Педагогический проект по развитию познавательной активности у дошкольников посредством использования информационно-коммуникационных технологий

Название предмета: педагогика
Категория: педагогический опыт

 

Педагогический проект по развитию познавательной активности у младших дошкольников посредством использования информационно-коммуникационных технологий «Маленькие исследователи»

 

Итоговая аттестационная работа

Содержание

 

 

Паспорт проекта ………………………………………………………........

3

Актуальность проекта……………………………………………………...

6

Основное содержание проекта…………………………………………….

9

План-график реализации проекта…………………………………………

14

Ресурсы………………………………………………………………………

17

Перспективы дальнейшего развития………………………………………

19

Список используемых источников………………………………………...

21

Приложения …………...……………………………………………………

24

 

Паспорт проекта по развитию познавательной активности у младших дошкольников 

 

Название проекта

«Маленькие исследователи»

Заказчик проекта

Свердловская область, город Первоуральск, Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад №9» - «Детский сад №1»

Разработчик проекта

Пупкова В.В.

Нормативные основания реализации

проекта

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 03.02.2014) (ст.10, п.4)

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. Приказом Министерства образования и науки от 17 октября 2013 г. № 1155) ( п.1.4 аб.4, п.1.4 аб. 7, п.2.6).

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 (с изменениями от 25 апреля 2007 г., 30 апреля 2010 г., 3 сентября 2010) «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» (п.12).

СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (п.5.7).

СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (п.11.10)

Основные идеи проекта

Использование мультимедийных презентаций позволят сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными вызывают у ребенка живой интерес, что будет способствовать хорошей результативности занятия.

Применение красочных презентаций, наполненных цветом, звуком, видео обеспечит активизацию познавательных интересов детей, умений ориентироваться в информационном пространстве, где концентрируются произвольные действия, облегчается понимание и освоение информации.

Цели проекта

Создать условия для развития познавательной активности дошкольника путем организации познавательной деятельности ребенка с использованием ИКТ.

Задачи проекта

Развивающие

  • расширять кругозор и обогатить словарный запас детей, развивать связную речь
  • формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы
  • развивать познавательную мотивацию, интерес к новому
  • развивать умение работать по алгоритму или образцу
  • развивать навыки анализа и сравнения

Воспитательные

  • воспитывать у детей интерес к окружающему миру
  • воспитывать стремление к достижению наилучшего результата, готовность прилагать усилия

Образовательные

  • расширить представление детей о физических свойствах окружающего мира;
  • обучать приемам поиска информации
  • обучать приемам планирования работы
  • формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира.

Методические:

  • адаптировать приемы работы с ИКТ для работы с младшими дошкольниками.

Объект и предмет педагогической деятельности

Объект: развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста

Предмет: мультимедийные презентации как средство развития познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста

Принципы реализации проекта

Принцип природосообразности – развитие в соответствии с природой ребёнка, его здоровьем, психической и физической конституций, его способностями и склонностями, индивидуальными особенностями, восприятием;

Принцип психологической комфортности – заключается в снятии стрессовых факторов;

Принцип интеграции – интегративность всех процессов, реализующихся в образовательном пространстве (обучение и воспитание, развитие и саморазвитие, природная и социальная сфера ребёнка, детская и взрослая субкультура);

Принцип дифференцированного подхода – решаются задачи эффективной психологической помощи воспитанникам в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников;

Принцип творчества – максимальная ориентация на творческое начало в игровой и продуктивной деятельности дошкольников, приобретение им собственного опыта творческой деятельности.

Срок реализации проекта

один учебный год

Участники проекта:

Дети, родители, воспитатели, учитель информатики из школы-партнера.

Социальные партнеры (с указанием направлений взаимодействия)

  • Средняя школа № 1. сотрудничество с учителем информатики в вопросах покупки, установки и эксплуатации мультимедийного оборудования.
  • «Ревдинский педагогический колледж», сотрудничество с педагогами и методистами по вопросам организации образовательного процесса в ДОУ с использованием мультимедийных презентаций

Ожидаемые результаты и социальный эффект реализации проекта

Для детей:

- у детей расширится кругозор и обогатится словарный запас, улучшится связную речь

- дети приобретут навыки исследовательской и творческой работы

- появится познавательная мотивация, интерес к новому, интерес к окружающему миру.

- обогатится чувственный опыт ребёнка.

- расширить представление детей о физических свойствах окружающего мира;

- расширить представление об использовании человеком факторов природной среды;

- сформируются первичные представления о себе, других людях, объектах окружающего мира.

Для педагогов:

- будут адаптированы приемы работы с ИКТ для работы с младшими дошкольниками

- разработана форма мониторинга для изучения динамики развития познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста

Для родителей

  • созданы условия в семье для развития познавательной активности детей;
  • укрепятся отношения в системе родитель-дети.

