Эта курсовая работа была написана для студентки ВГСПУ. Оценка: отлично. В работе много практического материала, дается описание экологической тропы на примере школы г. Волгограда.
Введение………………………………………………………………………...…3
Глава 1. Экологическая тропа как средство экологического воспитания младших школьников…..…………………………………………………..…….7
Выводы по главе 1…………………………………………………………….....26
Глава 2. Описание процесса работы на экологической тропе…..…………....28
2.1. Организация работы с младшими школьниками на экологической тропе…………………………………………………………………….……..…28
2.2. Диагностика знаний о природе окружающего мира………………….…..38
Выводы по главе 2…………………………….…………………………………43
Заключение………………………………..……………………………………...45
Список используемой литературы……………………………………………...48
Приложение………………………………………………………………………51
Введение
История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему.
В педагогической литературе неоднократно указывалось и подчеркивалось особо, что все учебные предметы начальной школы призваны вносить свой вклад в формирование экологической ответственности детей.
Наблюдение и обоснование сравнительных выводов о практической деятельности человека в природной среде и среде обитания, созданной человеком для человека, позволяют серьезно задумываться об экологической зависимости каждого от тех условий, которые создаются руками всех субъектов общества, в том числе и детей.
Главной задачей экологического воспитания является формирование внутренней потребности у людей работать над разрешением проблем окружающей среды, ответственности за ее состояние. Экологическое воспитание должно привить человеку знания и навыки разумного общения с природой, в ходе которого люди будут применять и развивать методы и способы конструктивного взаимодействия с природой.
Идея экологического воспитания младших школьников в современной педагогике активно находит свое воплощение. В практике преподавания с начала 90-х годов в программы самых различных предметов общеобразовательной школы все чаще включаются экологические направления. Тема человека и среды его обитания достаточно ярко рассматривается на уроках естественного цикла. Много внимания уделяется этому вопросу и во внеклассной работе.
Поскольку у младших школьников весь комплекс знаний об окружающей среде сосредоточен, как правило, на конкретных представлениях о явлениях природы и свойствах отдельных ее предметов, то именно от этих знаний идет формирование представлений об окружающем мире и природно-социальном окружении как о своем доме.
В последние годы получило значительное распространение новое средство экологического образования и воспитания учащихся - учебная экологическая тропа.
История создания экологических троп насчитывает более полувека. И в подавляющем большинстве случаев они проложены по наиболее интересным уголкам природы, в национальных парках, заповедниках или в городских парках, где происходит знакомство, прежде всего и больше всего, с естественными природными объектами. Однако нельзя забывать, что сегодня каждый третий человек планеты - горожанин, и городское население в последнее время растёт вдвое более высокими темпами, чем население Земли в целом. Рост городов и их экономической базы, расширение городских застроенных территорий, связаны со всё большим натиском городов на окружающую природную среду. Именно в условиях урбанизированной среды наиболее резко проявляется кризис системы «человек-природа». Поэтому экологическая тропа в условиях крупного промышленного центра является эффективным фактором формирования представлений о единстве живой и неживой природы, единстве естественного и антропогенного в окружающем нас мире.
Необходимость создания и развития учебных экологических троп подсказана самой жизнью. Они помогают в решении важнейших учебно-воспитательных задач. Учебные тропы создают новые условия для обогащения экологического мышления школьников. Они стимулируют потребность в осознанном понимании окружающей среды, активизируют духовные потребности, связывающие школьников с природой, приумножают патриотические чувства и стремления учащихся.
Среди ученых- педагогов, обогативших теорию и практику развития детей при изучении природы в системе, формированию целостного взгляда на природу необходимо отметить исследования В. П. Вахтерова, Л. С. Севрука, Д. Д. Семенова, И. И. Полянского, К.П. Ягодовского и др. Большое влияние на разработку проблемы формирования у младших школьников картины мира как мировоззренческого знания оказали работы М.Н. Скаткина, В. А. Сухомлинского.
Цели экологического образования, связанные с формированием у подрастающего поколения экологического сознания, ответственного отношения учащихся к природе раскрыты в исследованиях С. В. Алексеева, С.Н. Глазачева, А.Н. Захлебного, И.Д. Зверева, И.Т. Суравегиной и др.
Названные противоречия обуславливают проблему исследования: каковы роль экологической направленности содержания образования в развитии представлений учащихся о природе?
