Педагогическая коррекция гиперактивного поведения старших дошкольников с задержкой психического развития

Название предмета: коррекционная педагогика
Категория: дипломная работа

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………….3

1.1.Причины и проявления гиперактивного поведения старших дошкольников с ЗПР …….……………………………………………………….7

  1. Направления педагогической коррекции гиперактивного поведения старших дошкольников с ЗПР……………………………………………. ……16

Выводы по главе 1……………………………………………………………….26

  1. Диагностика гиперактивного поведения старших дошкольников с задержкой психического развития.. ……………………………………………28

2.2. Организация работы по педагогической коррекции гиперактивного поведения старших дошкольников с задержкой психического развития …..33

Выводы по главе 2…… …………………………………………………………51

Список использованной литературы………..…………………………………59

Приложения…… ………………………………………………………………..63

 

 

Введение

В настоящее время проблеме воспитания и обучения дошкольников с сочетанием задержки психического развития и синдрома дефицита внимания с гиперактивностью уделяется все большее внимание, как в сфере науки, так и практики. Это обусловлено печальной тенденцией увеличения количества таких детей. Причинами данного факта ведущие современные исследователи, педагоги и дефектологи называют ухудшение экологической обстановки, высокий уровень заболеваемости, техногенные факторы, нерешенные социально-экономические, психолого-педагогические, медицинские и другие проблемы.

Сегодня проблема гиперактивного поведения дошкольников приобретает особую социальную значимость, так как психомоторное беспокойство, повышенная раздражительность, расторможенность мешают таким детям усваивать программу и как следствие адаптироваться к жизни в социуме. Еще острее и сложнее проблемы встают на пути развития ребенка, изначально имеющего задержку психического развития.

Необходимость решения проблем с оказанием помощи таким детям возникает именно в детском саду, так как основные проявления самой задержки психического развития и еще в сочетании с гиперактивным поведением происходят именно в период становления центральной нервной системы у детей – в дошкольном возрастном периоде.

Комплексное изучение задержки психического развития (ЗПР) как специфической аномалии детского развития развернулось в отечественной дефектологии в 60-е годы. Первые обобщения клинических данных о детях с задержкой психического развития и общие рекомендации по организации коррекционной работы с ними были даны Т. А. Власовой и М. С. Певзнер.

Клинические классификации основных форм задержки психического развития составляли Т.А. Власова и М.С. Певзнер (1967), В.В. Ковалев (1979) и К. С. Лебединская (1980).

Исследовали различные аспекты развития и обучения детей с ЗПР, а также методы и технологии коррекционной работы с ними Е. М. Мастюкова, И.И. Мамайчук, Е.А. Стребелева, С.Д. Забрамная.

Вопросами дифференциальной диагностики задержки психического развития и сходных с ней состояний занимались многие отечественные ученые (М. С. Певзнер, У. В. Ульенкова, Г. Е. Сухарева, И. А. Юркова, В. И. Лубовский, С. Д. Забрамная, Е. М. Мастюкова, Г. Б. Шаумаров, О. Монкявичене, К. Новакова).

Несмотря на многочисленность исследований по изучению синдрома гиперактивности, подавляющее их большинство принадлежит зарубежным авторам. В отечественных работах (В.Р. Кучма, Л.А. Ясюкова, А.Л. Сиротюк, A.B. Грибанов, H.H. Заваденко, Ю.С. Шевченко) указывается, что современная концепция гиперактивности сформулирована на основе представлений о минимальных мозговых дисфункциях и синдром гиперактивности является самой частой причиной нарушений поведения и трудностей обучения в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Осуществляя изучение детей, исследователи (В.Р. Кучма, И.П. Брязгунов, Е.В. Касатикова, A.Л. Сиротюк, H.H. Заваденко, A.B. Грибанов, Т.В. Волокитила, Л.Б. Баряева, Г.В. Фадина, И.Г. Вечканова) выяснили, что при гиперактивности в дошкольном возрасте на первый план выходят нарушения произвольной моторики: дискоординированность, полярность темпа, неточность движений. Поэтому, необходимо своевременно обратить внимание на создание психолого-педагогических условий, способствующих развитию произвольности психомоторной активности. Эта проблема актуальна, однако на уровне практической помощи детям с ЗПР, ее решение затруднено в связи с тем, что подходы и конкретные методы изучения и коррекции, разработаны недостаточно.