Критерии оценки эффективности реализации проекта

- рост познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста;

- увеличение степени участия родителей в познавательной деятельности ребенка и в поддержании его познавательной активности;

- активное использование педагогами ИКТ для работы в рамках различных образовательных областей;

- создание методических рекомендаций по использованию ИКТ в работе с дошкольниками.

Источники финансирования (если необходимо)

Привлечение спонсорских средств, добровольные пожертвования родителей, средства ДОО

 

Актуальность проекта

 

Актуальность и необходимость развития познавательной активности детей определяются реальными потребностями системы дошкольного образования и существующими противоречиями: между актуальной необходимостью развития познавательной активности дошкольников и недостаточным использованием возможностей ИКТ как средства решения этой задачи, а также недостаточной ИКТ-компетентностью педагогов.

В Приказе Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (пункт 2.6) отмечается: «Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности» [2].

Познавательная активность понимается нами не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества. Поэтому взрослому важно в процессе обучения, поддерживая познавательную активность, создавать детям условия для самостоятельного поиска информации. Собственный опыт работы с детьми показывает: если ребёнок понимает новый материал, осознаёт, что ему нужно сделать и как, он всегда активен, проявляет большое желание исполнить задание и стремится продолжить работу в этом направлении [13, с.32].

Таким образом, рассматривая теоретические основы развития познавательной активности детей дошкольного возраста, можно сделать вывод, что познавательная активность – это стремление к наиболее полному познанию предметов и явлений окружающего мира. Под познавательной активностью детей дошкольного возраста подразумевается самостоятельная, инициативная деятельность ребёнка, направленная на познание окружающей действительности.

В современных условиях, решая проблему познавательного развития, нельзя не оценить возможности широкого внедрения новых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательную деятельность ДОУ. Использование ИКТ дает возможность обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность. Информационные образовательные технологии – это все технологии в сфере образования, использующие специальные технические средства (ПК, мультимедиа) для достижения педагогических целей [5, с.21].

Мышление у детей наглядно-образное, это следует обязательно учитывать в процессе обучения. Отличный способ усвоения новой информации – мультимедийные презентации, выполненные с помощью программы PowerPoint. Это может быть как профессиональное слайд-шоу с музыкальным сопровождением, эффектами и вставками видеороликов, так и презентация, состоящая всего лишь из фотографий и картинок.

Использование мультимедийных презентаций позволят сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными вызывают у ребенка живой интерес, что будет способствовать хорошей результативности занятия.

Применение красочных презентаций, наполенных цветом, звуком, видео обеспечит активизацию познавательных интересов детей, умений ориентироваться в информационном пространстве, где концентрируются произвольные действия, облегчается понимание и освоение информации.

Основное содержание проекта

Нормативное обеспечение проекта. Нормативное обеспечение проекта предполагает построение образовательного процесса с учетом ФГОС, СанПиН, образовательной программы.

При работе с компьютером следует учитывать Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы
СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 (с изменениями от 25 апреля 2007 г., 30 апреля 2010 г., 3 сентября 2010) «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы».

Этапы работы над проектом:

I Подготовительный этап:

Определение темы проекта.

Формулировка цели и определение задач.

Диагностика развития познавательной активности детей.

Анкетирование родителей.

Подбор материалов по теме проекта по развитию познавательной активности у младших дошкольников посредством использования информационно-коммуникационных технологий (или активных технологий)

Разработка мультимедийных презентаций для детей младшего дошкольного возраста.

План-график реализации проекта

 

Сроки

Содержание деятельности

Участники

Сентябрь

Презентация «Время года» (лужи).

Цель: формировать интерес к явлениям неживой природы: солнцу, небу, ветру; побуждать устанавливать простейшие связи явлений неживой природы: на небе солнышко – тепло, ясно, лето; на небе тучи, пасмурно – холодно, идет дождь, осень.
Презентация «Дождик песенку поет»

Продолжить знакомить со свойствами воды; устанавливать причинно-следственные связи.

Воспитатель

 

Дети

 

 

 

Это лишь небольшие выдержки из педагогическог проекта "Мы - исследователи".

Скачать полную версию проекта можно после оплаты. Цена 300 руб. В интернете не выкладывался.

Если вам нужен индивидуальный проект, закажите у автора.


Дата: 27/4/2017г.
Уникальность текста: 65
Всего содержится листов: 25
Использовался основной шрифт: 14
Эта работа была продана за: 2000


Скачать эту работу (для ознакомительных целей): скачать

Нужна работа, написанная специально для тебя? Жми:

Заказать педагогический опыт по предмету педагогика


(так же сможешь заказать любую другую работу)


Поделитесь этой статьей со своими друзьями:



Мои похожие работы:

27 - Понятие и способы развития координации
68 - Особенности организации досуга детей и подростков
34 - Формирование временных представлений у дошкольников с использованием моделей
79 - Основные мотивы символдрамы для детей и подростков




|2017 - 2019 © copyright| |Пользовательское соглашение|