деятельности, разбалансированность процессов возбуждения и торможения, а также нарушения взаимодействия сигнальных систем. Все это является физиологической основой для аномального психического развития ребенка, включая процессы познания, эмоции, волю, личность в целом [12,35].

Особенности психики умственно отсталых исследованы достаточно полно (Л. В. Занков, В. Г. Петрова, Б. И. Пинский, С. Я. Рубинштейн, И. М. Соловьев, Ж. И. Шиф и др.).

Для умственно отсталых характерно недоразвитие познавательных интересов (Н. Г Морозова), которое выражается в том, что они меньше, чем их нормальные сверстники, испытывают потребность в познании.

Как показывают данные исследований, у умственно отсталых на всех этапах процесса познания имеют место элементы недоразвития, а в некоторых случаях атипичное развитие психических функций [23,21].

В результате эти дети получают неполные, а порой искаженные представления об окружающем, их опыт крайне беден. Известно, что при умственном недоразвитии оказывается дефектной уже первая ступень познания - восприятие. Часто восприятие умственно отсталых страдает из-за снижения у них слуха, зрения, недоразвития речи, но и в тех случаях, когда анализаторы сохранны, восприятие этих детей отличается рядом особенностей, на это указывают исследования психологов (К. А. Вересотская, В. Г. Петрова, Ж. И. Шиф).

 

Главным недостатком является нарушение обобщенности восприятия, отмечается его замедленный темп по сравнению с нормальными детьми. Умственно отсталым требуется значительно больше времени, чтобы воспринять предлагаемый им материал (картину, текст и т. п.). Замедленность восприятия усугубляется еще и тем, что из-за умственного недоразвития они с трудом выделяют главное, не понимают внутренние связи между частями, персонажами и пр. Поэтому восприятие их отличается и меньшей дифференцированностью.

Эти особенности при обучении проявляются в замедленном темпе узнавания, а также в том, что учащиеся часто путают графически сходные буквы, цифры, предметы, сходные по звучанию звуки, слова и т. п.

Отмечается также узость объема восприятия. Умственно отсталые выхватывают отдельные части в обозреваемом объекте, в прослушанном тексте, не видя и не слыша иногда важный для общего понимания материал. Кроме того, характерным является нарушение избирательности восприятия.

Все отмеченные недостатки восприятия протекают на фоне недостаточной активности этого процесса, в результате чего снижается возможность дальнейшего понимания материала. Их восприятием необходимо руководить.

Глава 2. Практическое исследование особенностей обучения навыкам первоначального чтения младших школьников в специальной (коррекционной) школе VIII вида

2.1. Диагностика развития первоначальных навыков чтения младших школьников

Практическое исследование особенностей обучения навыкам первоначального чтения младших школьников было проведено на базе специальной (коррекционной) школы VIII вида города Волгограда.

В данной школе обучаются учащиеся с различной степенью нарушения интеллекта. Среди учащихся с умственной отсталостью есть и те, у которых наблюдаются нарушения тех или иных функций, участвующих в актах чтения и письма. Эти дети находятся под постоянным контролем. Выбор соответствующих приемов обучении детей осуществляется индивидуально, потому что нарушения различных видов речевой деятельности у разных учащихся нередко оказывается неодинаковым. В связи с этим необходимо тщательное изучение каждого ребенка, чтобы установить, какие именно звенья осуществляемой им в данном случае деятельности нарушены. В коррекционной школе осуществляется тесное сотрудничество педагогов, логопеда и врача.

С целью изучения процесса овладения навыками чтения учащихся с нарушениями интеллекта был проведен психолого-педагогический эксперимент. Методы эксперимента: наблюдение, диагностика.

Наблюдение за процессом овладения навыками чтения учащихся с нарушениями интеллекта показало, что у некоторых учащихся серьезные затруднения обнаруживаются в самом начале процесса чтения слова или слога, в узнавании букв. Эти затруднения в различных случаях выражаются по-разному. Одни ученики просто забывают большее или меньшее количество изученных букв, другие то узнают, то не узнают буквы. Встречались и такие случаи, когда ребенок, по заданию учителя правильно отбирает изученные буквы, но назвать их полностью или частично не может. А иногда ученик узнает отдельно предъявляемые буквы, но в слове рядом с другими буквами узнать те же буквы не может.

