Однажды мне задали очень сложную и интересную работу. Надо было писать о смерти и о том, как она отражается в народных сказках. И еще как ее (смерть) изучать в школе. Представляете себе тему урока: "Тема жертвоприношения в сказке Аленушка и братец Иванушка"? Я прочитала более ста сказок. В одной сказке даже было такое, что лев сожрал богатыря. Преподаватель возмутился, откуда лев в русской сказке? Да, есть такая сказка. Комиссия за работу 5 поставила, да еще похвалила. Сама преподаватель 4 ставила.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………....3
ГЛАВА 1. Ценность как лингвокультурологическое понятие………….9
Выводы…………………………………………………………………….31
Глава 2. Особенности языковой реализации представлений о смерти в народной сказке………………………………………………………………. 33
2.1. Различные олицетворения смерти…………………………………..33
2.2. Отражение в сказке языческих представлений о смерти……….…38
2.3. Отражение в сказочном тексте христианских верований, связанных со смертью………………………………………………………………………..51
2.4. Использование материала народных сказок на уроках русского языка в школе……………………………………………………………………57
Выводы…………………………………………………………………….61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….65
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….71
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе развития лингвистики, языковые модели мира становятся объектом описания и интерпретации в рамках комплекса наук о человеке. Картина мира любого языка рассматривается не только в контексте культуры, фольклора, истории, мифологии, обычаев и психологии данного народа, но и в контексте лингвистики.
Мировоззрение любого общества, вне зависимости от культурной эпохи, господствующей религии и идеологии, строится на определённых убеждениях и представлениях о природе жизни и смерти. На основе представлений о смерти формируются ключевые категории культуры – ценности, служащие порождающей моделью для любого исторического типа культуры. Именно ценности интегрируют все артефакты в некое единое целое, и сами, при этом, также представляют собой единую картину мира.
Начиная с древних времён, когда человек начал выделять смерть как особое событие, представления о смерти и смысл жизни стали неразрывно связанными понятиями. Ритуальная обрядность зарождается на человечества для сопровождения важных событий жизненного цикла, как рождение, и смерть. Смерть выступает культурообразующим фактором, создавая вокруг себя богатую обрядовую деятельность, наполненную элементами, ставшими прародителями видов и жанров искусства. Образ смерти находит свое отражение в языке народных сказок.
Язык является важнейшим способом формирования знаний человека об окружающем мире, так как в слове отражаются процессы и результаты познания действительности.
В русской философии и культурологии самый большой вклад в изучение темы смерти внесли учёные санкт-петербургской танатологической школы, основателем которой был А.В. Демичев. Основными его работами, посвященными теме смерти, являются «Дискурсы смерти» и «Мастерская Платона»; многие его теории и идеи раскрываются и в ряде научных статей. Также теме смерти исследована в научных трудах А.А. Павленко, А.Б. Коконовой, М.С. Уварова, Ю. Л. Бессмертного, С.Б. Якушина и других.
Важнейшей задачей лексикографии и семантики на современном этапе развития становится реконструкция наивной модели мира на основе описания лексических и грамматических значений, отраженных в народных сказках.
Сказки с давних времен являются неотъемлемой частью детского чтения. Сказки как воплощение живого источника народного языка привлекают школьников не только содержанием, но и своим языком. Сказки отличаются неистощимой оптимизмом, гуманизмом, выдумкой, неизменной победой добра над злом, активно действующими, побеждающими все препятствия героями. Народная сказка формирует речь, чувство языка, учит добру, прививает нравственные качества. О воспитательной силе воздействия сказок отказывались К.Д. Ушинский, А.М. Горький, Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко, К.И. Чуковский, В.А. Сухомлинский. Благодаря сказке учащийся познает мир не только умом, но и сердцем, а также непосредственно и искренне откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу.
Перед учителем стоит ряд вопросов о том, как сделать язык сказки доступным для понимания школьниками, сформировать первоначальные навыки анализа образных средств сказок; как не только передать определенные знания, но и воспитать у учащихся школьников потребность в обращении к произведениям устного народного творчества.
Ученые и методисты выделяют особенности изучения сказок, формирования навыка анализа произведения устного народного творчества (Т.Г. Рамзаева, М.Р. Львов, Н.Н. Светловская).
Основы подхода к речевой культуре как к системе ее типов заложены Н.И. Толстым и разрабатываются В.Е. Гольдиным и О.Б. Сиротининой. Специфика народной речевой культуры определена в работах В.Е. Гольдина.
