в целях установления квалификационной категории (в новой редакции)
При подготовке новой редакции методики учитывались действующие нормативные правовые документы в сфере образования:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Постановление Правительства Российской Федерации от 05.08.2013
№ 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»;
Приказ Минобрнауки России от 07.04.2014 № 276 «Об утверждении порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»;
Приказ Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н
«Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».
При разработке методики учитывались требования утвержденных профессиональных стандартов работников сферы образования, требования ФГОС к педагогическим кадрам.
Педагогическим работникам образовательных организаций рекомендуется заблаговременно (до подачи заявления о проведении аттестации) использовать методику для самоанализа и самооценки. Анализ результатов самооценки позволяет педагогическому работнику самостоятельно разработать программу индивидуальной подготовки к предстоящей аттестации (индивидуальный маршрут, дорожную карту).
Использование методики специалистами (экспертами) регионального банка региональной аттестационной комиссии позволяет осуществить всесторонний анализ профессиональной деятельности педагогических работников в ходе аттестации и аргументировать решение об установлении (отказе в установлении) заявленной квалификационной категории (первой, высшей).
Методика включает: краткое описание;
возможные источники информации для проведения экспертной оценки профессиональной деятельности педагогов;
критерии и показатели оценки профессиональной деятельности педагогических работников;
систему балльного оценивания;
перечень оснований для определения дополнительных баллов; значение показателей оценки профессиональной деятельности
в процентах для вынесения рекомендательного вывода членов экспертной группы;
интерпретацию по применению полученных результатов оценки.
Критерии и показатели оценки профессиональной деятельности педагогических работников приведены в соответствие с пунктами 36, 37 Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 07 апреля 2014 года № 276 (далее – Порядок).
Показатели оценки профессиональной деятельности к критерию 1* изменяются в зависимости от должности педагогического работника, организационно-правовой формы и типа образовательной организации.
Показатели, отражающие 2, 3 критерий, и для высшей квалификационной категории - 4 критерий, используются при оценке профессиональной деятельности по любой должности педагогических работников, согласно номенклатуре, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2013 № 678 (приложение
№ 1).
Показатели результативности образовательной деятельности к критерию 1* изменяются (с пункта 1.1. по пункт 1.7.) (приложение № 2):
воспитатель в группе компенсирующей, комбинированной направленности дошкольной образовательной организации;
воспитатель дошкольной образовательной организации (группа раннего возраста);
воспитатель дошкольной образовательной организации (группа дошкольного возраста);
воспитатель в группе продленного дня;
воспитатель в детском доме, общеобразовательной школе-интернате; воспитатель в общежитии, пришкольном интернате;
инструктор – методист (включая старшего); инструктор по физической культуре; инструктор по труду;
концертмейстер;
мастер производственного обучения; методист (включая старшего); музыкальный руководитель;
педагог – библиотекарь;
педагог дополнительного образования;
педагог – организатор; педагог – психолог; преподаватель;
преподаватель образовательной организации сферы искусства и музыки;
преподаватель - организатор основ безопасности жизнедеятельности; руководитель физического воспитания;
социальный педагог; старший вожатый; старший воспитатель;
старший педагог дополнительного образования; старший тренер – преподаватель;
тренер – преподаватель; тьютор;
учитель общеобразовательной организации; учитель – дефектолог, учитель – логопед;
Критерии и показатели сгруппированы по квалификационным категориям (на высшую и на первую квалификационные категории).
При этом имеющийся перечень дополнительных баллов (приложение № 3) позволяет осуществлять дифференцированный подход к оценке результатов профессиональной деятельности педагогических работников образовательных организаций.
Дополнительные баллы, доля которых составляет 25% от максимального количества баллов, позволяют учитывать не только некоторые количественные результаты профессиональной деятельности, но и показатели, предназначенные для стимулирования непрерывного профессионального развития педагогических работников образовательных организаций.
Система оценивания профессиональной деятельности балльная. Каждый показатель профессиональной деятельности оценивается по 2-балльной шкале:
Способ получения оценки профессиональной деятельности аттестуемого педагогического работника определяется путем суммирования баллов по каждому показателю и критерию.
Дополнительные баллы выставляются в соответствии с приведенным перечнем оснований для определения дополнительных баллов. При выставлении дополнительных баллов обязательно указываются основание и комментарии экспертов, за каждый показатель выставляется по 1 баллу. При этом общая сумма дополнительных баллов не может превышать 11 баллов для первой категории и 16 баллов для высшей категории от одного эксперта.
Помощь воспитателям Арханголькой области с аттестацией
Максимальное количество баллов по оцениваемым показателям от одного эксперта на первую квалификационную категорию составляет 45 баллов, на высшую квалификационную категорию - 65 баллов. От суммы баллов трех экспертов определяется процентное отношение, необходимое для интерпретации полученного результата и вынесения рекомендательного вывода экспертной группы об установлении (отказе в установлении) первой или высшей квалификационной категории педагогическому работнику.
При условии набора 80% и более от максимального количества набранных баллов экспертная группа рекомендует установить аттестуемому педагогическому работнику высшую или первую квалификационную категорию (в соответствии с заявленной квалификационной категорией), менее 80% от максимального количества баллов - рекомендует отказать в установлении первой, высшей квалификационной категории (в соответствии с заявленной квалификационной категорией).
Предусмотрено две формы экспертного заключения (на первую и высшую квалификационную категорию) с разными критериями (приложения № 4 и № 5). Экспертная группа заполняет форму экспертного заключения, соответствующую заявленной квалификационной категории и комментарии, соответствующие критериям и показателям оценки профессиональной деятельности для первой квалификационной категории, согласно пункту 36 Порядка (приложение № 6) и для высшей квалификационной категории (приложение № 7), согласно пункту 37 Порядка.
Вывод об отказе в установлении первой или высшей квалификационной категории члены экспертной группы аргументируют соответствующими аттестационными требованиями, предусмотренными в пунктах 36, 37 и с учетом пункта 38 Порядка.
Воспитатель в группе компенсирующей, комбинированной направленности дошкольной образовательной организации
показатели профессиональной деятельности | количество баллов |
источник информации |
1.1. Стабильная посещаемость обучающихся |
| наблюдение за деятельностью обучающихся, совместная деятельность с детьми, собеседование с ними, материалы педагогического мониторинга, портфель достижений обучающихся (группы), журнал посещаемости, планово-отчетная документация воспитателя и образовательной организации и др. |
1.2. Освоение обучающимися образовательной программы (адаптированной образовательной программы дошкольного образования, коррекционно-развивающей программы) |
| |
1.3. Сформированность у обучающихся ключевых жизненных компетенций (адаптированность обучающихся к социальной среде), игровой деятельности (предметной – в раннем возрасте) |
| |
1.4. Наличие обучающихся, переведенных на более высокий уровень освоения образовательных программ |
| |
1.5. Умение обучающихся общаться со сверстниками и взрослыми |
| |
1.6. Участие обучающихся, их родителей (законных представителей) в проведении образовательных мероприятий, направленных на развитие общения |
| |
1.7. Участие родителей (законных представителей) в деятельности образовательной организации |
|
Скачайте полную инструкцию для прохождения аттестации воспитателей Архангельской области
Помощь воспитателям Арханголькой области с подготовкой портфолио (напишите нам, телефон в контактах)