При обучении чтению происходит развитие навыков слушания и произнесения слов за учителем, одновременно проводится работа по обучению чтению и печатному письму. Обучая детей грамоте, в первую очередь учат четко и правильно произносить, слышать и различать звуки в словах. Для этого при чтении отдельного слова учитель произносит слова немного громче и предлагает учащимся также повторить слово.

Дети прислушиваются к звучанию слова, повторяют его за учителем, всматриваются в написанное слово. Для закрепления навыков слежения, правильного произношения звуков, для улучшения звукопроизношения, для развития слухового восприятия используются игры и дополнительный речевой материал: частоговорки, загадки, небольшие стихотворения. Выполнение заданий на договаривание слов приучают детей внимательно следить, слушать, подбирать слова, четко и достаточно громко их произносить.

Диагностика развития первоначальных навыков чтения младших школьников проводилась с использованием следующих заданий:

  1. Чтение слогов по таблицам:

А) по вертикали:

СА МА ША РА

СО МО ШО РО

СУ МУ ШУ РУ

СЫ МЫ ШИ РЫ

СИ МИ ШИ РИ

Б) по горизонтали:

СА МА ША РА

СО МО ШО РО

СУ МУ ШУ РУ

СЫ МЫ ШИ РЫ

СИ МИ ШИ РИ

Максимальное количество баллов: 5.

2) Чтение двусложных слов по карточкам:

А) с гласной А: Б) с разными гласными:

СА-ША ШУ-РА

МА-ША ВО-ДА

КА-ША ГО-РА

СА-МА РУ-КА

РА-МА СУ-ША

Максимальное количество баллов: 5.

) Чтение трехсложных слов:

МА-ШИ-НА

КО-РО-ВА

ДО-РО-ГА

КА-МЫ-ШИ

МА-ЛЫ-ШИ

Максимальное количество баллов: 5.

4) Чтение слов и определение смысла (найти карточку с изображением данного предмета):

СЫР - МЫ-ЛО - ШАР - МА-ШИ-НА - МЫ-ШИ

Максимальное количество баллов: 5.

Анализ диагностики развития первоначальных навыков чтения представлен в таблице 1.

Таблица 1.

Диагностика развития первоначальных навыков чтения младших школьников

 

Имя

1 задание

2 задание

3 задание

4 задание

Вывод

А

Б

А

Б

1

Саша

3

4

2

0

0

0

Низкий

2

Антон

5

4

5

1

1

1

Средний

3

Дима

4

3

2

0

0

0

Низкий

4

Ира

4

4

2

0

0

0

Низкий

5

Лена

4

5

4

4

1

1

Средний

6

Маша

4

3

2

0

0

0

Низкий

7

Дима

4

3

2

0

0

0

Низкий

8

Ира

4

4

2

0

0

0

Низкий

9

Лена

5

5

4

4

1

2

Средний

10

Маша

2

3

2

0

0

0

Низкий

Итак, в процессе исследования развития первоначальных навыков чтения у младших школьников с нарушениями интеллекта были выделены следующие группы учащихся:

- учащиеся со средним уровнем развития первоначальных навыков чтения (3 человека) в целом освоили чтение слогов с гласными, выполняли чтение двусложных слов с гласными А, О, У, однако не могли прочитать трехсложные слова, практически не определяли смысл прочитанного слова.

- дети с низким уровнем развития первоначальных навыков чтения (7 человек) в некоторых случаях освоили навыки чтения слогов, в основном с гласной А, чтение двусложных и трехсложных слов еще пока не дается.

Учащиеся с высоким уровнем развития первоначальных навыков чтения не выявлены.

Таким образом, в данном случае была организована работа по обучению младших школьников первоначальным навыкам чтения.

 

 

 

2.2. Методы и приемы развития первоначальных навыков чтения младших школьников с нарушениями интеллекта

Еще несколько десятилетий назад методика была одна: сначала младшие школьники учили названия букв, затем звуки, а потом соединяли буквы в слоги. Трудность была в том, что учащиеся с нарушениями интеллекта долго не могли усвоить разницу между тем, как буква называется и как произносится. Слоги оказывались длинными, и ученику было очень сложно удерживать в голове несколько букв. В нашей практике мы успешно используем принцип складов - фонем. В русском языке не так много складов, и ими удобно манипулировать. Особенно если они размещены на цветных картинках и ярких карточках.

