Участие преподавателя ОБЖ в психолого-педагогическом сопровождении и информационной безопасности учащихся

Название предмета: методика преподавания
Категория: дипломная работа

Участие преподавателя обж в психолого-педагогическом сопровождении и информационной безопасности учащихся

 

Выпускная квалификационная работа бакалавра

по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование», профили «Физическая культура», «Безопасность жизнедеятельности»

Содержание

Введение……………………………………………………………..…………..3

ГЛАВА 1 Информационная безопасность на современном этапе социального развития…………………………………………………………………………..7

    1. Место информационной безопасности в структуре национальной безопасности РФ……………………………………………………….….7
    2. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации от 5 декабря 2016……………………………………………………………...12
    3. Современные информационные технологии – основа социального проектирования………………………………………………………..…16
    4. Информационная культура как составляющая современной культуры личности……………………………………………………………….....21

Выводы по 1 главе………………. ……………………………………...............25

ГЛАВА 2 Информационная безопасность школьника и образовательного пространства………………………………………………………………....….26

    1. Правовое обеспечение информационной безопасности образовательной среды………………………………………………………………………26
    2. Информационная безопасность школьников в условиях современных вызовов и угроз…………………………………………………………..31
    3. Психолого-педагогическое сопровождение информационной безопасности учащихся…………………………………………………..38
    4. Предметные возможности ОБЖ в обеспечении информационной безопасности учащихся…………………………………………………..44

Выводы по 2 главе………………………….………………………………..…..49

Заключение………………………………………………..…………………..….50

Список литературы………………………………….…………………………...53

Приложение ………………………………………………………………….….60

 

 

 

Введение

 

 

Актуальность данного исследования обусловлена значительными изменениями в социальной, политической и экономической жизни общества под влиянием информатизации. Информационные технологии приобрели глобальный характер и стали неотъемлемой частью нашей жизни. Их эффективное применение является фактором формирования информационного общества в России. Информационная сфера в настоящее время играет важную роль в реализации стратегических национальных приоритетов нашей страны.

В настоящее время наблюдается процесс перехода общества к качественно новому состоянию. Информация и информационная деятельность призваны играть ключевую роль в таком обществе. Переход к информационному обществу чаще всего идентифицируют по смене доминирующих технологий. Однако сами технологии не всегда оказывают непосредственное воздействие на социальную сферу, включая образование. Более важными оказываются изменения, инициируемые ими в социуме, и влияющие на сферу образования.

Образование в информационном обществе перестаёт быть способом усвоения готовых и общепринятых знаний, оно становится способом информационного обмена человека, а в нашем случае - и ребёнка, с окружающими людьми, который предполагает также генерирование информации в обмен на полученную.

Различие между знанием и информацией, относительность знаний вследствие их быстрого устаревания, превращение образования в непрерывное – все эти процессы ведут к вытеснению знаний информацией в качестве основного элемента образовательного процесса, превращению знания в информацию о мире.

Между тем внедрение информационных технологий во все сферы жизнедеятельности человека привело к появлению проблем и угроз, связанных с обеспечением безопасности детей. Личность ребенка, включенная в процесс познания, оказывается незащищенной от потоков негативной, противоречивой, неэтичной и агрессивной информации.

В связи с этим, одной из задач образования становится обеспечение информационной безопасности учащихся. Важная роль при этом отводится учителю ОБЖ, который участвует в психолого-педагогическом сопровождении учащихся.

Актуальность психолого-педагогического сопровождения учащихся с целью обеспечения их информационной безопасности определяется действием негативных факторов информатизации, влияющих на становление и развитие личности подрастающего человека как субъекта социального поведения.

В частности, в системе образования данная проблема определяется противоречием между существующей необходимостью обеспечения информационной безопасности учащихся, использующих Интернет, и отсутствием психолого-педагогического сопровождения учащихся в образовательном пространстве школы.

Актуализация новых угроз безопасности учащихся в связи с информатизацией, а также отсутствие психолого-педагогического сопровождения обеспечения информационной безопасности школьника в системе образования свидетельствует об актуальности данного исследования.

Влияние информатизации на подрастающее поколение были раскрыты в работах А.Г. Гейна, Ю. И. Богатыревой, А. Н. Привалова, Л. В. Пятницкой А.П. Ершова, А.А. Кузнецова, А.Л. Семёнова и др.

