Методика работы над устной речью младших школьников на уроках русского языка

Название предмета: методика преподавания
Категория: курсовая работа

 

Оглавление

 

Введение……………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретические аспекты методики работы над устной речью младших школьников на уроках русского языка ……………………………5

    1. Цели и задачи развития устной речи учащихся на уроках русского языка……………………………………………………………………...5
    2. Методы и приемы развития устной речи у младших школьников…10

Глава 2. Практическое исследование специфики развития устной речи учащихся на уроках русского языка в начальных классах…………..…….15

2.1. Диагностика развития устной речи у младших школьников………….15

2.2. Система работы по развитию устной речи учащихся………………….18

2.3. Анализ эффективности развития устной речи на уроках русского языка………………………………………………………………………...…26

Заключение……………………………………………………………………28

Библиография……………………….………………………………………...30

Приложение…………………………………………………………………...33

 

Введение

Русский язык занимает ведущее место среди учебных предметов в силу той роли, которую он играет в жизни общества, в становлении и развитии школьника, в определении его ценностных приоритетов. Государственные стандарты по русскому языку определяют значимые ориентиры для разработки такого учебного процесса, который способствует развитию учащихся на основе освоения данного предмета как социально и личностно значимого.

Актуальность данного исследования связана с тем, что изучение методики преподавания русского языка в целом, и методики работы над устной речью младших школьников на уроках русского языка представляет важность для учителя начальных классов.

Перед учителем начальных классов всегда встают вопросы: «Какую программу выбрать? Какие методы использовать в развитии устной речи учащихся на уроках русского языка? Как сделать работу над устной речью младших школьников на уроках русского языка более эффективной, познавательной и интересной?».

Т.Г. Рамзаева, М.Р. Львов раскрывают методику работы над развитием связной речи школьников в начальных классах. В.Г. Горецкий, М.Р. Львов и О.В. Сосновская описывают методические приемы развития устной речи учащихся в начальной школе.

Между тем, в связи с принятием Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования возникает необходимость поиска новых эффективных приемов работы над устной речью младших школьников на уроках русского языка.

Все перечисленные аргументы обуславливают значимость изучения данной проблемы и определяют актуальность данного исследования.

Научная новизна исследования состоит в уточнении понятий «устная речь» и «методы развития устной речи».

Объектом исследования выступает методика работы над устной речью младших школьников на уроках русского языка.

Предметом исследования является процесс развития устной речи учащихся на уроках русского языка в начальных классах.

Цель исследования: изучить методические основы работы над устной речью младших школьников на уроках русского языка в начальном звене.

Задачи исследования:

- на основе психолого-педагогической и методической литературы раскрыть цели и задачи развития устной речи учащихся на уроках русского языка;

- рассмотреть методы и приемы развития устной речи у младших школьников;

- провести исследование развития устной речи у младших школьников;

- описать систему проводимой работы по развитию устной речи учащихся;

- дать анализ эффективности развития устной речи на уроках русского языка.

Методы исследования: анализ методической литературы, программ, учебно-методического комплекта, изучение опыта учителей, диагностика, наблюдение.

Структура исследования включает введение, два параграфа «Теоретические аспекты методики работы над устной речью младших школьников на уроках русского языка» и «Практическое исследование специфики развития устной речи учащихся на уроках русского языка в начальных классах», заключение, список использованной литературы, приложение.

Глава 1. Теоретические аспекты методики работы над устной речью младших школьников на уроках русского языка

    1. Цели и задачи развития устной речи учащихся на уроках русского языка

Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является речь. Речь – это вид деятельности человека, реализация мышления на основе использования средств языка (слов, их сочетаний, предложений и пр.). Речь выполняет функции общения и сообщения, эмоционального самовыражения и воздействия на других людей.

М.Р. Львов, О.В. Сосновская, В.Г. Горецкий отмечают, что речь представляет собой «один из видов общения, которое необходимо людям в их совместной деятельности, в обмене информацией, в социальной жизни, в образовании, познании, она обогащает человека духовно, служит предметом искусства. Речью называют общение с помощью языка – знаковой системы, веками отшлифованной и способной передавать любые оттенки сложнейшей мысли. Невербальные, вспомогательные средства, к которым относятся мимика, жесты, умолчания, прикосновения (тактильное общение). И сама ситуация, пространство, участвуют во взаимопонимании» [11, c.273].