Опыт работы по обучению учащихся с нарушениями интеллекта навыкам чтения позволил выявить некоторые методические приемы.

Предложенная методика обучение учащихся с нарушениями интеллекта навыкам чтения включает следующие этапы:

- Этап №1: учим буквы

- Этап №2: запоминаем слоги

- Этап №3: читаем слова

- Этап №4: от словосочетания к предложению, от предложения к тексту

На первом этапе мы знакомим учащихся со следующими буквами: А, У, О.

Для каждой буквы выделяем особое занятие, в ходе которого учащиеся выполняют следующие упражнения:

- Демонстрация буквы на карточке, называние, рассматривание буквы, обведение пальчиком;

- Чтение буквы и протяжное ее произнесение: а-а-а

- Чтение буквы на карточке: А-а-а, а-а, а-а-а-а.

Приводим примеры: Как ребенок плачет?

На втором занятии закрепляем букву А и знакомимся с буквой У. Выполняем аналогичные задания.

На третьем занятии учим читать слоги: АУ и УА. При этом дети по карточке (А_______У) выполняют чтение следующим образом:

Называют и тянут букву А (а-а-а), при этом проводят пальчиком по линии от буквы А к букве У, дойдя до буквы У начинают тянуть эту букву. Таким образом получается слог АУ. Показываем детям картинку, на которой изображена потерявшаяся девочка, спрашиваем, что она кричит, читаем: «АУ». Добиваемся того, чтобы данный слог был освоен всеми детьми. После этого переходим к слогу «УА». Карточка для демонстрации: плачущий ребенок «УА».

На последующих занятиях закрепляем чтение букв и слогов, затем добавляем букву О. Выполняем аналогичные задания.

На следующем занятии добавляем букву С. Учим детей тянуть ее (с-с-с), читаем букву и учим читать слоги: СА, СУ, СО по карточкам:

С___________А

С___________У

С___________О

При этом даем следующую инструкцию: «Проведи пальчиком от буквы к букве, словно ты едешь по дорожке». Выполняя это задание, дети учатся тянуть букву до образования слога. Следим, чтобы все дети освоили данную букву и не забыли изученные ранее. Упражнения чередуем с играми:

  1. Придумываем слова на заданный слог: Са-са-са – сахар; со-со-со-соль.
  2. Угадываем букву по карточке;
  3. Поем букву.

На следующем занятии добавляем букву М и слоги МА-МУ-МО. Дети тренируются в чтении слогов аналогичным образом. Закрепление изученного происходит путем чтения таблиц (по вертикали и горизонтали):

СА – СА – СА МА - СА

СО – СО – СО МУ - СУ

СУ – СУ – СУ МО - СО

Повторяем изученные буквы и вводим букву Ш и слоги: ША- ШО-ШУ.

На последующих занятиях учащиеся осваивают первые слова: МА-МА, МА-ША, СА-ША, СА-МА. При этом важно заострить внимание ребенка на том, что он прочитал первое слово, похвалить его, спросить, что значит это слово?

Закреплению данных слогов должно уделяться большое внимание. При этом используются всевозможные упражнения, чтение таблиц, игры. В нашем случае мы использовали игру: «Буквы познакомились». У ребенка и педагога определенный набор карточек (букв), педагог берет карточку и называя букву, «идет знакомиться» к букве учащегося, так получается слог и педагог забирает букву к себе. Затем учащийся берет букву, называет ее и ищет ей пару, чтобы образовался слог. В данной игре происходит многократное чтение слогов. Учащиеся просто запоминают название слога, что впоследствии значительно облегчает чтение целых слов.


Дата: 3/9/2017г.
Уникальность текста: 30
Всего содержится листов: 40
Использовался основной шрифт: 14
Эта работа была продана за: 1500


Скачать эту работу (для ознакомительных целей): скачать

Нужна работа, написанная специально для тебя? Жми:

Заказать Курсовую работу (без проверки на плагиат - скидка 50 %) по предмету коррекционная педагогика


(так же сможешь заказать любую другую работу)


Поделитесь этой статьей со своими друзьями:



Мои похожие работы:

199 - Обряды и традиции в русской семье




|2017 - 2018 © copyright| |Пользовательское соглашение|