Глава 1. Проблема формирования элемента позиции ненасилия у дошкольников посредством игр с правилами
Выводы по главе 1
Глава 2. Исследование путей формирования элемента позиции ненасилия у дошкольников в ходе игр с правилами
2.1. Диагностика сформированности элемента позиции ненасилия у детей дошкольного возраста
2.2. Формирование элемента позиции ненасилия у дошкольников в ходе игр с правилами
2.3. Анализ результатов формирования элемента позиции ненасилия в ходе игр с правилами
Отказ от различного рода насилия является приоритетным принципом культуры мира. При написании данной работы мне потребовалось рассмотреть проблему ненасилия в работах Л. Н. Толстого, В. А. Сухомлинского. На примере работ О.С. Газмана, Е.В. Бондаревской были изучены принципы педагогики ненасилия. Большой вклад в разработка проблем педагогики ненасилия внесли современные исследователи (М. В. Корепанова, Т. Н. Икрянникова). На примере этих и других работ строился теоретический анализ.
Гипотеза исследования предполагает, что формирование элемента позиции ненасилия у детей дошкольного возраста в ходе игр с правилами будет эффективным при условии:
- знания и понимания педагогом специфики элемента позиции ненасилия и значения их формирования у детей дошкольного возраста;
- владения методикой применения игр с правилами с целью формирования элемента позиции ненасилия;
- использования игр с правилами, направленных на формирование доброго, гуманного отношения к другим детям, развития навыков сотрудничества, терпеливости, уважения личности другого.
Изучение особенностей сформированности элемента позиции ненасилия в игровой деятельности дошкольников проводилось с использованием следующих методик.
Методика 1. «Изучение эмоциональной восприимчивости» (Методика предложена авт. Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной, Л.Ю. Субботиной)
Методика 2. «Изучение знаний и пониманий значения ненасильственного взаимодействия» (методика разработана автором)
Цель: изучение когнитивного компонента ненасильственного взаимодействия.
Испытуемым показывались 10 картинок и изображенными ситуациями (Мальчик с костылями, над которым смеются другие дети; мальчик разбивший песочный домик девочки; девочка, упавшая в лужу и дети, смеющиеся над ней; мальчик помогающий старушке перейти через дорогу; мальчик в окне, дразнящий девочку; мальчик, сломавший ветку; мальчик, жалеющий раненую собаку; мальчик разбивший вазу и плачущий, больная девочка в постели у окна, за которым играют дети; мальчик защищающий девочку от хулиганов) и предлагалось ответить на вопросы: «Как ты думаешь, что чувствует мальчик? Девочка? Кого тебе жалко? Как ты думаешь, почему дети себя так ведут? Как бы ты поступил на их месте?».
Оценка результатов: за каждое правильное определение чувств другого, проявление сочувствия ребенок правильно ребенок получал 1 балл. Максимальное количество набранных баллов 10.
Если вам нужна хорошая курсовая работа по проблеме ненасильственного взаимодействия, я готова работать над этой темой.