Изучению проблем обеспечения информационной безопасности образовательной среды посвящены работы И.А. Баевой, Е.В. Бурмистрова, Г.В. Грачева, Т. С. Кабаченко, П.А. Кислякова, Д.С. Синицына и др.

Проблемы психолого-педагогического сопровождения школьников в информационной среде исследованы в работах Е.А. Александрова, А.А. Андреева, А.Г. Носова, А.А. Коробкиной, Ю. И. Богатыревой, А. Н. Привалова и др.

Изучение вопросов информационной безопасности в школьном курсе ОБЖ осуществлялось в работах Н. В. Авдеевой, Е. И. Желязкова, А.М. Ивлева, И.А. Корепановой и др. Между тем вопросы психолого-педагогического сопровождения учащихся преподавателем ОБЖ в обеспечении информационной безопасности изучены недостаточно.

Объект данного исследования – информационная безопасность учащихся.

Предмет исследования – участие в психолого-педагогическом сопровождении информационной безопасности учащихся преподавателя ОБЖ.

Цель данного исследования – выявить потенциальные возможности участия преподавателя ОБЖ в психолого-педагогическом сопровождении информационной безопасности учащихся.

Для достижения цели были сформулированы следующие задачи:

- определить место информационной безопасности в структуре национальной безопасности РФ;

- рассмотреть Доктрину информационной безопасности Российской Федерации от 5 декабря 2016;

- выявить современные информационные технологии как основу социального проектирования;

- определить роль информационной культуры в обеспечении информационной безопасности;

- изучить правовое обеспечение информационной безопасности образовательной среды;

- исследовать информационную безопасность школьников в условиях современных вызовов и угроз;

- определить особенности психолого-педагогического сопровождения информационной безопасности учащихся;

- выявить предметные возможности ОБЖ в обеспечении информационной безопасности учащихся.

Для достижения поставленной цели используются следующие методы исследования: теоретические (изучение научной литературы по вопросу информационной безопасности школьников, анализ специальной литературы), эмпирические (анализ процесса обеспечения информационной безопасности школьника, анализ работ современных педагогов и ученых).

 

 

 

ГЛАВА 1 Информационная безопасность на современном этапе социального развития

 

 

    1. Место информационной безопасности в структуре национальной безопасности РФ

 

 

Безопасность России, как отмечает В.В. Добреньков, представляет собой готовность и способность ее властей и народа отстаивать жизненно важные национальные интересы от внешних и внутренних угроз: экономических, политических, информационных, военных, этнических и др. Понятие национальной безопасности включает способы, системы и средства обеспечения национальных интересов (безопасности) государства как внутри страны, так и в системе международных отношений. Национальная безопасность предполагает осознание каждым гражданином ответственности за сбережение российских народов, за сохранение и укрепление единства и целостности нашего государства, российской культуры и ценностей [22, c. 5].

Система национальной безопасности в России включает геополитическую, политическую, военную, экономическую, информационную, социальную, идеологическую, демографическую составляющие (подсистемы) безопасности. Система национальной безопасности представляет собой основу развития, выживания и процветания России в ХХI в. Если эта система функционирует и крепнет, то наша страна сохраняется как государство, суперэтнос, культура и цивилизация.

В структуре национальной безопасности важное место занимает информационная безопасность.

В современном мире быстрыми темпами, как отмечает А.В. Терехов, происходит качественное изменение окружающей человека информационного среды, которая стремительно развивается и становится все более разнообразной. Жизнедеятельность человека все более зависит от информации и использования информационных технологий. Информационные потоки оказывают воздействие как на человека, так и общество в целом, являются средством передачи ценностей, норм и стереотипов поведения. Вся жизнь людей теперь зависит от информации и от доступа к ней. Нет ничего удивительного, что на безопасность информации может кто-то покушаться. Таким образом, перед обществом встает задача обеспечения национальной безопасности в информационной сфере [47].

В повседневной жизни часто информационная безопасность понимается лишь как необходимость борьбы с утечкой секретной и распространением враждебной и ложной информации. Однако, это понимание очень узкое. Существует много разных определений информационной безопасности, в которых обозначены отдельные её свойства.