Объект данного исследования – экологическая тропа как средство изучения природного мира в начальной школе.
Предмет исследования – процесс изучения природного мира на экологической тропе.
Цель данного исследования – изучение особенностей методики изучения природного мира на экологической тропе.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- изучить понятие и особенности изучения природного мира младшими школьниками;
- исследовать специфику изучения природного мира на экологической тропе;
2. На основе практического исследования:
- рассмотреть особенности организация работы с младшими школьниками на экологической тропе;
- на основе диагностики уровня знаний о природе окружающего мира у учащихся определить эффективность работы на экологической тропе.
Гипотеза исследования предлагает, что эффективное формирование у младших школьников целостной естественной картины мира, осознания своего места, роли в ней, развитие интереса к познанию природы и её сохранению будет происходить при условии:
- учета возрастных особенностей развития мировоззрения учащихся младших классов.
- разнообразия используемых методов и приемов при изучении природы на экологической тропе;
- экологической направленности и активного внедрения инновационных процессов и систем в содержание образования.
Методы исследования: для решения поставленных задач и проверки исходных предположений использован комплекс исследовательских методов: методы теоретических исследований; наблюдение; беседы; диагностические методы; анализ продуктов деятельности.
База исследования: МОУ ОСОШ № 120 г. Волгограда.
В настоящее время в педагогической науке ведется интенсивный поиск путей и средств совершенствования экологического образования.
Концепция общего экологического образования рассматривает его как непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде и здоровью [2, с.34].
Экологическое образование направленно на формирование общей экологической культуры, экологической ответственности каждого жителя планеты. Ответственность — универсальная форма связи и взаимной зависимости личности и общества, соответственно она является существенной характеристикой человека. Развитие личности тесно связано с воспитанием чувства ответственности за судьбы своей страны и близких людей, природы родного края и всей планеты.
Экологическое образование — это непосредственное усвоение экологических знаний различного характера и уровня. Выделяют два основных направления экологического образования:
— воспитание в духе общих идей охраны окружающей среды и здоровья людей;
— приобретение специальных, профессиональных знаний об общих закономерностях существования природных и антропогенных систем. Оба эти направления взаимосвязаны, ибо в их основе лежит познание принципов, подходов, закономерностей экологии.
Педагоги-ученые (И.Д.Зверев, А.Н.Захлебный, И.Т.Суравегина, Л.П.Симонова и др.) считают, что целью экологического образования является становление экологической культуры личности и общества.
Цель экологического воспитания - формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности [5, с.27].
Сама природа понимается не только как внешняя по отношению к человеку среда - она включает в себя человека.
Ответственное отношение к природе - сложная характеристика личности. Она означает понимание законов природы, определяющих жизнь человека, проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования, в активной созидательной деятельности по изучению и охране среды, пропаганде идей правильного природопользования, в борьбе со всем, что губительно отражается на окружающей природе.
Условием такого обучения и воспитания выступает организация взаимосвязанной научной, нравственной, правовой, эстетической и практической деятельности учащихся, направленной на изучение и улучшение отношений между природой и человеком.
Важнейшим средством экологического образования является организация разнообразных видов деятельности школьников непосредственно в природной среде, в мире природы. Данное положение требует создания учебных экологических троп.
Экологическая тропа - это специально оборудованный маршрут, проходящий через различные экологические системы и другие природные объекты, архитектурные памятники, имеющие эстетическую, природоохранную и историческую ценность, на котором идущие (гуляющие, туристы и т. п.) получают устную (с помощью экскурсовода) или письменную (стенды, аншлаги и т. п.) информацию об этих объектах [9, с.36].
Экологическая тропа является одной из форм ознакомления с территорией, расширения у посетителей знаний о природных объектах, процессах и явлениях. Одновременно здесь можно наблюдать проявления антропогенного воздействия на природную территорию, а также регулировать режим ее использования.
Значение тропы для экологического образования складывается из трех взаимосвязанных компонентов: рекреации, обучения и воспитания. При этом ее тематическая направленность может быть различной - зоологической, ботанической, геологической, географической, исторической, комплексной. Ограничения налагают лишь конкретные природные условия.
Как форма обучения, экологическая тропа имеет ряд преимуществ перед традиционными формами, так как а) связана с посещением дикой природы; б) предполагает активное приобретение знаний (и навыков); в) воспринимается не в процессе мероприятий, приуроченных к определенному месту (школе) и времени, следовательно, снижается вероятность возникновения заранее негативного настроя у учащихся. Воспитательная цель, усвоение норм поведения в природном окружении, достигается на основе не дидактически-назидательного, а непринужденно либо осмысленно.