В настоящее время остро ощущается нехватка апробированных коррекционно-развивающих программ, облегчающих формирование произвольности психической активности дошкольников с ЗПР в сочетании с гиперактивностью. В дошкольном возрасте складываются важные уровни, составляющие структуру произвольности психической активности: психомоторной активности, регуляции высших психических функций, эмоциональной регуляции. От своевременности развития указанных структурных уровней произвольности психической активности зависят возможности адаптивного поведения в социуме и качество саморегуляции, недостатки которых у детей с ЗПР доказаны (И.А. Юрковой, Г.Е. Сухаревой, М.С.Певзнер, Л. Тарнополом, У.В. Ульенковой). Все это доказывает актуальность темы нашего исследования «Педагогическая коррекция гиперактивного поведения старших дошкольников с задержкой психического развития».

Объект исследования – процесс коррекционной помощи дошкольникам с ЗПР в условиях ДОУ.

Предмет исследования – педагогическая коррекция гиперактивного поведения старших дошкольников с ЗПР.

Цель исследования – выявить особенности организации процесса педагогической коррекции гиперактивного поведения старших дошкольников с ЗПР в ДОУ.

Согласно цели поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть причины и проявления гиперактивного поведения у дошкольников с задержкой психического развития;

2. Раскрыть направления педагогической коррекции гиперактивного поведения старших дошкольников с ЗПР;

3. Выявить уровень гиперактивности старших дошкольников с ЗПР;

5. Разработать программу педагогической коррекции гиперактивного поведения старших дошкольников с задержкой психического развития в условиях ДОУ.

Гипотеза исследования: педагогическая коррекция гиперактивного поведения старших дошкольников с задержкой психического развития будет эффективной, если будет включать три основные направления работы:

Методы исследования:

- теоретические (анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования),

- эмпирические (анкетирование, беседа, наблюдение, эксперимент).

База исследования: ДОУ № 2 Красноармейского района города Волгограда.

Структура работы: Выпускная квалификационная работа общим объемом 96 страниц состоит из введения (4 с.), двух глав (20 с., 24 с.), заключения (4 с.), списка литературы, включающего 43 источника, приложений (6).

Работа имеет приложения в виде плана работы и конспектов всех занятий.

Приложение 1.

 

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ

 

(Брязгунов И.П., Касатикова Е.В)

 

Появились у ребенка в возрасте до 7 лет следующие признаки, наблюдались ли они более 6 месяцев? Принимается только "Да" (1 балл) или "Нет" (0 баллов).

 

 

 

Признаки

 

 

Баллы

 

1

 

Суетливые движения руками и ногами или, сидя на стуле, извивается

 

 

 

2

 

С трудом остается на стуле при выполнении каких-либо занятий

 

 

 

3

 

Легко отвлекается на посторонние стимулы

 

 

 

4

 

С трудом ожидает очереди для вступления в игру

 

 

 

5

Отвечает на вопросы, не подумав и раньше, чем вопрос закончен.

 

 

 

6

 

С трудом исполняет инструкции других.

 

 

 

7

 

С трудом удерживает внимание при выполнении заданий или в игровых ситуациях.

 

 

 

8

 

Часто переключается с одного незаконченного дела на другое.

 

 

 

9

 

 

Во время игр беспокоен.

 

 

10

 

 

Часто чрезмерно разговорчив.

 

 

11

 

 

В разговоре часто прерывает, навязывает свое мнение, в детских играх часто является "мишенью".

 

 

 

12

 

 

Часто кажется, что не слышит, что сказано ему или ей.

 

 

13

 

 

Часто теряет предметы и вещи, необходимые для работы дома или в группе (игрушки, карандаши, книги и др.).

 

 

 

14

 

 

Игнорирует физическую опасность и возможные последствия (например, бежит по улице "без оглядки")

 

 

 

 

Общее число баллов

 

 

 

 

Если общее число баллов 8 и более, вам необходимо показать ребенка

 

специалисту.

