Проект по развитию познавательной активности у младших дошкольников

Название предмета: педагогика
Категория: проект

 

Педагогический проект по развитию познавательной активности у младших дошкольников посредством использования информационно-коммуникационных технологий (или активных технологий) «Маленькие исследователи»

Итоговая аттестационная работа

 

 

Содержание

 

 

 

Паспорт проекта ………………………………………………………........

3

Актуальность проекта……………………………………………………...

7

Основное содержание проекта…………………………………………….

12

План-график реализации проекта…………………………………………

21

Ресурсы………………………………………………………………………

25

Перспективы дальнейшего развития………………………………………

26

Список используемых источников………………………………………...

28

Приложения …………...……………………………………………………

30

 

Паспорт проекта

 

Название проекта

«Маленькие исследователи»

Заказчик проекта

Свердловская область, город Первоуральск, Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад №9» - «Детский сад №1»

Разработчик проекта

Пупкова В.В.

Нормативные основания реализации

проекта

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 03.02.2014) (ст.10, п.4)

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (пункт 1.4, п.2.4, п. 2.6).

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 (с изменениями от 25 апреля 2007 г., 30 апреля 2010 г., 3 сентября 2010) «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» (п.12).

Основные идеи проекта

Использование мультимедийных презентаций позволят сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными вызывают у ребенка живой интерес, что будет способствовать хорошей результативности занятия.

Применение красочных презентаций, наполенных цветом, звуком, видео обеспечит активизацию познавательных интересов детей, умений ориентироваться в информационном пространстве, где концентрируются произвольные действия, облегчается понимание и освоение информации.

Цели проекта

Создать условия для развития познавательной активности дошкольника путем организации познавательной деятельности ребенка с использованием ИКТ.

Задачи проекта

Развивающие

- расширить кругозор и обогатить словарный запас детей, развивать связную речь

- формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы

- развивать познавательную мотивацию, интерес к новому

Воспитательные

- воспитывать у детей познавательный интерес к окружающему миру.

Образовательные

- обогащать чувственный опыт ребёнка, развивать мелкую моторику рук.

- расширить представление детей о физических свойствах окружающего мира;

- расширить представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные для удовлетворения своих потребностей;

- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира.

Методические:

- адаптировать приемы работы с ИКТ для работы с младшими дошкольниками

- разработать форму мониторинга для изучения динамики развития познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста

Объект и предмет педагогической деятельности

Объект: развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста

Предмет: процесс развития познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста посредством мультимедийных презентаций

Принципы реализации проекта

Принцип деятельности – включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции;

Принцип природосообразности – развитие в соответствии с природой ребёнка, его здоровьем, психической и физической конституций, его способностями и склонностями, индивидуальными особенностями, восприятием;

Принцип психологической комфортности – заключается в снятии стрессовых факторов;

Принцип интеграции – интегративность всех процессов, реализующихся в образовательном пространстве (обучение и воспитание, развитие и саморазвитие, природная и социальная сфера ребёнка, детская и взрослая субкультура);

Принцип дифференцированного подхода – решаются задачи эффективной психологической помощи воспитанникам в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников;

Принцип творчества – максимальная ориентация на творческое начало в игровой и продуктивной деятельности дошкольников, приобретение им собственного опыта творческой деятельности.

Срок реализации проекта

один учебный год

Участники проекта:

Дети, родители, воспитатели, учитель информатики из школы-партнера.

Социальные партнеры (с указанием направлений взаимодействия)

Средняя школа № 1. сотрудничество с учителем информатики в вопросах покупки, установки и эксплуатации мультимедийного оборудования.

«Ревдинский педагогический колледж», сотрудничество с педагогами и методистами по вопросам организации образовательного процесса в ДОУ с использованием мультимедийных презентаций

Ожидаемые результаты и социальный эффект реализации проекта

Для детей:

- у детей расширится кругозор и обогатится словарный запас, улучшится связную речь

- дети приобретут навыки исследовательской и творческой работы

- появится познавательная мотивация, интерес к новому, интерес к окружающему миру.

- обогатится чувственный опыт ребёнка.

- расширить представление детей о физических свойствах окружающего мира;

- расширить представление об использовании человеком факторов природной среды;

- сформируются первичные представления о себе, других людях, объектах окружающего мира.

Для педагогов:

- будут адаптированы приемы работы с ИКТ для работы с младшими дошкольниками

- разработана форма мониторинга для изучения динамики развития познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста

Для родителей

-созданы условия в семье для развития познавательной активности детей;

- укрепятся отношения в системе родитель-дети.

