Содержание
Введение…………………………………………………………………………..….3
ГЛАВА I. Теоретические и методические основы развития связной речи дошкольников в современной науке и практике………………………………6
1.1. Влияние художественной литературы на развитие монологической речи детей старшего дошкольного возраста.…………………………………….………6
1.2. Виды детских пересказов и характеристика использования их в работе с детьми………………………………………………………………………………..13
1.3. Методика использования пересказа для формирования монологической речи детей……………………...…………………………………………………….…....16
Вывод по 1 главе…………………………………………………………………….21
ГЛАВА II. Проектирование образовательно-воспитательной технологии, направленной на развитие монологической речи детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации в аспекте ФГОС ДО (из опыта работы МОУ детский сад № 260 Тракторозаводского района г. Волгограда)………………………………………………………………..…...23
2.1.Диагностика. Выявление уровня умений детей пересказывать рассказы…………………………………………………………………………....23
2.2. Разработка плана использования литературных произведений для развития монологической речи детей………………………………………..………….….28
2.3. Основные результаты педагогического эксперимента…………………..…45
Выводы по 2 главе……...……………………………………………………..…40
Заключение…………………………………………………………………………48
Список литературы………………………………………………………………...50
Приложение……………………………………………………………………..….56
Введение
Речевое развитие детей выступает одной из важнейших задач дошкольного образования. Речь является основой для освоения ребенком культурно-исторического опыта, выступает как средство коммуникации, способствует развитию познавательной сферы и является необходимым условием воспитания и обучения.
Развитие форм речевого общения является центральным звеном в речевой работе дошкольной образовательной организации (далее — ДОО). Общение является основой коммуникативной компетенции дошкольников, базисной характеристики их личности, важнейшей предпосылкой благополучия в социальном и интеллектуальном развитии. Монологическая речь, являясь более сложной формой связной речи, демонстрирует все речевые достижения детей, активизирует даже те усвоенные речевые средства, которые не востребованы в диалогической речи. Овладение монологической речью — необходимая ступень развития речи дошкольников, поскольку именно при построении монолога в наибольшей степени проявляются их речевые умения. Развитие монологической речи у детей особенно важно для их будущего обучения в школе.
Основы методики развития связной речи дошкольников определены в работах А.М. Леушиной, Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой. Проблемы содержания и методов обучения монологической речи в детском саду разрабатывались А.М. Бородич, В.В. Гербовой, О.С. Ушаковой, А.М. Дементьевой и др.
Роль художественной литературы в обучении дошкольников монологической речи раскрыта в работах З.А. Гриценко, И.Н. Арзамасцевой, С.А. Николаевой М. М. Алексеевой, В.И. Яшиной и др.
Методика обучения дошкольников монологической речи путем пересказа литературных произведения исследована в работах Э.П. Коротковой, М.К. Боголюбской, О. М. Дьяченко и др.
Между тем, несмотря на достаточную научно-методическую разработанность данного вопроса, в практике работы детского сада наблюдается отсутствие системности и целенаправленности в работе педагогов по обучению дошкольников монологической речи путем пересказа литературных произведений. В связи с совершенствованием системы дошкольного образования, введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, необходимо осуществить поиск оптимальных методов и приемов развития монологической речи детей дошкольного возраста посредством пересказа литературных произведений. Все это определяет актуальность данной работы.
Объект исследования – развитие монологической речи детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – пересказ литературных произведений как средство развития монологической речи детей дошкольного возраста.
Цель исследования – изучить возможности использования пересказа литературных произведений для развития монологической речи детей дошкольного возраста.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Предполагаем, что формирование монологической речи средствами пересказа литературных произведений у дошкольников будет эффективным при соблюдении следующих условий:
- выбор произведения для пересказа осуществляется с учетом речевых умений и навыков детей, воспитательных задач;
- осуществляется обучение дошкольников умениям прослушивать произведение, понять его основное содержание, запоминать последовательность изложения, речевые обороты авторского текста, осмысленно и связно передавать текст.
В работе использовался комплекс методов: теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы, программно-методических документов и материалов; систематизация, обобщение, анализ); эмпирические (педагогическая диагностика, включающая входной и итоговый этапы, анализ занятий, педагогическое наблюдение в ходе организации педагогического процесса по формированию монологической речи средствами пересказа литературных произведений).
Теоретическая значимость исследования состоят в анализе и обобщении существующих подходов к формированию монологической речи средствами пересказа литературных произведений у дошкольников, определении условий повышения эффективности данной работы в ДОО.
Практическая значимость исследования заключается в разработке и апробации системы занятий, дидактических игр по формированию монологической речи средствами пересказа литературных произведений, составлении рекомендаций педагогам и родителям, а также в подборе и адаптации диагностических материалов для выявления уровня развития монологической речи у старших дошкольников.
Приложение
План работы по развитию монологической речи у старших дошкольников посредством пересказа
Тема | Цели и задачи | Виды деятельности |
Л. Толстого «Пожарные собаки».
| Цель: учить детей пересказу произведения, учить действиям в чрезвычайных ситуациях. Задачи: Образовательные: - познакомить детей с рассказом Л. Толстого «Пожарные собаки»; - познакомить с работой пожарной службы; -составить с детьми алгоритм действия при пожаре. Развивающие: -учить детей связно, выразительно рассказывать текст без помощи вопросов воспитателя; - учить детей подбирать определения, синонимы и антонимы; -учить правильным действиям во время пожара; - учить детей пользоваться телефоном при вызове спасателей; Воспитательные: -закреплять умение детей пересказывать текст, отвечать на вопросы; -совершенствовать умение детей получать информацию из видеосюжета, делать выводы из полученной информации; -закрепить знания об адресе проживания детей, фамилию, имя, отчество; -закрепить знания детей по правилам пожарной безопасности; -воспитывать уважение к труду пожарных; -развивать любознательность, активность.
| Используемые приемы, методы, технологии обучения: использование познавательной мотивации, проблемные вопросы, демонстрация видеосюжета, рассматривание иллюстраций, рассказ воспитателя, пересказы детей, чтение художественной литературы, беседа, организация взаимодействия ребенка со сверстником, здоровьесберегающая технология. Используемые формы организации детской деятельности: фронтальная, индивидуальная.
|
Пересказ рассказа Я. Тайца «Послушный дождик».
| Учить связно и последовательно пересказывать небольшие литературные произведения. Развивать логическое мышление. Воспитывать интерес к профессиям. Упражнять в умении составлять по образцу простые и сложные предложения, отгадывать загадки, находить предметы, соответствующие той или иной профессии. | 1.Пересказ рассказа «Послушный дождик».
2.Дидактическая игра: «Кому что нужно для работы?»
3.Загадки о профессиях.
4.Дидактическая игра «Профессии» (Пашет, сеет, хлеб убирает кто? хлебороб. А кто хлеб нам выпекает? пекарь. Кто лекарство выпускает? аптекарь Кто одежду нам шьет? Портной…..).
5.Пословицы о труде: «Труд кормит и одевает», «Без труда нет добра», «Без трудов нет плодов».
|
Скачать готовый диплом (оригинальность 65%) можно после оплаты. Цена 1000 руб.