 

 

Приложение 2

Карта наблюдений (бланк по Н. Н. Заваденко)

 

 

 

Признаки гиперактивного поведения

Как часто проявляется

Всегда

Периодически

Редко

1

Наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле, крутится, вертится;

 

 

 

2

Не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге;

 

 

 

3

Находится в постоянном движении и ведет себя так, "как будто к нему прикрепили мотор»;

 

 

 

4

Болтлив

 

 

 

5

Отвечает на вопросы, не задумываясь, не выслушав их до конца;

 

 

 

6

Проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается куда-то залезть, причем в таких ситуациях, когда это неприемлемо;

 

 

 

7

Встает со своего места в группе во время занятий или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте;

 

 

 

 

7 -11 низкий

12 -16 средний

17-21- высокий

 

Приложение 3.

Йоговская гимнастика для малышей

1. Дети ходят по кругу друг за другом и гудят, как паровозики: «Ту-ту-у-у-у».

2. Останавливаются, встают в круг.

3. «Заводят будильник» - сжимают ладонь в кулачок, выполняют круговые движения у солнечного сплетения: « Джик-джик-джик ».

4. «Будильник зазвонил»: «З-з-з». Мы его остановим – дети слегка ударяют

ладошкой по голове.

5. «Лепят личико» - проводят руками по краю лица.

6. «Лепят волосики» - нажимают подушечками пальцев на корни волос.

7. «Лепят бровки» - проводят кончиками пальцев по бровям.

8. «Лепят глазки» - трогают кончиками пальцев веки, проводят

указательным пальцем вокруг глаз. Моргают глазами.

9. «Лепят носик» - проводят указательным пальцем от переносицы по крыльям носа вниз.

10. «Лепят ушки» - пощипывают мочки ушей, поглаживают уши.

11. «Лепят подбородок» - поглаживают подбородок.

12. «Рисуют носиком солнышко» - крутят головой, рисуют носиком лучики – выполняют соответствующие движения головой снизу вверх: «Жжик-

жжик-жжик».

13. Произносят хором: «Я хороший, добрый, красивый», гладят себя по голове.

 

 

 

 

Приложение 4.

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ПО ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ С ГИПЕРАКТИВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

  1. В своих отношениях с ребенком поддерживайте позитивную установку. Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслуживает, подчеркивайте успехи. Это помогает укрепить уверенность ребенка в собственных силах.
  2. Избегайте повторения слов «нет» и «нельзя».
  3. Говорите сдержанно, спокойно, мягко. (Окрики возбуждают ребенка).
  4. Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.
  5. Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
  6. Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, работа с кубиками, конструктором, настольными играми, раскрашивание, чтение).
  7. Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Время приема пищи и сна ежедневно должно соответствовать этому распорядку.
  8. Избегайте по возможности скоплений людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках и т.п. оказывает на ребенка чрезмерное стимулирующее действие.
  9. Во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партнером. Избегайте беспокойных, шумных приятелей.
  10. Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию признаков гиперактивного поведения.
  11. Давайте ребенку возможность расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе – прогулки, бег, спортивные занятия (гимнастика, плавание, теннис, но не борьба или бокс, т.к. эти виды спорта травматичны).
  12. Помните о том, что присущая детям гиперактивность может удерживаться под разумным контролем с помощью перечисленных мер.

 

 

 

 

 

Приложение 5.

 

Дополнительные рекомендации родителям

гиперактивных дошкольников с задержкой психического развития

 

Педагогическая коррекция гиперактивного поведения старших дошкольников с ЗПР наиболее эффективна при участии родителей в проведении занятий дома или посещения необходимых секций. Дополнительными приемами, которыми родители могут воспользоваться для коррекции ребенка, могут служить:

1. Ритмирование правого полушария - занятия ритмикой, хореографией, лыжами, теннисом, верховой ездой.

2. Активизация работы стволовых отделов головного мозга - плавание, ныряние, прыжки на батуте, дыхательная гимнастика.

3. Развитие межполушарного взаимодействия - восточные единоборства (особенно ушу-таолу), кинезиологические упражнения, вязание.

4. Снятие импульсивности и гиперактивности - упражнения с песком, водой и глиной; контрастный душ, обливания.

5. Развитие устойчивости внимания: длительная сортировка и нанизывание бусинок; развитие способности к произвольному переключению внимания - чтение алфавита, перемежающегося со счетом; прослеживание взглядом линии от начала до конца, когда она переплетается с другими линиями.

