Методика проведения внеклассного чтения в старших классах (на материале изучения лирики М. Агашиной и Т. Брыксиной)

Название предмета: литература
Категория: курсовая работа (с практикой)

Содержание

Введение……………………………………………………………………….....3

Глава 1. Теоретические аспекты организации внеклассного чтения в старших классах…………………………………………………………………..6

    1. Понятие и задачи внеклассного чтения в старших классах…...….6
    2. Методика организации уроков внеклассного чтения в старших классах………………………………………………………………10

Выводы по I главе…………………………………………………….….16

Глава 2. Особенности проведения уроков внеклассного чтения старших классах по лирике М. Агашиной и Т. Брыксиной……………………………..17

2.1. Методические рекомендации по организации урока внеклассного чтения «Открытия души по лирике Маргариты Агашиной»…………………17

2.1. Методические рекомендации по организации урока внеклассного чтения «Жизнь – изумление мое по лирике Татьяны Брыксиной»………….25

Выводы по II главе………………………………………………………..32

Заключение………………………………………………………………..33

Список использованной литературы……………………………………35

 

 

Введение

Вопросы организации и проведения уроков внеклассного чтения в старших классах являются особенно актуальными, так как в настоящее время снижается качество литературного образования учащихся. Учителя, родители, методисты отмечают отсутствие интереса к самостоятельному чтению школьниками. А между тем, широкая начитанность определяет личность ученика – его кругозор, интересы, способность воспринимать прекрасное в искусстве и жизни.

В наше время трудно представить человека, который бы не понимал, что книга является могущественным орудием воспитания, но далеко не все представляют себе, каким образом побудить старшеклассников обратиться к чтению художественных произведений самостоятельно, как в школьниках воспитать настоящего читателя.

Проблема организации внеклассного чтения в современных условиях становится особенно актуальной в условиях, когда с развитием средств массовой информации и компьютерной техники у учеников наблюдается переход от книжной культуры к образной и наглядно-звуковой.

Внеклассное самостоятельное прочтение тех или иных произведений создает прочную основу для организации урока по литературе, повышает его качество, позволяет добиться хороших результатов.

В настоящее время признается необходимость внедрения регионального компонента в литературное образование, необходимость ознакомления учащихся не только с традициями народов, проживающих рядом, но и с культурой собственного этноса. Знакомство с литературой родного края, чтение стихотворений волгоградских авторов позволит сформировать любовь к Родине, чувство патриотизма, ответственности, уважения.

В данном исследовании проблемы организации уроков внеклассного чтения будут рассмотрены на примере изучения творчества волгоградских поэтесс М. Агашиной и Т. Брыксиной.

Теория и методика организации уроков внеклассного чтения раскрывается в работах О.Ю. Богдановой, Г.А. Гуковского, И.С. Збарского, М.Г. Качурина, С.А. Леонова, В.П. Полухиной, Я.А. Ротковича, В.Ф. Чертова и др. Между тем, в связи с принятием ФГОС требуется совершенствование методики проведения уроков внеклассного чтения в старших классах.

Объект исследования – организация и проведение уроков внеклассного чтения.

Предмет исследования – процесс формирования целостных представлений учащихся о лирике М. Агашиной и Т. Брыксиной на уроках внеклассного чтения в старших классах.

Цель работы – рассмотреть методику проведения уроков внеклассного чтения в старших классах и предложить авторские разработки уроков внеклассного чтения по изучению лирики М. Агашиной и Т. Брыксиной.

В соответствии с намеченной целью и выдвинутой гипотезой поставлены следующие задачи исследования:

  1. рассмотреть понятие и задачи внеклассного чтения в старших классах
  2. раскрыть методику организации уроков внеклассного чтения в старших классах;
  3. разработать методические рекомендации по организации урока внеклассного чтения «Открытия души по лирике Маргариты Агашиной»;
  4. разработать методические рекомендации по организации урока внеклассного чтения «Жизнь – изумление мое по лирике Татьяны Брыксиной».