Т. А. Ладыженская отмечает, что речь представляет собой «средство воздействия на сознание, выработки норм поведения, мировоззрения, формирования вкусов», речь выступает также «средством удовлетворения личных потребностей человека в общении, в приобщении к определенной группе лиц» [10, c.5].

Понятие «речь», по мнению М.Р. Львова, имеет три значения:

а) речь как деятельность, как процесс, например: ребенок начинает говорить, он овладевает речью, механизмы речи; речь льется свободно;

б) речь как продукт речевой деятельности, как результат, синоним – текст, например: образцы речи высокой культуры; анализ речи шестилетнего ребенка;

в) речь как жанр ораторского, устного выступления: блестящая речь, произнесенная на суде адвокатом [11, c.273]

Т. А. Ладыженская отмечает, что «русский литературный язык существует в письменной и устной форме. В школе, обучая детей, мы пользуемся устной формой литературного языка и стремимся к тому, чтобы школьники в совершенстве овладели этой формой языка – в не меньшей степени, чем письменной» [10, c.5].

Характеризуя устную речь, М.Р. Львов, О.В. Сосновская, В.Г. Горецкий, выделяют следующие присущие ей черты:

- использование разговорных стилей;

- импровизированность речи, ситуативность, моментальность,;

- единицы речи выбираются моментально и не всегда удачно;

- по объему единиц устная речь представляет сравнительно малый объем предложений;

- у устной речи присутствуют логические ударения, паузы, тембр, интонации, темп, жесты, мимика, наряду с фигурами;

- устная речь осуществляется в момент исполнения (или в звукозаписи).

Когда в методике говорят об устной речи, то, как отмечает Т. А. Ладыженская, подразумевают:

- процесс создания устных высказываний;

- результат этого процесса, продукт речевой деятельности – устные высказывания, устные речевые произведения [10, c.5].

    1. Методы и приемы развития устной речи у младших школьников

Т.А. Ладыженская отмечает следующие резервы развития связной речи: использование природных способностей, «врожденного дара слова» с самых первых дней обучения; уточнение, конкретизация содержания программных требований раздела «Связная речь» к речевым умениям обучающихся; поиск оптимальных средств обучения; разумного сочетания приемов работы, условий их применения для решения образовательно-воспитательных задач [9, с.7].

В развитии речи выделяются три направления: работа над словом (лексический уровень), работа над словосочетанием и предложением (синтаксический уровень) и работа над связной речью (уровень текста).

М.Р. Львов, О.В. Сосновская, В.Г. Горецкий в методике развития устной речи у младших школьников выделяют следующие методы:

- имитативные методы, т.е. методы обучения по образцам;

- коммуникативные методы;

- метод конструирования.

Среди имитационных методов М.Р. Львов предлагает следующие:

- использование анализа образцовых текстов;

- синтез собственных языковых конструкций;

- творчество (пересказы и устные сочинения, художественное чтение, инсценирование, драматизация, и рассказывание);

- поисковую деятельность – выбор слов и других средств языка, моделирование образцовых текстов;

- конструирование по этим моделям предложений и текста,

- обобщение, вывод правил [11, с. 283].

«Образцовые тексты» представляют собой отрывки из произведений писателей, которые специально включены в учебники «Русский язык» и в различные хрестоматии, пособия, сборники текстов.

М.Р. Львов, О.В. Сосновская, В.Г. Горецкий предлагают следующие виды ученических работ: различные виды пересказа прочитанных текстов (близкий к тексту образца, выборочный, сжатый, с делением текста на части, с творческими изменениями, составление плана прочитанного рассказа, озаглавливание частей).

В группу методов «по образцу» исследователи включают и такие упражнения, как составление компонентов текста или предложений по модели; различные рассказы и устные сочинения по аналогии с прочитанным; отработка произношения, пауз, интонаций, ударений по примеру учителя, на основе артистического исполнения.

Глава 2. Практическое исследование специфики развития устной речи учащихся на уроках русского языка в начальных классах

2.1. Диагностика развития устной речи у младших школьников

Практическое исследование специфики развития устной речи учащихся на уроках русского языка в начальных классах было проведено на базе МОУ СОШ.