Существует ряд исследований, посвященных вопросам изучения языка сказок (Е. И. Алещенко, Б. А. Рыбаков, А.Б. Коконова). Б. А. Рыбаков рассматривал особенности мировоззрения древних славян, в том числе на основе языка сказок. На уроках русского языка следует показать школьникам именно эти стороны народного поэтического языка, поэтическое слово сказки. Но для полного понимания языка сказки школьниками необходимо сформировать первоначальные навыки анализа сказки, что является актуальным в процессе работы над языком сказки.
Между тем отражение народных представлений о смерти в языке народных сказок недостаточно изучено. Отсутствуют отдельные работы, посвященные данному вопросу при изучении языка сказок на уроках русского языка в средней школе.
Данный факт определяет актуальность темы нашей бакалаврской работы.
Объектом исследования в работе является язык народных сказок, а предметом исследования – отражение народных представлений о смерти в языке народных сказок.
Цель исследования – выявление особенностей отражения народных представлений о смерти в языке народных сказок и его изучение в школе.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Методы исследования. В работе используется несколько основных методов, позволяющих проанализировать собранный материал с учетом задач исследования. С помощью описательного метода проводится структурно-семантический анализ языкового материала народных сказок; метод концептуального анализа применяется по отношению к ключевому понятию народной речевой культуры (смерть); лингвокультурологический метод используется при описании лексики в связи с определенными отражениями образа смерти в народных сказках.
Работа состоит из введения, основной части, состоящей из двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Материалом исследования послужили тексты русских народных сказок из сборника А. Н. Афанасьева «Народные русские сказки» (было проанализировано 100 сказок, составлена картотека, которая включает 70 примеров, в которых выявлены представления славян о смерти.
Практическая значимость. Материалы исследования могут быть использованы для проведения семинарских занятий по лингвокультурологии в вузах, а также в практике учителей по организации факультативов по русскому языку в средней школе.
Положения, выносимые на защиту:
1. Сказка выступает транслятором и хранителем древнейших представлений человека о мире, жизни и смерти, зафиксированных в языке и реализуемых при помощи определенных персонажей, архетипов, семантических пространств и символов.
2. Анализ примеров олицетворения смерти в русских народных сказках показал, что в большинстве сказках герой встречается ос смертью, вступает с ней в борьбу, обманывает ее. Нередко смерть изображается комично, что является основой веры народа в жизнь, готовностью победить смерть и противостоять ей. Нередко смерть может выглядеть глупой, она противопоставляется мудрости жизни. Такое отношение к смерти выражает желание древних славян продлить свою жизнь. В народных сказках отражается готовность русского человека погибнуть, он не боится принять смерть в бою.
3. Среди языческих представлений о смерти нами выявлены следующие обряды:
- жертвоприношения девушки реке («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»);
- временной смерти и возрождении с помощью живой воды («Сказка о молодце-удальце, молодильных яблоках и живой воде», «Два Ивана солдатских сына»);
- перерождения в другом облике (корова перерождается в облике дерева в сказке «Крошечка-Хаврошечка»);
- расчленения мертвых, когда героя рубят на куски («Сказка об Иване-царевиче, жар-птице и о сером волке»);
- сжигания на костре («Медведко, Усыня, Горыня и Дубыня-богатыри», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»);
- временной изоляции девушки (девушка находится на дне реки в сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», в землянке в сказке «Дочь и падчерица»);
- общения с духами предков (с помощью куколки Василиса общается с духом покойной матери в сказке «Василиса Прекрасная»).
4. Среди христианских представлений о смерти у древних славян нами выявлены следующие:
- обряд захоронения в землю («Сказка о молодце-удальце, молодильных яблоках и живой воде»);
- обряд похорон с помощью попов («Сказка о молодце-удальце, молодильных яблоках и живой воде»);
- обряд крещения как способ «скончаться в мире» («Крест-порука»);
- представление о воскресении из мертвых (герой попадает в тридевятое или окаменелое царство в сказке «Окаменелое царство»);
- чтение псалтыря, как избавление от смерти («Окаменелое царство»).
5. Для ознакомления учащихся с языческими и христианскими представлениями древних славян о смерти нами были предложены упражнения, метод проектов, исследовательские работы, которые помогут сформировать лингвокультурные компетенции учащихся, научат анализировать язык текстов сказок, понимать их смысл и сакральное значение. Язык древних славян, отраженный в текстах русских народных сказках станет более доступным для понимания школьниками.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, одного приложения.