Критерии оценки эффективности реализации проекта

- рост познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста (диагностика);

- увеличение степени участия родителей в познавательной деятельности ребенка и в поддержании его познавательной активности (анкетирование);

- создание условий для внедрения ИКТ во всех группах ДОУ (мониторинг);

- создание методический рекомендаций по использованию ИКТ в работе с дошкольниками (оценка);

- повышение эффективности всего образовательного процесса в ДОУ (мониторинг).

Источники финансирования (если необходимо)

Привлечение спонсорских средств, добровольные пожертвования родителей, средства ДОО

 

 

 

 

Актуальность проекта

Актуальность и необходимость развития познавательной активности детей определяются реальными потребностями системы дошкольного образования и существующими противоречиями: между актуальной необходимостью развития познавательной активности дошкольников и недостаточным использованием возможностей ИКТ как средства решения этой задачи, а также недостаточной ИКТ - компетентностью педагогов.

В Приказе Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (пункт 2.6) отмечается: «Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира».

В младшем дошкольном возрасте познавательное развитие продолжается по трем основным направлениям: расширяются и качественно изменяются способы ориентировки ребенка в окружающем, возникают новые средства ориентировки, содержательно обогащаются представления и знания ребенка о мире.

В возрасте от трех до пяти лет формируются качественно новые свойства сенсорных процессов: ощущение и восприятие. Ребенок, включаясь в разные виды деятельности (общение, игру, конструирование, рисование и др.), учится более тонко различать отдельные признаки и свойства предметов. Совершенствуется фонематический слух, цветоразличение, острота зрения, восприятие формы предметов и др. Восприятие постепенно вычленяется из предметного действия и начинает развиваться как самостоятельный, целенаправленный процесс со своими специфическими задачами и способами.

Младшие дошкольники, знакомясь с окружающим миром, стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т.п. В этом возрасте дети начинают задумываться о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, отличии объектов окружающей действительности по цвету и другим параметрам. Опыты, самостоятельно проводимые детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных действенным путем результатов. Создают условия для возможности сделать самостоятельные выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.

Познавательная активность понимается нами не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

Поэтому взрослому важно в процессе обучения, поддерживая познавательную активность, создавать детям условия для самостоятельного поиска информации. Ведь знания формируются как результат взаимодействия ребенка с той или иной информацией. Именно присвоение информации через ее изменение, дополнение, самостоятельное применение в различных ситуациях и порождает знание.

Собственный опыт работы с детьми показывает: если ребёнок понимает новый материал, осознаёт, что ему нужно сделать и как, он всегда активен, проявляет большое желание исполнить задание и стремится продолжить работу в этом направлении, поскольку ему хочется довести, что он способен познавать, понимать и действовать. Именно от этого ребёнок получает удовольствие. Переживание ситуации успеха очень важно для его дальнейшего развития и является трамплином для преодоления процесса познания.

Таким образом, рассматривая теоретические основы развития познавательной активности детей дошкольного возраста, можно сделать вывод, что познавательная активность – это стремление к наиболее полному познанию предметов и явлений окружающего мира. Под познавательной активностью детей дошкольного возраста подразумевается самостоятельная, инициативная деятельность ребёнка, направленная на познание окружающей действительности.

В современных условиях, решая проблему познавательного развития, нельзя не оценить возможности широкого внедрения новых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательную деятельность ДОУ.

В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование является одним из уровней общего образования. Поэтому информатизация детского сада стала необходимой реальностью современного общества. Невозможно представить работу педагога без использования информационных ресурсов. Использование ИКТ дает возможность обогатить, качественно обновить воспитательно – образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность. Информационные образовательные технологии – это все технологии в сфере образования, использующие специальные технические средства (ПК, мультимедиа) для достижения педагогических целей.

Дети начинают познавать окружающий мир с первых дней своей жизни. Научившись разговаривать, ребенок превращается в маленького почемучку. Родителям следует ответственно подойти к расширению кругозора малыша и формированию его личности в этот период жизни. Для этого следует предоставлять ребенку правильные ответы на интересующие его вопросы. Мышление у детей наглядно-образное, это следует обязательно учитывать в процессе обучения. Отличный способ усвоения новой информации – мультимедийные презентации, выполненные с помощью программы PowerPoint. Это может быть как профессиональное слайд-шоу с музыкальным сопровождением, эффектами и вставками видеороликов, так и презентация, состоящая всего лишь из фотографий и картинок.

С помощью мультимедийных презентаций разучиваются с детьми комплексы зрительных гимнастик, упражнений для снятия зрительного утомления. Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и ассоциативном виде в память детей.

Цель такого представления развивающей и обучающей информации – формирование у малышей системы мыслеобразов. Подача материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.

Основа любой современной презентации – облегчение процесса зрительного восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов. Формы и место использование презентации на занятии зависят от содержания этого занятия и цели, которую ставит педагог.

Использование мультимедийных презентаций позволяют сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия.

