Пересказ литературных произведений как средство развития монологической речи детей старшего дошкольного возраста

Название предмета: педагогика
Категория: дипломная работа

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..….3

ГЛАВА I. Теоретические и методические основы развития связной речи дошкольников в современной науке и практике………………………………6

1.1. Влияние художественной литературы на развитие монологической речи детей старшего дошкольного возраста.…………………………………….………6

1.2. Виды детских пересказов и характеристика использования их в работе с детьми………………………………………………………………………………..13

1.3. Методика использования пересказа для формирования монологической речи детей……………………...…………………………………………………….…....16

Вывод по 1 главе…………………………………………………………………….21

ГЛАВА II. Проектирование образовательно-воспитательной технологии, направленной на развитие монологической речи детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации в аспекте ФГОС ДО (из опыта работы МОУ детский сад № 260 Тракторозаводского района г. Волгограда)………………………………………………………………..…...23

2.1.Диагностика. Выявление уровня умений детей пересказывать рассказы…………………………………………………………………………....23

2.2. Разработка плана использования литературных произведений для развития монологической речи детей………………………………………..………….….28

2.3. Основные результаты педагогического эксперимента…………………..…45

Выводы по 2 главе……...……………………………………………………..…40

Заключение…………………………………………………………………………48

Список литературы………………………………………………………………...50

Приложение……………………………………………………………………..….56

 

Введение

Речевое развитие детей выступает одной из важнейших задач дошкольного образования. Речь является основой для освоения ребенком культурно-исторического опыта, выступает как средство коммуникации, способствует развитию познавательной сферы и является необходимым условием воспитания и обучения.

Развитие форм речевого общения является центральным звеном в речевой работе дошкольной образовательной организации (далее — ДОО). Общение является основой коммуникативной компетенции дошкольников, базисной характеристики их личности, важнейшей предпосылкой благополучия в социальном и интеллектуальном развитии. Монологическая речь, являясь более сложной формой связной речи, демонстрирует все речевые достижения детей, активизирует даже те усвоенные речевые средства, которые не востребованы в диалогической речи. Овладение монологической речью — необходимая ступень развития речи дошкольников, поскольку именно при построении монолога в наибольшей степени проявляются их речевые умения. Развитие монологической речи у детей особенно важно для их будущего обучения в школе.

Основы методики развития связной речи дошкольников определены в работах А.М. Леушиной, Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой. Проблемы содержания и методов обучения монологической речи в детском саду разрабатывались А.М. Бородич, В.В. Гербовой, О.С. Ушаковой, А.М. Дементьевой и др.

Роль художественной литературы в обучении дошкольников монологической речи раскрыта в работах З.А. Гриценко, И.Н. Арзамасцевой, С.А. Николаевой М. М. Алексеевой, В.И. Яшиной и др.

Методика обучения дошкольников монологической речи путем пересказа литературных произведения исследована в работах Э.П. Коротковой, М.К. Боголюбской, О. М. Дьяченко и др.

Между тем, несмотря на достаточную научно-методическую разработанность данного вопроса, в практике работы детского сада наблюдается отсутствие системности и целенаправленности в работе педагогов по обучению дошкольников монологической речи путем пересказа литературных произведений. В связи с совершенствованием системы дошкольного образования, введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, необходимо осуществить поиск оптимальных методов и приемов развития монологической речи детей дошкольного возраста посредством пересказа литературных произведений. Все это определяет актуальность данной работы.

Объект исследования – развитие монологической речи детей дошкольного возраста.

Предмет исследования – пересказ литературных произведений как средство развития монологической речи детей дошкольного возраста.

Цель исследования – изучить возможности использования пересказа литературных произведений для развития монологической речи детей дошкольного возраста.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  1. Выявить влияние художественной литературы на развитие монологической речи;
  2. Изучить виды детских пересказов и возможности их использования в работе с детьми;
  3. Изучить методику использования пересказа для формирования монологической речи у детей;
  4. Выявить уровень умений детей пересказывать рассказы;
  5. Разработать план использования литературных произведений для развития монологической речи детей;
  6. Подвести итоги работы педагогического эксперимента.

Предполагаем, что формирование монологической речи средствами пересказа литературных произведений у дошкольников будет эффективным при соблюдении следующих условий:

- выбор произведения для пересказа осуществляется с учетом речевых умений и навыков детей, воспитательных задач;

- осуществляется обучение дошкольников умениям прослушивать произведение, понять его основное содержание, запоминать последовательность изложения, речевые обороты авторского текста, осмысленно и связно передавать текст.

