Преемственность в работе дошкольной образовательной организации и начальной школы в рамках ФГОС

Название предмета: педагогика
Категория: статья

Аннотация. В статье раскрыто понятие и задачи обеспечения преемственности дошкольной образовательной организации и начальной школы в рамках ФГОС; выявлена специфика организации работы по обеспечению преемственности; раскрыто содержание и основания преемственности в учебно-воспитательном процессе; представлен опыт работы по обеспечению преемственности детского сада и школы, дан анализ обеспечения преемственности в ДОО; раскрыты преемственные формы и методы организации деятельности в ДОО и школе.

Ключевые слова: преемственность, образовательный процесс, дошкольное образование, начальная школа, готовность к школьному обучению, адаптация, ФГОС ДОО, ФГОС НОО, ДОО, детский сад, дошкольники, готовность, педагогический коллектив, родители, педагоги, воспитатели.

 

Изучение путей обеспечения преемственности в работе дошкольной образовательной организации и начальной школы в рамках ФГОС представляет собой актуальность, поскольку сохранение целостности образовательной среды относится к числу главных приоритетов развития образования в России.

Переход ребенка из детского сада в начальную школу – это переход его в новую образовательную среду, другое культурное пространство, в другую социальную ситуацию, в иную возрастную категорию. Обеспечение успешности этого процесса представляет собой проблему объединения усилий учителей начальной школы и педагогов детского сада.

Введение новых Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) дошкольного и начального образования является важным этапом обеспечения преемственности деятельности начальной школы и детского сада. Внедрение утвержденных на государственном уровне стандартов образования должно способствовать повышению качества образования в целостной системе.

Изучению проблемы обеспечения преемственности между дошкольными организациями и начальной школой посвятили работы такие ученые, как О.С. Богданова, A.B. Запорожец, Б.Г. Ананьев, С.М. Годник, А.Г. Мороз, А.М. Пышкало, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин, Ю.А. Самарин и др.

На основе анализа теоретических исследований (Т. Н. Астраханцева, В. В. Блинова, С.Ф. Шаровская, О.В. Фидык, Л. С. Слабко и другие) было выявлено, что под преемственностью понимается последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания.

Федеральные государственные стандарты указывают на необходимость обеспечения преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования. Их внедрение в практику работы детского сада и начальной школы будет способствовать обеспечению полноценных преемственных связей между всеми системами образования, создаст условия для полноценного развития личности ребенка, формирование системы непрерывного образования в течение всей жизни.

Основными формами работы детского сада и школы по обеспечению преемственности в рамках ФГОС являются: посещение воспитателями уроков в школе, а учителями школ занятий в детском саду; совместные тематические совещания воспитателей и учителей; проведение родительских собраний с участием педагогов ДОО, учителей начальной школы и родителей будущих первоклассников; изучение воспитателем и учителем программ детского сада и первого класса; беседы учителей с воспитателями о детях; проведение мероприятий по подготовке детей к школе с приглашением учителей; посещения утренников и концертов; участие педагогов в совместных конференциям, организация выставок.

В рамках реализации ФГОС необходимо осуществлять обмен опытом педагогов детских садов и учителей начальной школы по вопросам готовности к школьному обучению, переживания детьми процесса адаптации.

Координация взаимодействия между педагогическим коллективом школы и детского сада должна осуществляться в целостной системе.

Практическое исследование особенностей реализации преемственности дошкольной образовательной организации и начальной школы в учебно-воспитательном процессе было проведено на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №27 общеразвивающего вида «Теремок» Чистопольского муниципального района Республики Татарстан.

С целью изучения обеспечения преемственности между детским садом и школой было проведено исследование. Методы исследования: опрос педагогов ДОО «Обеспечение преемственности ДОО и школы» (анкета разработана заведующей); анкетирование родителей; опрос детей «Ожидания от школы». Как показал анализ, педагоги понимают значение обеспечения преемственности между детским садом и школой. Оптимальными формами осуществления преемственности являются совместная работа педагогов и родителей с психологами (60%), открытые мероприятия в школе и детском саду (50%). Основными формами обеспечения преемственности педагоги видят в том, чтобы учителя вели кружки и занятия в ДОО (так считают 45%), тогда как сами воспитатели не готовы приглашать учителей на открытые занятия в ДОО. Вместе с тем, воспитатели отмечают необходимость использования адекватных форм предшкольной подготовки (55%). Анализ анкет родителей показал, что высокая степень удовлетворенности родителей проводимой работы в ДОО по обеспечению преемственности наблюдается у 35%, средняя у 40 %, низкая у 25% родителей. Диагностика уровня школьной мотивации подготовительной группы показала, что высокий уровень наблюдается у 40%, средний – у 35%, низкий - у 25% детей. Итак, недостаточный уровень школьной мотивации у дошкольников, и низкая степень удовлетворенности родителей подготовкой детей к школе обусловил проведение дальнейшей работы по обеспечению преемственности между детским садом и школой.

Система преемственности между детским садом и школой.

Совместно с заведующей и другими педагогами была проведена работа по созданию системы преемственности между детским садом и школой. Была разработана программа преемственности МБДОУ «Детский сад №27 общеразвивающего вида «Теремок» и МБОУ СОШ № 51.

Задачи программы:

- согласовать цели и задачи дошкольного и школьного начального образования;

- создать психолого-педагогические условия, обеспечивающие сохранность и укрепление здоровья, непрерывность психофизического развития дошкольника и младшего школьника;

- обеспечить преемственность учебных планов и программ дошкольного и школьного начального образования.