В средних школах Красноармейского района города Волгограда сложилась давняя традиция формирования учебных экологических троп в хорошо сохранившихся природных комплексах.
Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия № 6 Красноармейского района города Волгограда имеет статус гимназии экологической направленности.
Одно из значимых направлений деятельности гимназии — работа по экологическому образованию. Потребность в экологическом образовании связана с необходимостью обеспечения благоприятной среды для жизни человека. Качество окружающей среды определяет здоровье — основное право человека и главная цель развития цивилизации. Без необходимых для существования и развития человека природных предпосылок все социальные вопросы теряют смысл. Поэтому экологическое образование должно не просто проникнуть в структуру системы образования, а стать одной из ее основ.
Экологическая тропа на территории гимназии № 6 открыта в 2000 году. Подготовительная работа шла на протяжении года. За это время было уточнено видовое разнообразие, упорядочена и благоустроена территория школьного парка, определены места посадки новых экземпляров растений, для школьного музея собран материал об истории создания школьного дендрария.
Гимназия №6 имеет пришкольный участок с площадью озеленения 1,8 га.
Пришкольный участок – это зеленая лаборатория под открытым небом, где учащиеся знакомятся с особенностями различных древесно-кустарниковых и цветочных растений, используют их как наглядный материал для занятий на уроках.
Возраст большинства древесно–кустарниковых насаждений составляет на данный момент 12 -15 лет. Большинство деревьев и кустарников имеют хорошее развитие, размеры, соответствующие возрастным нормам.
При закладке зеленых насаждений на пришкольном участке принимались во внимание газопоглотительные и очистительные свойства различных видов деревьев и кустарников. Территория школы по внешнему периметру защищена полосой из деревьев и кустарников, которые очищают воздух от пыли, закрывают школьную территорию от ветра, снижают уровень шума, что создает учащимся условия для игр, отдыха и занятий физкультурой.
Участок первоначально был оформлен в регулярном стиле. В его основе лежат строго геометрические построения аллей, дорожек, посадок деревьев, кустарников и травянистых растений. Поэтому из растений использованы те, которые хорошо поддаются стрижке и обладают чёткими контурами.
На территории произрастают ели, пихты, рябины и др. Растения на пришкольном участке размещены в определённом порядке, т. к. каждое дерево, кустарник или цветущее растение выполняют своё декоративное и экологическое назначение.
Центральная дорожка обрамлена цветущими растениями и кустарниками, что придаёт участку благоустроенный вид. Остальные дорожки большей частью обрамлены посадками бирючины, которая регулярно подстригается, образуя стройную живую изгородь.
Разновидностью живой изгороди являются бордюры из травянистых многолетних и однолетних растений. На участке для этой цели, использованы: цинерария, лилейник, спирея японская; энотера и цинерария.
Для окаймления игровых площадок использованы многорядные рабатки, где высокие растения высажены на заднем плане, низкие – на переднем. Древесно–кустарниковые породы прекрасно сочетаются с декоративными элементами, которые играют немаловажную роль в оформлении участка.
Замечательным украшением участка являются цветочные вазоны, в которых используются ампельные растения: виноград девичий, лобелия, петуния, агератум.
Центральная клумба выполнена многоярусно сиспользованием принципа регулярного цветения. Так, например, весной это – ирисы, энотера, пионы, кареопсис; летом – монарда, лилейник, тагетес, сальвия, георгины, питуния; осенью – астра мелкоцветная, хризантемы, амарант, очиток едкий.
На участке имеются так же и солитерные посадки. Солитеры – это одно или несколько деревьев и кустарников, чётко выделяющихся на общем фоне и гармонично вписывающихся в окружающий ландшафт.
В оформлении школьного сада нашли своё применение каменистые горки, которые представляют собой небольшие холмы с «небрежно» разбросанными камнями, органично сочетающиеся с общей композицией сада.
Сочетание древесно-кустарниковых растений и декоративных элементов позволяет найти довольно интересные решения отдельных фрагментов сада гимназии и придать им своеобразную красоту. Примером может служить старый пень, установленный на территории участка и обрамлённый можжевельником и двукисточником.
