Феноменология и динамика стрессовых переживаний у детей младшего школьного возраста

Название предмета: психология
Категория: дипломная работа

Нужен диплом по этой теме? Авторство - 75%, в Интернете не выкладывался. Скачать готовый можно после оплаты. Цена договорная.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы феноменологии и динамики стрессовых переживаний у детей младшего школьного возраста…………………………7

    1. Основные теоретические подходы в понимании феномена стресса…7
    2. Причины стрессовых переживаний у детей младшего школьного возраста…………………………………………………………………15
    3. Основные методы преодоления стресса у детей младшего возраста…………………………………………………………………25

Выводы по первой главе………………...……………………………………32

Глава 2. Экспериментальное исследование динамики стрессовых переживаний у детей младшего школьного возраста……………………..35

2.1. Диагностика стрессовых переживаний у детей младшего школьного возраста……………………………………………………………………….35

2.2. Методика психокоррекционной помощи детям младшего школьного возраста, испытывающим стресс…………………………………………….44

2.3. Анализ результатов эксперимента ……..………………………………58

Выводы по второй главе……………………………………………………..64

Заключение ……………………………………………………………………66

Список использованной литературы ………………………………………..69

Приложения …………………………………………………………………..74

Феноменология и динамика стрессовых переживаний у детей младшего школьного возраста

Аннотация

В статье описаны основные теоретические подходы в понимании феномена стресса, раскрыть причины стрессовых переживаний у детей младшего школьного возраста, описаны основные методы преодоления стресса у детей младшего возраста. В статье представлены результаты диагностику стрессовых переживаний у детей младшего школьного возраста, описана методику психокоррекционной помощи детям младшего школьного возраста, испытывающим стресс.

 

Ключевые слова

Стресс, школьная тревожность, страх, конфликт, переживания, младшие школьники, психокоррекционная помощь, стрессоустойчивость.

Введение

Актуальность исследования обусловлена тем, что в условиях современного образования и его реформирования актуальной остается проблема преодоления нарушения гармонии личности ребенка с самим собой и с окружающим миром.

Неустойчивость социальной ситуации в мире, переоценка многих нравственных ориентиров вызывают постоянное напряжение человека. Длительное проживание школьником острых и интенсивных эмоциональных состояний опасно для него самого и окружающих.

Некоторые первоклассники, даже с высоким уровнем развития, с трудом переносят нагрузку, у многих еще не сформировалась способность подчиняться школьному режиму, усваивать школьные нормы поведения, признавать школьные обязанности. Все это вызывает у младших школьников стрессовые переживания.

Цель данного исследования – изучить феноменологию и динамику стрессовых переживаний у детей младшего школьного возраста.

 

Основная часть

Теоретический анализ позволяет рассмотреть стресс как психоэмоциональное состояние человека, которое возникает в следствии различных причин (стрессоров), внутренних или же внешних факторов, вызывающих отрицательные эмоции. Стресс способствуют резкому выходу из зоны комфорта и требуют определенной физиологической и психологической адаптации. Выделяют три стадии динамики стресса: тревога, сопротивление, истощение.

У младших школьников в повседневной учебной деятельности стрессовые ситуации возникают по разным причинам, это могут быть: обидные высказывания со стороны одноклассников, негативная оценка со стороны учителя, переход в другой класс или другую школу, выход к доске, контрольная работа, сообщение дома о плохой отметке, боязнь быть отстающим. Последствия стресса младших школьников могут быть самыми различными. Стрессовые ситуации могут вызывать депрессии, нервные расстройства и негативные переживания.

В преодолении стресса у детей младшего школьного возраста большая роль принадлежит педагогу. Педагог должен владеть методами и приемами, которые будут способствовать созданию спокойной рабочей обстановки на уроке, необходимо предупреждать преодоление детей во время занятий, использовать физкультминутки, упражнения для снятия переутомления с глаз, снижения частоты мышечных зажимов. Роль педагога состоит и в индивидуальной помощи учащимся в выработке стрессоустойчивости, снижению нервной возбудимости. Учитель проводит профилактическую работу с родителями по предупреждению стрессовых ситуаций в семье, посещает семьи, дает рекомендации по соблюдению режима дня.

Для профилактики стресса у младшего школьника необходимо использовать систему педагогических и психологических методов и приемов. К педагогическим методам профилактики стрессовых переживаний следует отнести: рациональную организацию урока, использование динамических пауз, создание комфортной обстановки на уроке, использование саморефлексии. К психологическим методам профилактики стрессовых переживаний можно отнести аутотренинг, релаксацию, визуализацию (использование позитивных образов), библеотерапию, арттерапию, позитивное мышление и другие.

Практическое исследование стрессовых переживаний у детей младшего школьного возраста было изучено на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №16» Чистопольского муниципального района Республики Татарстан.

На протяжении 3 месяцев в МБОУ СОШ № 16 проводился эксперимент. Участники эксперимента: учащиеся 3 «А» класса (20 человек).

Цель эксперимента: изучение динамики стрессовых переживаний у детей младшего школьного возраста.

На первом этапе была проведена диагностика уровня стрессовых переживаний у младших школьников в третьем классе. Как показала диагностика, уровень стрессовых переживаний у учащихся третьего класса: высокий – 9 чел. (45%), средний - 8 чел. (40%), низкий – 3 чел. (15%). Большое количество учащихся, испытывающих стрессовые переживания, обусловили проведение коррекционной работы по снижению уровня школьной тревожности и стресса.

На втором этапе была разработана и апробирована программа работы с учащимися по преодолению стрессовых переживаний. Психокоррекционная помощь детям младшего школьного возраста по профилактике стрессовых переживаний проводилась как со всем классом, так и с группой учащихся, которые испытывали высокий уровень стрессовых переживаний. Процесс развития саморегуляции учащихся третьего класса выстраивался в условиях урочной и внеурочной деятельности, организованной по программе тренинга «Выживание в школе».