Диагностика развития устной речи у младших школьников осуществлялась на уроке русского языка в 3 классе.

Диагностическое задание включало устное рисование, описание природы по картине И.И. Левитана «Золотая осень».

Развитие устной речи оценивалось по критерием, выделенным М.Р. Львовым, О.В. Сосновской, В.Г. Горецким (таблица 1).

Таблица 1.

Критерии развития устной речи учащихся

Критерии

Характеристика

содержательность

речь учащегося должна нести в себе актуальную, важную информацию, ценную идею

логичность речи

Речь последовательна, понятна, доказательна, непротиворечива, информативна, убедительна

языковая правильность речи

Речь соответствует литературной норме, отсутствуют ошибки

Ясность и точность речи

Учащийся правильно строит синтаксические конструкции, подбирает слова, чтобы наиболее точно передать свой замысел

Выразительность речи

Учащийся использует эпитеты, сравнения, метафоры

 

По каждому критерию оценка осуществлялась в баллах:

2 балла – высокий уровень;

1 балл – средний уровень;

0 баллов – низкий уровень.

Общий балл оценивался путем ссумирования баллов.

8 - 10 баллов – высокий уровень развития устной речи, учащийся связанно и логично составил описательный рассказ по картине, в речи употреблял образные выражения, сравнения, метафоры, речь отличается правильностью, точностью.

5 - 7 баллов – средний уровень развития устной речи, учащийся в целом связанно и логично составил описательный рассказ по картине, однако образные выражения, сравнения, метафоры практически не употребляются, в речи присутствуют паузы, повторы слов, речевые ошибки.

0 - 4 балла – низкий уровень развития устной речи, учащийся не смог составить связанный и логичный рассказ по картине, речь бедна, не употребляются образные выражения, предложения однообразные, в речи присутствуют многочисленные паузы, повторы слов, речевые ошибки.

2.2. Система работы по развитию устной речи учащихся

Мы осуществили обучение младших школьников приемам словесного рисования, провели серию уроков по обучению пересказу с целью развития устной речи.

Приведем фрагмент урока по обучению младших школьников приемам словесного рисования.

Учитель: - Ребята, а как вы понимаете лексическое значение выражения «словесное рисование»? Верно, мы будем сегодня рисовать словом.

Посмотрите за окно. Что бы вы хотели нарисовать, какое время года?.. Да, мы как раз и будем рисовать зиму!! Давайте подумаем, какие краски, тона будут преобладать? Верно, белый, серебристый. Итак, мы будем создавать словами образы, которые можно будет представить в нашем воображении, а поэтому их нужно будет нарисовать точно, красиво и ярко. Для этого необходимы инструменты. Но какие же?

- Прекрасно! Вместо кисти и красок у нас на вооружении будут слова, а также художественные средства выразительности речи (дети называют их), а также поясняют, что художниками можно считать писателей и поэтов.

- Очень правильное добавление, и этот догадливый мальчик может сделать первую запись в рабочих материалах: «Я молодец!»

Именно поэты помогут нам сейчас.

Учитель: Давайте посмотрим, как рисуют зиму в своих стихах В.М. Штанин, Г.И. Краснова и Ю.Б. Михеев. (Несколько слов учитель говорит о данных поэтах (частично-с помощью детей). Все они работали учителями литературы и прекрасно умеют рисовать словом, вы в этом сейчас убедитесь.

Мы будем работать в группах, приготовьте, пожалуйста, тексты этих авторов.

Нужна полная версия работы? Цена 500 руб.

Напишите автору.


Дата: 24/7/2020г.
Уникальность текста: 70
Всего содержится листов: 38
Использовался основной шрифт: 14
Эта работа была продана за: 2500


Скачать эту работу (для ознакомительных целей): скачать

Нужна работа, написанная специально для тебя? Жми:

Заказать курсовую работу по предмету методика преподавания


(так же сможешь заказать любую другую работу)


Поделитесь этой статьей со своими друзьями:



Мои похожие работы:

115 - Использование круговой тренировки в занятиях по физическому воспитанию дошкольников
249 - Музыкальный фольклор как средство воспитания детей дошкольного возраста
231 - Природоведческая литература в системе работы с дошкольниками и младшими школьниками




|2017 - 2020 © copyright| |Пользовательское соглашение|