Пришкольный участок гимназии является оздоровительно- парковой зоной Красноармейского района. В его оформлении педагоги стремились придать ему неповторимый облик, найти своё необычное решение и проявить при этом творческие способности.
Красивый, ухоженный пришкольный участок воспитывает в школьниках эстетические чувства, любовь к родной природе, к сельскохозяйственному труду. Школьный участок – место, где учащиеся приобретают основы экологических знаний, так как при создании любого парка или сада необходимо понимание того, как взаимодействуют растения между собой и окружающей средой.
На пришкольном участке учащиеся гимназии проводят наблюдения и опыты по выращиванию цветов, декоративных и плодово-ягодных деревьев и кустарников.
Тропа оформлялась силами экологического кружка, организованного учителем биологии. Первоначально был оформлен паспорт тропы: определены с помощью определителей растений виды деревьев и кустарников, оформлены таблички и карта тропы с указанием всех растений. На каждое растение также был оформлен паспорт, в который вошли не только систематика и морфологическое описание, но и описание экологическое, а также данные об использовании растения человеком. Первые экскурсии, проведенные детьми по тропе, были ознакомительными, но они помогли учащимся школы запомнить наиболее распространенные деревья нашего леса. В дальнейшем тропа использовалась практически на всех уроках биологии и природоведения, на которых изучались вопросы морфологии (например, строение стебля, строение почек), многообразия видов, многообразия жизненных форм, экологических связей.
Паспорт экологической тропы на пришкольном участке гимназии № 6 дан в приложении 1.
На школьной экологической тропе проводятся занятия на различные темы: «Лекарственные растения», «Первоцветы», «Весна идет, весне дорогу», «Образ дерева в русской литературе», «Дерево в верованиях славян», «Определение деревьев в зимний период» и многие другие.
Пример занятия на экологической тропе пришкольного участка дан в приложении 2.
Экскурсии, проводимые на тропе, могут быть очень короткими, когда во время урока дети получают задание, выполняемое на тропе в течение нескольких минут (например, определить типы ветвления у различных видов деревьев), и достаточно длительными, например, «Лесная аптека», во время которой рассказывается о лекарственных свойствах растений. Тематические экскурсии готовятся ребятами, занимающимися в экологическом кружке, и проводятся, как правило, во внеурочное время. При проведении занятий на тропе широко используются игровые методики, благодаря которым у детей развивается интерес к изучению живой природы. Таким образом, тропа способствует не только получению качественных знаний, но и развитию у детей исследовательских навыков, умению работать с литературой.
Для изучения природы в гимназии организуются походы в лес, до канала, дендрария по тропе по заранее разработанным маршрутам. Цель походов – изучение биоценозов, различных биотопов, видового состава растений и животных, а также мест отдыха и стоянок туристов.
В летнее время экскурсии для младших школьников переносятся на более протяженные маршруты и могут занимать от 2 до 4 часов. Чтобы такая экскурсия была не только интересной, но и более эффективной, в нее включаются элементы самостоятельной исследовательской работы. Также вводится большое количество упражнений, нацеленных на пробуждение восприятия. Примером может быть одна из экскурсий на часто посещаемом маршруте «Ергенинские горы».
Ергенинский ландшафт расположен южнее Волго-Донского канала и является как бы продолжением Приволжской возвышенности. Восточный склон Ергеней круто опускается к Сарпинской низменности. Он изрезан овражно-балочной сетью и небольшими пересыхающими степными речками. При посещении Ергенинских гор учащиеся проходят следующие станции:
Станция «Травянистые растения».
Травянистые растения более многочисленны и разнообразны как в природе, так и в городской среде. Поэтому изучать их более сложно, но и более интересно, показательно. Если деревья в нашем городе в большинстве посажены руками человека, то травы, за исключением центральных газонов, растут самостоятельно. Большинство растений, приспособившихся жить в городской среде, засухоустойчивы, имеют приспособления для успешного распространения семян, жесткие стебли и листья спасают их от вытаптывания в парках и скверах. Очень редко в городе приживаются лесные, влаголюбивые травы.
На различных участках тропы можно проследить все стадии изменения растительного покрова от «идеального» до сплошного вытаптывания.
Станция «Свалка».
Невозможно пройти мимо этой станции:
Кругом налево и направо, как бы остатки пирамид
Лежит здесь мусор, как отрава, пугает видом и смердит.
Но мы мириться не желаем, а объявляем бой ему.
