Функционирование синонимов в творчестве С.А.Есенина

Название предмета: литература
Категория: курсовая работа (с практикой)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретическое исследование проблемы синонимии в русском языке…………………………………………………………………………….…5

    1. Понятие синонимов в русском языке……………………………………..5
    2. Подходы к классификации синонимов …………………………………..10

Глава 2. Анализ функционирования синонимов в творчестве С.А. Есенина….16

2.1. Виды синонимов в стихотворениях С.А. Есенина………………………….16

2.2. Анализ функций синонимов в стихотворениях С.А. Есенина……………..24

Заключение…………………………………………………………………………31

Список использованной литературы……………………………………………..33

 

 

Введение

Исследование проблемы функционирования синонимов в поэтическом тексте представляет актуальность для изучения многообразия и богатства русского языка, для постижения сущности выразительных средств в лирическом произведении.

Синонимы делают поэтический язык богатым, точным, позволяют выразить наиболее тонкие оттенки чувств и эмоций. Признанным мастером богатой и культурной речи является С.А. Есенин – русский поэт. Несомненным является то, что стихотворения Есенина красивые, выразительные, полные чувств.

Изучение особенностей использования синонимов было проведено на примере стихотворений С.А. Есенина, так как, на наш взгляд, его произведения представляют богатый материал для изучения всего многообразия синонимии русского языка. Неоценимый вклад внесло поэтическое наследие поэта в образную систему языка, обогатив русский язык образными сравнениями, метафорами, эпитетами, синонимами. Исследование синонимов и их функций у С.А. Есенина представляет огромный исследовательский интерес для понимания художественного своеобразия лирики поэта.

В данном исследовании было важно изучить существующие классификации синонимов в русском языкознании, выявить синонимические ряды, встречающиеся в лирике С.А. Есенина, определить место и роль синонимов в художественном тексте.

Проблемы языковой синонимии изучали Ю.Д. Апресян, В.А. Гречко, К.С. Горбачевич, А.П. Евгеньева, Л.В. Щерба, Р.А. Будагов, Г.О. Винокур и другие исследователи, которые разрабатывали классификации синонимов, определяли их виды и роль в языке.

Исследованием поэтического языка, выразительных средств в художественном творчестве С.А. Есенина занимались С.А. Кокорин, П.В. Перелыгин (изучали свето- и цветообозначения), О.Е. Воронова и др. Между тем, исследований, касающихся изучения синонимов в стихотворениях С.А. Есенина недостаточно.

Объектом исследования являются синонимы в лирике С.А. Есенина.

Предметом исследования является функционирование синонимов в поэтическом языке С.А. Есенина.

Цель исследования – выявление синонимов в поэтическом наследии С.А. Есенина и определение их функционирования.

Задачи исследования:

  1. Изучить понятие синонимов в русском языке;
  2. Рассмотреть подходы к классификации синонимов;
  3. Выписать синонимы, встречающиеся в стихотворениях С.А. Есенина, и классифицировать их;
  4. Произвести анализ функций синонимов в стихотворениях С.А. Есенина

При анализе языкового материала были использованы следующие методы:

1) описательный метод проводился с помощью сплошной выборки синонимов;

2) метод компонентного анализа (изучалось число выявленных синонимов, их функции – количество употреблений того или иного синонима);

3) семантико-стилистический метод использовался путем выяснения значения синонима посредством словарей;

4) метод контекстуального анализа использовался для определения функции синонима в художественном тексте.

 

 

2.2. Анализ функций синонимов в стихотворениях С.А. Есенина

Функции синонимов в стихотворениях С.А. Есенина заключаются в уточнении, замещении и усилении экспрессивно-стилистической окрашенности художественного текста.

Синонимы в поэтическом языке С.А. Есенина выполняют различную роль. Прежде всего, они служат для выражения экспрессии.

Угасла молодость моя,

Краса в лице завяла

«Песня старика-разбойника», 1912.

Синонимы угасла – завяла используются поэтом для уточнения. Согласно словарю С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой, эти слова употреблены в переносном смысле, слово «угасла» означает «ослабевать, терять силы», а слово «завяла» - «терять свежесть, сохнуть» [21, с.139].

Многие синонимы помогают избежать автору тавтологии:

Бежит, струится маленький

Серебряный ручей…

«Черемуха», 1915.

И надо мной звезда горит,

Но тускло светится в тумане.

«И надо мной звезда горит», 1912.

Горит – светится – синонимы, используются поэтом для избежания повторения. Согласно словарю, слово «гореть» означает «сверкать, блестеть», а слово «светиться» - «излучать ровный свет» [21, с.651].

В некоторых случаях использование синонимов позволяет автору продемонстрировать стремительность происходящих событий. Это очень хорошо видно в следующем примере:

Дорогая Гелия, прости.

Много роз бывает на пути,

Много роз склоняется и гнется,

Но одна лишь сердцем улыбнется.

Скачать полную версию работы можно после оплаты (500 руб.) Авторство - 75%. В Интернете не выкладывалась.


Дата: 18/8/2018г.
Уникальность текста: 75
Всего содержится листов: 35
Использовался основной шрифт: 14
Эта работа была продана за: 2000


Скачать эту работу (для ознакомительных целей): скачать

Нужна работа, написанная специально для тебя? Жми:

Заказать Курсовую работу (с практикой) по предмету литература


(так же сможешь заказать любую другую работу)


Поделитесь этой статьей со своими друзьями:



Мои похожие работы:

231 - Природоведческая литература в системе работы с дошкольниками и младшими школьниками
65 - Роль внеклассной работы в социально-психологической адаптации учащихся первого класса
63 - Формирование нравственных ориентаций дошкольников через русские народные игры
178 - Методика музыкального воспитания дошкольников




|2017 - 2019 © copyright| |Пользовательское соглашение|