 

 

Приложение 6.

Программа педагогической коррекции гиперактивного поведения старших дошкольников с ЗПР

Пояснительная записка.

Сегодня проблема гиперактивного поведения дошкольников приобретает особую социальную значимость, так как психомоторное беспокойство, повышенная раздражительность, расторможенность мешают таким детям усваивать программу и как следствие адаптироваться к жизни в социуме. Еще острее и сложнее проблемы встают на пути развития ребенка, изначально имеющего задержку психического развития.

Необходимость решения проблем с оказанием помощи таким детям возникает именно в детском саду, так как основные проявления самой задержки психического развития и еще в сочетании с гиперактивным поведением происходят именно в период становления центральной нервной системы у детей – в дошкольном возрастном периоде.

В дошкольном возрасте складываются важные уровни, составляющие структуру произвольности психической активности: психомоторной активности, регуляции высших психических функций, эмоциональной регуляции. От своевременности развития указанных структурных уровней произвольности психической активности зависят возможности адаптивного поведения в социуме и качество саморегуляции, недостатки которых у детей с ЗПР доказаны (И.А. Юрковой, Г.Е. Сухаревой, М.С.Певзнер, Л. Тарнополом, У.В. Ульенковой).

У многих детей с ЗПР уже в первые годы жизни обнаруживается двигательная расторможенность – гиперактивное поведение. Они крайне неусидчивы, постоянно находятся в движении, вся их деятельность нецеленаправленна, ни одно начатое дело они не могут довести до конца. Многие из них также отличаются повышенной эмоциональной возбудимостью, драчливостью, агрессивностью, импульсивным поведением. Большинство детей не способны к игровой деятельности, они не умеют ограничивать свои желания, бурно реагируют на все запреты, отличаются упрямством. Для многих детей характерна моторная неловкость, у них слабо развиты тонкие дифференцированные движения пальцев рук. Поэтому они с трудом овладевают навыками самообслуживания, не могут долго научиться застегивать пуговицы, зашнуровывать ботинки.

Гиперактивное поведение значительно усложняет процесс развития ребенка с ЗПР, поэтому необходимо искать пути его снижения или избавления от него.

Целью данной программы является: создание условий для развития у старших дошкольников с ЗПР внимания, контроля над импульсивностью и управления двигательной активностью, для развития у детей эмоционального благополучия и коммуникативных навыков.

В ходе достижения цели решаются следующие задачи:

1. Развитие произвольности и самоконтроля;

2. Способствовать развитию внимания и воображения;

3. Формировать координацию и согласованность действий;

4. Создать условия для снятия психоэмоционального напряжения;

5. Содействовать развитию эмоционально-выразительных движений;

6. Совершенствовать коммуникативные навыки детей.

Методические приемы, используемые в программе:

1. Игры на развитие внимания, воображения;

2. Игры и задания, направленные на развитие произвольности;

3. Словесные и подвижные игры на развитие контроля за импульсивностью и управление двигательной активностью;

4. Психогимнастические и телесно-ориентированные упражнения;

Работа имеет приложения в виде плана работы и конспектов всех занятий.

Приобрести полную версию работы (оригинальность 65%) можно у автора. Цена договорная.


Дата: 16/8/2018г.
Уникальность текста: 65
Всего содержится листов: 110
Использовался основной шрифт: 14
Эта работа была продана за: 10000


Скачать эту работу (для ознакомительных целей): скачать

Нужна работа, написанная специально для тебя? Жми:

Заказать дипломную работу по предмету коррекционная педагогика


(так же сможешь заказать любую другую работу)


Поделитесь этой статьей со своими друзьями:



Мои похожие работы:

225 - Ознакомление дошкольников с творчеством писателя как средство воспитания положительного отношения к книге
265 - Программа производственной практики ПМ.02 организация различных видов деятельности и общения детей с сохранным развитием
217 - Наталья Яковлевна Каширина (Касаева)
217 - Наталья Яковлевна Каширина (Касаева)
158 - Влияние народных подвижных игр на всестороннее развития детей
215 - Особенности развития восприятия как познавательного процесса детей дошкольного возраста




|2017 - 2024 © copyright| |Пользовательское соглашение|