Методы исследования: изучение и анализ специальной литературы по различным отраслям знаний, изучение учебных программ и методических пособий.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов при организации уроков литературы в старших классах средней школы.

Структура работы: исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Глава 2. Особенности проведения уроков внеклассного чтения старших классах по лирике М. Агашиной и Т. Брыксиной

2.1. Методические рекомендации по организации урока внеклассного чтения «Открытия души по лирике Маргариты Агашиной»

В рамках изучения современной поэзии в одиннадцатом классе следует обратиться к творчеству региональных авторов, потому что знакомство с произведениями волгоградских поэтов поможет учащимся лучше понять специфику художественных поисков и традиции современной поэзии в целом.

Урок внеклассного чтения «Открытия души по лирике Маргариты Агашиной» предлагается провести в виде литературной гостиной «Открытия души». В старшем школьном возрасте учащиеся начинают интересоваться психологией человеческих отношений, душевным состоянием другого человека. Понять себя и других людей поможет им лирика Маргариты Агашиной, замечательной волгоградской поэтессы.

Литературная гостиная с чтением стихов, прослушиванием песен, написанных М. Агашиной, будет способствовать максимальному погружению в художественный мир поэтессы.

Для подготовки к внеклассному чтению школьники должны самостоятельно познакомиться с жизнью и творчеством поэтессы, выполнить иллюстрации к стихам М. Агашиной, подготовить выступления, чтения наизусть, изготовить мини-книги со стихами, прослушать, разучить песни на стихи М. Агашиной «А где мне взять такую песню», «Бабья доля», «Подари мне платок», «Что было, то было…», «Растет в Волгограде березка» и др.

Зажженные свечи, чтение стихов, исполнение песен на стихи поэтессы не только учащимися, но и родителями, учителями создают теплую атмосферу, будут способствовать самовыражению каждого учащегося, сплочению коллектива для совместной творческой деятельности.

Урок внеклассного чтения направлен на знакомство школьников с творчеством М. Агашиной, на понимание учащимися своеобразия и богатства лирики поэтессы. При умелой организации урок будет способствовать собственным открытиям своего духовного мира.

Перед началом литературной гостиной рекомендуется соответствующим образом оформить класс, использовать фотографии, цитаты, цветы, элементы интерьера.

В глубине класса рекомендуется поместить письменный стол (рабочий стол поэтессы), на котором расположить выставку книг поэтессы. Другие столы рекомендуется расставить полукругом по два стола.

Героями литературной гостиной будут являться: М. Агашина, два биографа, почтальон.

Участники (старшеклассники, гости) рассаживаются на столики, на которых горят свечи. За письменным столом в темной шали сидит М. Агашина.

Звучит песня ВИА «Орэра» на стихи М. Агашиной «А где мне взять такую песню».

Учитель может сказать: «Здравствуйте, дорогие гости, ребята! Мы очень рады вас видеть. По традиции мы зажигаем свечи. Это означает, что мы погружаемся в мир поэзии, добра, света. Наша литературная гостиная посвящена нашей знаменитой землячке М.К. Агашиной».

Урок ведут два биографа из числа учащихся.

2.1. Методические рекомендации по организации урока внеклассного чтения «Жизнь – изумление мое по лирике Татьяны Брыксиной»

Изучение творчества волгоградской поэтессы Татьяны Брыксиной мы предлагаем осуществлять на уроках внеклассного чтения.

Учащиеся самостоятельно готовятся к уроку внеклассного чтения, читают ее стихотворения, оформляют поэтические тетради.

К уроку внеклассного чтения школьники готовят сообщения о жизни и творчестве волгоградской поэтессы.

Татьяна Брыксина родилась в 1949 году в Тамбовской области, она является землячкой славного поэта Евгения Баратынского, но сегодня не мыслит себя вне волгоградской литературы. Брыксина – лауреат волгоградского городского конкурса «Провинциальная муза», лауреат Всесоюзной премии имени В. Маяковского.