И жителей всех призываем начать масштабную воину.
Человеку свойственно в процессе деятельности оставлять за собой всевозможный мусор и различные отходы. За одну человеческую жизнь их скапливается очень много. И как человек поступит с ними – зависит от его культуры и воспитанности. Или он сбросит его здесь или – в отведенное для мусора место.
В результате этого нарушается один из основных экологических законов – круговорот веществ в природе, т.к. человечество на протяжении многих лет беззастенчиво изымало из природы и внедряло в природу чуждые ей вещества. К примеру – всем нам знакомые пластинки. Выброшенные на свалку, они многие годы будут засорять почву, т.к. в природе нет ферментов, грибов или бактерий, способных их переработать. В настоящее время количество выбрасываемого городом мусора является показателем его культурного развития. Что можно сказать об уровне экологической культуры жителей нашего микрорайона?
Учащиеся нашей школы неоднократно проводили акции по ликвидации этой свалки. Удалось частично засыпать ее.
Станция «Автомагистраль».
Все виды современного транспорта наносят большой ущерб биосфере, но наиболее опасен для нее автомобильный транспорт. Сегодня в мире примерно 900 млн. автомобилей. В среднем каждый из них выбрасывает в сутки 3,5-4 кг. угарного газа, значительное количество оксидов азота, серу, сажу, свинец. «Вклад» автомобильного транспорта в загрязнение атмосферы – не менее 30%. В нашем городе он составляет 60%. Сегодня невозможно представить себе человечество без автомобиля, но возможно значительно снизить его вредное воздействие за счет совершенствования двигателей, применения новых видов топлива, озеленения автомагистралей. Исследования в США показали, что на озелененных дорогах гораздо меньше бывает аварий. Это связано с благоприятным влиянием зелени на психику людей, на внутриглазное давление, слух и кровообращение. Растения, произрастающие вдоль дорог, задерживают целый комплекс вредных веществ, выделяемых автомобилями. В этой связи представляется совершенно ненормальным, когда почва распахивается вплоть до самого полотна автомобильной дороги с интенсивным движением. Токсические вещества, выделяемые автомобилями, накапливаются в высеваемых культурных растениях, а затем, вместе с пищей поступают в организм человека. Поэтому целесообразно высаживать вдоль дорог древесные и кустарниковые растения, обладающие ярко выраженной способностью поглощать вредные вещества. Примером таких растений являются тополь бальзамический, дерн белый и другие.
Станция Шамбрунские родники.
На склоне Ергенинской горы имеется родник.
Издавна Ергенинские минеральные источники и изумительные климатические условия этих мест, привлекали сюда людей.
Местные жители издавна использовали воду из родников Ергенинского плато, богатую ионами серебра и оттого обладающую особо мягким вкусом и значительно дольше сохраняющую первозданную свежесть.
Шамбрунские родники - самоизливающиеся источники питьевой воды, около которых формируется пышная растительность, что в комплексе эстетически облагораживает степной ландшафт. Родники имеют несколько выходов на поверхность (в районе п/л «Орленок», в жилом секторе) и известны еще со времен Сарептской колонии.
В 1997 году в рамках российско-американской программы, силами жителей и общественных организаций Красноармейского района была проведена акция по очистке и благоустройству родников.
Родник взят на учет Департаментом по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации Волгограда.
Станция Дендрарий.
Недалеко от гимназии находится Волгоградский Дендрарий. Он занимает площадь 3,5 гектара и насчитывает около 20 тыс. растений почти 600 видов со всего света. Этот дендрарий настолько уникален, что представители Голландии и Греции ходатайствуют в ЮНЕСКО о присвоении ему статуса Международного заповедника природы.
В Волгоградском Дендрарии произрастают уникальные растения: например, гингко двулопастной, являющийся реликтовым растением. Древние называли его "деревом жизни" и верили, что если прикоснуться к гингко рукой, загадав при этом желание - оно непременно сбудется.
Так как растения, произрастающие в Дендрарии, собраны со всего света, из разных климатических поясов, то здесь в любе время года есть на что посмотреть: летом цветет можжевельник, или красное дерево, из которого изготавливают самую ценную мебель; осенью украшением Дендрария является кустарник скумпия - его листья бывают окрашены одновременно в желтый, зеленый и красный цвета.
Паспорт и конспект занятия на экологической тропе «Ергенинские горы» даны в приложениях 3 и 4.