В программе предусмотрены следующие направления работы:

- работа с педагогами детского сада и сотрудничество с учителями школы;

- работа с родителями воспитанников ДОО;

- работа с детьми подготовительной группы.

Организация работы по преемственности между детским садом и школой включала в себя несколько этапов:

- составление плана мероприятий совместной деятельности по обеспечению преемственности;

- реализация намеченного плана, то есть организация и проведение запланированных мероприятий в течение всего учебного года.

Работа с педагогами в ДОО предусматривала проведение круглых столов на тему:

1. Психолого-педагогические основания конструирования модели образовательного процесса.

2 Построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Приемлемые для детей дошкольного возраста виды деятельности в соответствии с ФГОС к структуре ООП дошкольного образования.

3.Особенности организации НОД в форме совместной партнерской деятельности взрослого с детьми.

4.Значение временного дозирования детских видов деятельности и конкретных форм работы.

Методическая работа в системе обеспечения преемственности была направлена на плодотворное сотрудничество воспитателей, учителей, детей и родителей.

Работа с родителями предусматривала следующие мероприятия:

1. Проведение совместных родительских собраний на темы: «Педагогика сотрудничества педагог-ребенок-родитель», «Будущий первоклассник – какой он?» (Портрет первоклассника в системе ФГОС), «Готовы ли взрослые стать родителями первоклассника?», «Скоро в школу».

2. День открытых дверей в школе для родителей и будущих первоклассников.

3. Презентация программ реализующихся в начальных классах школы для родителей ДОО.

4. Консультация «Первые трудности или как проходит адаптация детей к школе».

5. Родительская конференция «Как подготовить ребенка к школе».

6. Консультации для родителей (как подготовить руку ребенка к письму; что должен уметь первоклассник; требования к ученику 1 класса), «Леворукий ребенок».

Работа с родителями будущих первоклассников в течение всего этого года была направлена на просвещение родителей по вопросам подготовки детей к школьному обучению.

Работа с детьми в течение года была направлена на ознакомление дошкольников с понятием «школа». Дети узнали: что такое школа? Зачем надо ходить в школу? Кто это – учитель? Что такое урок, перемена? Для поддержания у детей устойчивого интереса мы использовали разнообразные формы работы:

1. Непосредственно образовательная деятельность.

2. Беседы о школе.

3. Рассматривание картины «Школа» и иллюстраций на школьную тематику.

4. Экскурсии в школу, библиотеку.

5. Чтение и анализ детской художественной литературы о школьной жизни, заучивание стихотворений.

6. Ознакомление с пословицами и поговорками.

7. Рассматривание школьных принадлежностей и загадывание загадок о них.

8. Словесные и дидактические игры на школьную тематику.

9. Сюжетно-ролевая игра «Школа».

В рамках формирующего эксперимента осуществлялись мероприятия по обеспечению преемственности между детским садом и школой. Проводилась работа с педагогами детского сада, было обеспечено сотрудничество с учителями школы ДОО, проводилась работа с родителями воспитанников ДОО, осуществлялась работа с детьми подготовительной группы.

Таким образом, анализируя диагностические данные, мы отмечаем устойчивые положительные показатели по все компонентам проводимой нами работы:

- педагоги детского сада получили опыт сотрудничества с учителями школы, стали более открыты к сотрудничеству;

- динамика удовлетворенности родителей проводимой работой в ДОО по обеспечению преемственности оказалась положительной: количество родителей с высоким уровнем удовлетворенности увеличилось на 45% и составило 80%, со средним уровнем – снизилось на 20% и составило 20%, с низким уровнем – родители не выявлены;

- отмечена положительная динамика школьной мотивации у детей подготовительной группы: высокий уровень школьной мотивации увеличился на 20% и составил 60%, средний – увеличился на 5% и составил 40%, низкий уровень не выявлен.

Анализ проведённой работы подтверждает правильность выбранных направлений в решении преемственности между детским садом и школой. Они актуальны, помогают понять воспитателю и учителю друг друга, а детям – войти в школьный мир безболезненно и спокойно.

 

Список использованной литературы

  1. Фидык, О.В. Система преемственности в работе ОУ и ДОУ/ О.В. Фидык [Текст] // Педагогическое обозрение. – 2011. – № 9. – С.8 – 9.
  2. Холомкина, А. И. О преемственности в работе начальной школы и детского сада [Текст] / А.И. Холомкина// Начальная школа. – 2014. – № 8. – С.19 – 20.
  3. Якубенко, Л.Т. Осуществление подготовки детей к школе в ДОУ /[Текст] Л.Т. Якубенко// Педагогическое обозрение. – 2011. – № 9. – С.11 – 12.
  4. Якупова, Д.Е. Преемственность в образовании [Текст]/Д.Е. Якупова // Педагогическое обозрение. – 2011. – № 9. – С.9 – 10.

Нужна оригинальная статья по педагогике? Напиши автору сайта. 


Дата: 20/8/2018г.
Уникальность текста: 85
Всего содержится листов: 7
Использовался основной шрифт: 14
Эта работа была продана за: 500


Скачать эту работу (для ознакомительных целей): скачать

Нужна работа, написанная специально для тебя? Жми:

Заказать статью по предмету педагогика


(так же сможешь заказать любую другую работу)


Поделитесь этой статьей со своими друзьями:



Мои похожие работы:

329 - Методика развития правого полушария мозга
160 - Особенности эмоциональной сферы детей с комплексными нарушениями развития
135 - Психология групп и межгрупповых отношений
128 - Славянская история развития числа и счета
222 - Предметы интерьера в стиле хай-тек в оформлении современной квартиры




|2017 - 2019 © copyright| |Пользовательское соглашение|