Славянское язычество, как отмечает Б. А. Рыбаков, представляет собой часть общечеловеческого комплекса первобытных верований, воззрений, обрядов, идущих из глубин тысячелетий и послуживших основой всех позднейших мировых религий [Рыбаков, 1980, с.67].
Отражение в сказке языческих представлений о смерти было осуществлено на основе анализа русских народных сказок из сборника А. Н. Афанасьева «Народные русские сказки».
Следы язычества можно найти в народных сказках. Одним из самых ярких проявлений язычества в сказках являются испытания, через которые проходят герои – обряды и ритуалы различного характера («Иван-царевич и Серый волк», «Гуси-лебеди», «Царевна-Лягушка»).
В.Я. Пропп выделяет следующие случаи взаимоотношений сказки и обряда: «прямое соответствие», «переосмысление обряда», «обращение обряда», т.е. обретение обряда противоположного смысла [Пропп, 1998, с.67].
Прямое соответствие между сказкой и обрядом, как отмечает В.Я. Пропп, представляет собой совпадение обряда и обычая со сказкой. Например, в сказке закапывают кости коровы, а в исторической действительности это тоже так и делали.
Переосмысление обряда сказкой, по мнению В.Я. Проппа, «происходит при замене сказкой какого-нибудь элемента обряда, ставшего в силу изменений ненужным, – другим, понятным». Например, в сказке сказано, что «герой зашивает себя в шкуру коровы, чтобы попасть в тридесятое царство» (восрешение). «Его подхватывает птица и переносит» в нужное место. В.Я. Пропп объясняет происхождение этого мотива историческим фактом, когда существовал «обычай зашивать в шкуру покойников». Переосмысление состоит в том, что «в сказке в шкуру зашивает себя живой, в обряде зашивают мертвеца. В обряде зашивание в шкуру обеспечивало умершему попадание в царство мертвых, но в сказке оно обеспечивает попадание ему в тридесятое царство» [Пропп, 1998, 68].
Обращение обряда представляет собой, по мнению В.Я. Проппа, «сохранение всех форм обряда с придачей ему в сказке противоположного смысла». Например, «существовал обычай убивать стариков. Но в сказке рассказывается, как должен был быть убит старик, но он не убивается». «В сказке пощадивший старика является героем, поступившим мудро. Был обычай приносить девушку в жертву реке, от которой зависело плодородие. Это делалось при начале посева и должно было способствовать произрастанию растений. Но в сказке является герой и освобождает девушку от чудовища, которому она выведена на съедение». Сюжет иногда «возникает из отрицательного отношения к бывшей исторической действительности» [Пропп, 1998, 68].
Одним из признаков язычества, который проявляется в народных сказках, это поклонение некоторым предметам, которым приписываются необычные свойства. Например, куколка, которая дается матерью дочери с целью благословления в сказке «Василиса Прекрасная»).
Пример:
Когда мать скончалась, девочке было восемь лет. Умирая, купчиха призвала к себе дочку, вынула из-под одеяла куклу, отдала ей и сказала:
– Слушай, Василисушка! Помни и исполни последние мои слова. Я умираю и вместе с родительским благословением оставляю тебе вот эту куклу; береги её всегда при себе и никому не показывай; а когда приключится тебе какое горе, дай ей поесть и спроси у неё совета. Покушает она и скажет тебе, чем помочь несчастью.
Затем мать поцеловала дочку и померла.
После смерти жены купец потужил, как следовало, а потом стал думать, как бы опять жениться.
В сказке «Василиса Прекрасная» смерть приходит в виде огней из черепа, которые сжигают все дотла:
«Те было прятаться, но куда ни бросятся - глаза всюду за ними так и следят; к утру совсем сожгло их в уголь; одной Василисы не тронуло» [102].
Для понимания языческих представлений о смерти, как отмечает Б.А. Рыбаков, важно положение о том, что смерти в привычном для нас понимании у древних славян-язычников нет. Основным источником изучения этих представлений является фольклор, так как в письменных памятниках они почти не получили отражения [Рыбаков, 1980, с.87].
Нужна полная версия дипломной работы? Напишите автору.
Цена ВКР (в интеренете не выкладывалась) - 900 руб.