Мы заметили, что надо не только учить детей стрессоустойчивости, но и работу необходимо проводить с другими педагогами, которые работают с младшими школьниками. Необходимо осуществить поиск подходов и приемов создания психологически комфортной среды для младших школьников.

Нами были разработаны рекомендации по профилактике стрессовых переживай у детей для педагогов, работающих с детьми младшего школьного возраста.

  1. Проявляйте доброжелательное и чуткое отношение к каждому ребенку, не судите строго;
  2. Не торопите, не подгоняйте учащихся, помните о том, что у детей еще недостаточно сформированы психофизиологические процессы;
  3. Не давите на ребенка своим авторитетом, не будьте слишком строгими, умейте прощать;
  4. Если ребенок не внимателен на уроке, часто отвлекается, проявите индивидуальный подход;
  5. Необходимо создание всех условий, чтобы обучение было в радость, чтобы не травмировать детскую психику;
  6. Не критикуйте ребенка при всех. Лучше всего оставить его после уроков и доброжелательно поинтересоваться, в чем причина его трудностей или плохого настроения;
  7. Не жалуйтесь родителям на ребенка («Ваш сын невнимательный», «У вашей дочери плохая память»). Ученик должен вам доверять. Как и заслужить доверие родителей критикой невозможно. Помните, что это вы учитель. А все ли вы сделали, чтобы ребенок был внимательным на уроке? А что вы сделали, чтобы он лучше запомнил материал?
  8. Используйте диалог для разрешения конфликтных отношений между детьми. Учите детей уступать друг другу.

Каждый педагог должен стремиться к созданию максимально комфортной обстановки во время уроков и на перемене. На перемене можно рекомендовать проведение игр с детьми для снятия мушечного напряжения. Младшие дошкольники не должны оставаться неподвижными на перемене. У них развивается организм, и им нужно двигаться. И хотя учителя не разрешают бегать по коридору, но можно организованно проводить подвижные игры. Во время уроков следует предупреждать переутомление учащихся и проводить динамические паузы. Многие уроки (например, окружающего мира, литературного чтения) замечательно проводить в школьном парке. Лучшая профилактика стресса – это прогулка. Если есть время после уроков можно прогуляться с учащимися, поиграть в подвижные игры, понаблюдать за весенним небом, просто побеседовать. Многое зависит от педагога. Если учитель становится другом учащимся, тогда и дети будут чувствовать классный коллектив, заботиться друг о друге.

Поэтому если педагог будет чутко и внимательно относиться ко всем детям, можно говорить о том, что школьных стрессов у детей будет меньше.

В ходе реализации программы было замечено, что в классе установилась дружеская атмосфера, снизился уровень тревоги и беспокойства у детей, были сформированы позитивные установки на обучение.

На третьем этапе была проведена оценка эффективности проведенной работы. В ходе диагностики было выяснено, что количество учащиеся с высоким уровнем стресса снизилось на 15% и составило 20%, со средним увеличилось на 5% и составило (50%), с низким уровнем увеличилось на 15 % и составило 30%. Полученные данные свидетельствуют об эффективности проведенной работы и снижении частоты стрессовых переживаний у учащихся.

 

Заключение

 

В связи с этим, проблема профилактики школьных стрессов в настоящее время стала актуальной. Учителю важно знать причины возникновения стресса у младших школьников в учебно-воспитательном процессе, а также и пути его преодоления.

Перед начальной школой остро встала проблема необходимости выстраивания образовательного процесса на основе учета динамики стрессовых переживаний школьников и развития их способности к регуляции собственных эмоциональных состояний.

В ходе исследования был сделан вывод о том, что эффективность работы по преодолению стрессовых переживаний у младших школьников зависит от соблюдения следующих условий:

- осуществляется психолого-педагогическая диагностика стрессовых переживаний у младших школьников;

- осуществляется психокоррекционная помощь детям младшего школьного возраста, испытывающим стресс;

- осуществляется работа с родителями, направленная на углубление понимания ими проблем детей.

 

Список использованной литературы

  1. Боронникова Л. Стрессы младших школьников// Электронное приложение к информационно-методическому бюллетеню «Психология в образовании». - 2015. - № 17. – С.26-30.
  2. Гуров В. А. Тревожность и здоровье младших школьников / В. А. Гуров // Вестник ТГПУ. – 2009.– №4 – С.56-60.
  3. Лебедева Л. Экстренная арт-терапевтическая помощь
    в ситуациях острого стресса// Школьный психолог. – 2009. – № 4. – С. 80-81
  4. Левина-Домбровская И. Можно ли убежать от стресса? // Школьный психолог. – 206. – № 8. – С. 18-22

Дата: 13/8/2018г.
Уникальность текста: 75
Всего содержится листов: 80
Использовался основной шрифт: 14
Эта работа была продана за: 500


Скачать эту работу (для ознакомительных целей): скачать

Нужна работа, написанная специально для тебя? Жми:

Заказать дипломную работу по предмету психология


(так же сможешь заказать любую другую работу)


Поделитесь этой статьей со своими друзьями:



Мои похожие работы:

48 - Способы разрешения конфликтов в организации
242 - Роль математических знаний в развитии дошкольников и подготовке их к школе
115 - Использование круговой тренировки в занятиях по физическому воспитанию дошкольников
112 - Эмоциональные и поведенческие особенности детей дошкольного возраста с отклоняющимся поведением
291 - Народный танец как средство формирования гражданственности и патриотизма
161 - Творческие игры в развитии воображения детей
174 - Философская лирика К.Н. Батюшкова




|2017 - 2019 © copyright| |Пользовательское соглашение|