Информационная безопасность понимается как «комплекс организационно-технических мероприятий, обеспечивающих целостность данных и конфиденциальность информации в сочетании с её доступностью для всех авторизованных пользователей» [цит. по 40, с.23].

Ю.А. Родичев отмечает, что информационная безопасность есть состояние защищённости информационных ресурсов, технологии их формирования и использования, а также прав субъектов информационной деятельности [40, с.23].

Информационную безопасность Л.А. Самоделова понимает как защищённость информации и поддерживающей инфраструктуры от случайных или преднамеренных воздействий искусственного или естественного характера, способных нанести ущерб пользователям или владельцам информации и поддерживающей инфраструктуры» [43, с.23].

Как отмечает А.В. Терехов, состояние защищенности национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства, составляет понятие информационной безопасности России [47].

Меры по обеспечению информационной безопасности должны осуществляться в разных сферах – политике, обороне, экономике, а также на различных уровнях – государственном, региональном, организационном и личностном. Поэтому задачи информационной безопасности на уровне государства отличаются от задач, стоящих перед информационной безопасностью на уровне образовательной организации.

Субъект информационных отношений может пострадать (понести материальные или моральные убытки) не только от несанкционированного доступа к информации, но и от поломки системы, вызвавшей перерыв в работе. Безопасность информации зависит не только от компьютеров, но и от поддерживающей инфраструктуры, к которой можно отнести системы электроснабжения, средства коммуникаций. Безопасность всех перечисленных выше систем следует обзорно изучать в курсе ОБЖ (основы безопасности жизнедеятельности). Поддерживающая инфраструктура имеет самостоятельную ценность, важность которой переоценить невозможно.

В социальном плане информационная безопасность предполагает борьбу с информационным «загрязнением» окружающей среды, использованием информации в противоправных и аморальных целях.

Под информационной безопасностью личности Н.И. Саттарова понимает состояние защищенности ее основных интересов, которые состоят в реализации конституционных свобод и прав, в обеспечении личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в интеллектуальном, физическом и духовном развитии, от угроз, вызываемых информационным воздействием на социокультурное развитие и психику человека информационной средой и разнообразными социальными субъектами [44, с. 34].

Т.А. Малых под угрозой информационной безопасности понимает совокупность факторов и условий, которые создают опасность жизненно важным интересам человека или всего общества в информационной сфере [27, с. 10].

Г.В. Грачев под информационной безопасностью понимают состояние защищенности, обеспечивающее целостность человека как активного социального субъекта. Информация должна способствовать развитию школьника, а не дезориентировать его. Учащийся должен уметь ориентироваться в информационной среде, уметь выявлять информационные угрозы, определять негативные последствия их воздействий, уметь сопротивляться им, путем организации защитного поведения [20, с. 30].

Обеспечение информационной безопасности, как отмечает Т.А. Малых, представляет собой совокупность деятельности по недопущению вреда сознанию и психике всем людям. При этом процесс обеспечения информационной безопасности должен основываться на умениях учащегося увидеть и нейтрализовать угрозу, которая исходит от информационного воздействия. Это умение может приобретаться стихийно или в процессе целенаправленного обучения на уроках ОБЖ [27, с. 10].

Скачать полную версию работы можно за 500 руб. 

Нужна оригинальная работа? Напиши автору.


Дата: 16/7/2020г.
Уникальность текста: 65
Всего содержится листов: 70
Использовался основной шрифт: 14
Эта работа была продана за: 8000


Скачать эту работу (для ознакомительных целей): скачать

Нужна работа, написанная специально для тебя? Жми:

Заказать дипломную работу по предмету методика преподавания


(так же сможешь заказать любую другую работу)


Поделитесь этой статьей со своими друзьями:



Мои похожие работы:

93 - Дидактический материал «логические блоки» Э. Дьенеша в процессе развития математических представлений у дошкольников
48 - Способы разрешения конфликтов в организации
319 - Дневник ПМ.01. «Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие»
54 - Развитие навыков сотрудничества дошкольников в процессе игры
38 - Методика развития нравственных качеств у детей при общении с природой в группе с задержкой психического развития
231 - Природоведческая литература в системе работы с дошкольниками и младшими школьниками




|2017 - 2024 © copyright| |Пользовательское соглашение|