В 1986 году выходит книга «Изумление». Изумление представляет собой «вечное детство души», это то необходимое свойство и состояние поэта, без которого не может быть первооткрытия мира, питающего лирическую поэзию, дающего ей право на жизнь. Детство души представляет собой устойчивое состояние лирической героини Т. Брыксиной:

Изумление! Синий скандал облаков

На высоком крыльце посмурневшего полдня...

Неужели так было во веки веков?

Почему же душа изумилась так поздно?

Брыксина глядит на мир, на светлые и тёмные его стороны безбоязненно, немного удивленно:

«Летя по жизненным стязям,

Я втихомолку не грешила,

Но виновата, что глазам

О грешном плакать разрешила…

… Мне так хотелось жить и жить,

Ловить июля луч медовый, Но он запутался, как нить

Судьбы в ладони бестолковой…»[Брыксина, 2000: с.117]

Недавно Т. Брыксина издала книгу автобиографической прозы «Трава под снегом». Кроме того, Т. Брыксина - автор очерков-воспоминаний о волгоградских литераторах, прославивших наш город. Они уже покинули мир, но благодаря подвижническому труду писательницы, умеющей рассказать о них с неповторимой зоркостью, нежностью и совестливостью, их образы, судьбы продолжают нас удивлять и тревожить.

В книге «Небесный ковчег» можно найти её рассказы-очерки о М. К. Агашиной, об И. П. Данилове, Н. В. Сухове, о первом из учителей поэтессы О. Л. Плебейском и о многих других волгоградских писателях и поэтах.

Несколько слов необходимо сказать о поэтическом сборнике «Грустный праздник», в котором прослеживаются основные темы и мотивы лирики Т. Брыксиной. В 1999 году вышло наиболее полное издание стихотворений Татьяны Брыксиной.

«Грустный праздник» - в некотором роде итоговая книга. В неё вошли стихи, написанные в 1970 – 1990-е годы. Собранные воедино, они раскрывают её поэтическое творчество как законченное целое. «Перед нами русский образ мира с его пространственно-временными реалиями, с жизненным опытом и мироощущением автора, с достоверными психологическими подробностями, природными приметами и народными праздниками» [Смирнова, 1996: с.10].

Большую часть этой книги составляют стихотворения последних лет, для которых характерны новые подходы к поэтическому творчеству: простота и ясность формы, точность слова, доверительность, глубина чувств. Книга разделена по строгому тематическому принципу: шесть разделов, рассказывающих о личности автора, её мироощущении, о родине, близких людях, о путешествиях, любовных переживаниях лирической героини, проблемах реального мира.

Для анализа на уроке внеклассного чтения можно использовать стихотворение Т. Брыксиной «Снежные гуси» (1997).

Поскольку стихотворное произведение тесно связано с православными традициями, с христианским праздником Покрова Пресвятой Богородицы, необходимо познакомить учащихся с историей и традициями этого праздника, провести необходимую словарную работу.

Словарная работа требует обращения к религиозной тематике. Школьная практика показывает, что произведения, связанные с религиозными традициями очень сложны для детского восприятия в силу недостатка информации библейского толка.

Чтобы облегчить восприятие и понимание стихотворения, можно реализовать межпредметные связи в словарной работе, обращаясь к живописи (иконописи), архитектуре. Учащимся можно предложить архитектурный памятник – церковь Покрова-на-Нерли.

Скачать полную версию работы. Авторство 65%. В Интернете не выкладывалась. Можно за 500 руб. Напишите автору, укажите тему работы.


Дата: 18/8/2020г.
Уникальность текста: 65
Всего содержится листов: 37
Использовался основной шрифт: 14
Эта работа была продана за: 2500


Скачать эту работу (для ознакомительных целей): скачать

Нужна работа, написанная специально для тебя? Жми:

Заказать Курсовую работу (с практикой) по предмету литература


(так же сможешь заказать любую другую работу)


Поделитесь этой статьей со своими друзьями:



Мои похожие работы:

171 - Изучение вопросов конституционного права в 10-11 классах
107 - Современные направления индустрии развлечений
157 - Исследование характера и темперамента
97 - Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста
259 - Изучение педагогических способностей будущих учителей




|2017 - 2020 © copyright| |Пользовательское соглашение|