Детские презентации успешно используются на практике в методике Домана (раннее развитие). Детям удавалось освоить чтение даже в 3-х летнем возрасте. А презентации по мотивам известных сказок воспринимаются с большим восторгом.

Современные исследования в области дошкольной педагогики К.Н. Моторина, С.П. Первина, М.А. Холодной, С.А. Шапкина и др. свидетельствуют о возможности овладения компьютером детьми в возрасте 3-6 лет. Как известно, этот период совпадает с моментом интенсивного развития мышления ребенка, подготавливающего переход от наглядно-образного к абстрактно-логическому мышлению.

Использование информационных технологий поможет педагогу повысить мотивацию обучения детей и приведет к целому ряду положительных следствий:

- обогащение детей знаниями в их образно-понятийной целостности и эмоциональной окрашенности;

- облегчение процесса усвоения материала дошкольниками;

- возбуждение живого интереса к предмету познания;

- расширение общего кругозора детей;

- возрастание уровня использования наглядности на занятии.

Одно из главных условий внедрения информационных технологий в ДОУ – с детьми должны работать специалисты, знающие технические возможности компьютера, имеющие навыки работы с ними, четко выполняющие санитарные нормы и правила использования компьютеров, владеющие методикой приобщения дошкольников к новым информационным технологиям. При организации занятий такого типа важно соблюдать условия, соответствующие нормам САНПиН для сбережения здоровья ребенка.

 

 

 

 

 

Основное содержание проекта

Нормативное обеспечение проекта. Нормативное обеспечение проекта предполагает построение образовательного процесса с учетом ФГОС, СанПиН, образовательной программы.

При работе с компьютером следует учитывать Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы
СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 (с изменениями от 25 апреля 2007 г., 30 апреля 2010 г., 3 сентября 2010) «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы».

12. Требования к оборудованию и организации помещений с ПЭВМ для детей дошкольного возраста

12.1. Помещения для занятий оборудуются одноместными столами, предназначенными для работы с ПЭВМ.

12.2. Конструкция одноместного стола должна состоять из двух частей или столов, соединенных вместе: на одной поверхности стола располагается ВДТ, на другой - клавиатура.

Конструкция стола для размещения ПЭВМ должна предусматривать:

- плавную и легкую регулировку по высоте с надежной фиксацией горизонтальной поверхности для видеомонитора в пределах 460 - 520 мм при глубине не менее 550 мм и ширине не менее 600 мм;

- возможность плавного и легкого изменения угла наклона поверхности для клавиатуры от 0 до 10° с надежной фиксацией;

- ширина и глубина поверхности под клавиатуру должна быть не менее 600 мм;

- ровную без углублений поверхность стола для клавиатуры;

- отсутствие ящиков;

- пространство для ног под столом над полом не менее 400 мм. Ширина определяется конструкцией стола.

12.3. Размеры стульев для занятий приведены в прилож. 5. Замена стульев табуретками или скамейками не допускается.

12.4. Поверхность сиденья стула должна легко поддаваться дезинфекции.

Профилактическая гимнастика для дошкольников

Для снятия статического и нервно-эмоционального напряжения можно использовать обычные физические упражнения, преимущественно для верхней части туловища (рывки руками, повороты, «рубка дров» и т.д.), игры на свежем воздухе. Для снятия напряжения зрения рекомендуется зрительная гимнастика. Даже при небольшой ее продолжительности (1 мин), но регулярном проведении, она является эффективным мероприятием профилактики утомления. Эффективность зрительной гимнастики объясняется тем, что при выполнении специальных упражнений (описаны ниже) обеспечивается периодическое переключение зрения с ближнего на дальнее, снимается напряжение с цилиарной мышцы глаза, активизируются восстановительные процессы аккомодационного аппарата глаза, в результате чего функция зрения нормализуется. Кроме того, есть специальное упражнение (с меткой на стекле), предназначенное для тренировки и развития аккомодационной функции глаза.

Время и место проведения гимнастики

Нужна помощь в аттестации педагогов? Пишите 


Дата: 24/2/2020г.
Уникальность текста: 65
Всего содержится листов: 40
Использовался основной шрифт: 14
Эта работа была продана за: 1500


Скачать эту работу (для ознакомительных целей): скачать

Нужна работа, написанная специально для тебя? Жми:

Заказать проект по предмету педагогика


(так же сможешь заказать любую другую работу)


Поделитесь этой статьей со своими друзьями:



Мои похожие работы:

295 - Воспитание у детей старшего дошкольного возраста творчества в подвижных играх
268 - Индивидуальный план работы по производственной практике ПМ 02. «Организация различных видов деятельности и общения».
124 - Использование интеллектуальных игр в образовательных технологиях социально-культурной деятельности
60 - Развитие мышления у детей дошкольного возраста
226 - Игра как культурная универсалия




|2017 - 2020 © copyright| |Пользовательское соглашение|