В работе использовался комплекс методов: теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы, программно-методических документов и материалов; систематизация, обобщение, анализ); эмпирические (педагогическая диагностика, включающая входной и итоговый этапы, анализ занятий, педагогическое наблюдение в ходе организации педагогического процесса по формированию монологической речи средствами пересказа литературных произведений).

Теоретическая значимость исследования состоят в анализе и обобщении существующих подходов к формированию монологической речи средствами пересказа литературных произведений у дошкольников, определении условий повышения эффективности данной работы в ДОО.

Практическая значимость исследования заключается в разработке и апробации системы занятий, дидактических игр по формированию монологической речи средствами пересказа литературных произведений, составлении рекомендаций педагогам и родителям, а также в подборе и адаптации диагностических материалов для выявления уровня развития монологической речи у старших дошкольников.

 

 

Приложение

План работы по развитию монологической речи у старших дошкольников посредством пересказа

Тема

Цели и задачи

Виды деятельности

Л. Толстого «Пожарные собаки».

 

Цель: учить детей пересказу произведения, учить действиям в чрезвычайных ситуациях.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить детей с рассказом Л. Толстого «Пожарные собаки»;

- познакомить с работой пожарной службы;

-составить с детьми алгоритм действия при пожаре.

Развивающие:

-учить детей связно, выразительно рассказывать текст без помощи вопросов воспитателя;

- учить детей подбирать определения, синонимы и антонимы;

-учить правильным действиям во время пожара;

- учить детей пользоваться телефоном при вызове спасателей;

Воспитательные:

-закреплять умение детей пересказывать текст, отвечать на вопросы;

-совершенствовать умение детей получать информацию из видеосюжета, делать выводы из полученной информации;

-закрепить знания об адресе проживания детей, фамилию, имя, отчество;

-закрепить знания детей по правилам пожарной безопасности;

-воспитывать уважение к труду пожарных;

-развивать любознательность, активность.

 

Используемые приемы, методы, технологии обучения: использование познавательной мотивации, проблемные вопросы, демонстрация видеосюжета, рассматривание иллюстраций, рассказ воспитателя, пересказы детей, чтение художественной литературы, беседа, организация взаимодействия ребенка со сверстником, здоровьесберегающая технология.

Используемые формы организации детской деятельности: фронтальная, индивидуальная.

 

 

Пересказ рассказа Я. Тайца «Послушный дождик».

 

Учить связно и последовательно пересказывать небольшие литературные произведения.

Развивать логическое мышление.

Воспитывать интерес к профессиям.

Упражнять в умении составлять по образцу простые и сложные предложения, отгадывать загадки, находить предметы, соответствующие той или иной профессии.

1.Пересказ рассказа «Послушный дождик».

 

2.Дидактическая игра: «Кому что нужно для работы?»

 

3.Загадки о профессиях.

 

4.Дидактическая игра «Профессии» (Пашет, сеет, хлеб убирает

кто? хлебороб.

А кто хлеб нам выпекает? пекарь.

Кто лекарство выпускает? аптекарь

Кто одежду нам шьет? Портной…..).

 

5.Пословицы о труде: «Труд кормит и одевает», «Без труда нет добра», «Без трудов нет плодов».

 

 

Скачать готовый диплом (оригинальность 65%) можно после оплаты. Цена 500 руб.


Дата: 16/8/2018г.
Уникальность текста: 65
Всего содержится листов: 65
Использовался основной шрифт: 14
Эта работа была продана за: 10000


Скачать эту работу (для ознакомительных целей): скачать

Нужна работа, написанная специально для тебя? Жми:

Заказать дипломную работу по предмету педагогика


(так же сможешь заказать любую другую работу)


Поделитесь этой статьей со своими друзьями:



Мои похожие работы:

55 - Развитие певческих способностей детей старшего дошкольного возраста
69 - Формирование у детей 5-6 лет представлений о неживой природе в процессе экспериментирования
57 - Педагогический совет как форма делового совещания
225 - Ознакомление дошкольников с творчеством писателя как средство воспитания положительного отношения к книге
153 - Психофизиология как наука о нейронных механизмах психических процессов и состояний
136 - Развитие памяти в младшем школьном возрасте
167 - Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре




|2017 - 2019 © copyright| |Пользовательское соглашение|