Педагогический проект по развитию познавательной активности у младших дошкольников посредством использования информационно-коммуникационных технологий «Маленькие исследователи»
Итоговая аттестационная работа
Содержание
|
|
Паспорт проекта ………………………………………………………........ | 3 |
Актуальность проекта……………………………………………………... | 6 |
Основное содержание проекта……………………………………………. | 9 |
План-график реализации проекта………………………………………… | 14 |
Ресурсы……………………………………………………………………… | 17 |
Перспективы дальнейшего развития……………………………………… | 19 |
Список используемых источников………………………………………... | 21 |
Приложения …………...…………………………………………………… | 24 |
Название проекта | «Маленькие исследователи» |
Заказчик проекта | Свердловская область, город Первоуральск, Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад №9» - «Детский сад №1» |
Разработчик проекта | Пупкова В.В. |
Нормативные основания реализации проекта | Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 03.02.2014) (ст.10, п.4) Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. Приказом Министерства образования и науки от 17 октября 2013 г. № 1155) ( п.1.4 аб.4, п.1.4 аб. 7, п.2.6). Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 (с изменениями от 25 апреля 2007 г., 30 апреля 2010 г., 3 сентября 2010) «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» (п.12). СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (п.5.7). СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (п.11.10) |
Основные идеи проекта | Использование мультимедийных презентаций позволят сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными вызывают у ребенка живой интерес, что будет способствовать хорошей результативности занятия. Применение красочных презентаций, наполненных цветом, звуком, видео обеспечит активизацию познавательных интересов детей, умений ориентироваться в информационном пространстве, где концентрируются произвольные действия, облегчается понимание и освоение информации. |
Цели проекта | Создать условия для развития познавательной активности дошкольника путем организации познавательной деятельности ребенка с использованием ИКТ. |
Задачи проекта | Развивающие
Воспитательные
Образовательные
Методические:
|
Объект и предмет педагогической деятельности | Объект: развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста Предмет: мультимедийные презентации как средство развития познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста |
Принципы реализации проекта | Принцип природосообразности – развитие в соответствии с природой ребёнка, его здоровьем, психической и физической конституций, его способностями и склонностями, индивидуальными особенностями, восприятием; Принцип психологической комфортности – заключается в снятии стрессовых факторов; Принцип интеграции – интегративность всех процессов, реализующихся в образовательном пространстве (обучение и воспитание, развитие и саморазвитие, природная и социальная сфера ребёнка, детская и взрослая субкультура); Принцип дифференцированного подхода – решаются задачи эффективной психологической помощи воспитанникам в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников; Принцип творчества – максимальная ориентация на творческое начало в игровой и продуктивной деятельности дошкольников, приобретение им собственного опыта творческой деятельности. |
Срок реализации проекта | один учебный год |
Участники проекта: | Дети, родители, воспитатели, учитель информатики из школы-партнера. |
Социальные партнеры (с указанием направлений взаимодействия) |
|
Ожидаемые результаты и социальный эффект реализации проекта | Для детей: - у детей расширится кругозор и обогатится словарный запас, улучшится связную речь - дети приобретут навыки исследовательской и творческой работы - появится познавательная мотивация, интерес к новому, интерес к окружающему миру. - обогатится чувственный опыт ребёнка. - расширить представление детей о физических свойствах окружающего мира; - расширить представление об использовании человеком факторов природной среды; - сформируются первичные представления о себе, других людях, объектах окружающего мира. Для педагогов: - будут адаптированы приемы работы с ИКТ для работы с младшими дошкольниками - разработана форма мониторинга для изучения динамики развития познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста Для родителей
|
Критерии оценки эффективности реализации проекта | - рост познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста; - увеличение степени участия родителей в познавательной деятельности ребенка и в поддержании его познавательной активности; - активное использование педагогами ИКТ для работы в рамках различных образовательных областей; - создание методических рекомендаций по использованию ИКТ в работе с дошкольниками. |
Источники финансирования (если необходимо) | Привлечение спонсорских средств, добровольные пожертвования родителей, средства ДОО |
Актуальность проекта
Актуальность и необходимость развития познавательной активности детей определяются реальными потребностями системы дошкольного образования и существующими противоречиями: между актуальной необходимостью развития познавательной активности дошкольников и недостаточным использованием возможностей ИКТ как средства решения этой задачи, а также недостаточной ИКТ-компетентностью педагогов.
В Приказе Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (пункт 2.6) отмечается: «Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности» [2].
Познавательная активность понимается нами не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества. Поэтому взрослому важно в процессе обучения, поддерживая познавательную активность, создавать детям условия для самостоятельного поиска информации. Собственный опыт работы с детьми показывает: если ребёнок понимает новый материал, осознаёт, что ему нужно сделать и как, он всегда активен, проявляет большое желание исполнить задание и стремится продолжить работу в этом направлении [13, с.32].
Таким образом, рассматривая теоретические основы развития познавательной активности детей дошкольного возраста, можно сделать вывод, что познавательная активность – это стремление к наиболее полному познанию предметов и явлений окружающего мира. Под познавательной активностью детей дошкольного возраста подразумевается самостоятельная, инициативная деятельность ребёнка, направленная на познание окружающей действительности.
В современных условиях, решая проблему познавательного развития, нельзя не оценить возможности широкого внедрения новых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательную деятельность ДОУ. Использование ИКТ дает возможность обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность. Информационные образовательные технологии – это все технологии в сфере образования, использующие специальные технические средства (ПК, мультимедиа) для достижения педагогических целей [5, с.21].
Мышление у детей наглядно-образное, это следует обязательно учитывать в процессе обучения. Отличный способ усвоения новой информации – мультимедийные презентации, выполненные с помощью программы PowerPoint. Это может быть как профессиональное слайд-шоу с музыкальным сопровождением, эффектами и вставками видеороликов, так и презентация, состоящая всего лишь из фотографий и картинок.
Использование мультимедийных презентаций позволят сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными вызывают у ребенка живой интерес, что будет способствовать хорошей результативности занятия.
Применение красочных презентаций, наполенных цветом, звуком, видео обеспечит активизацию познавательных интересов детей, умений ориентироваться в информационном пространстве, где концентрируются произвольные действия, облегчается понимание и освоение информации.
Основное содержание проекта
Нормативное обеспечение проекта. Нормативное обеспечение проекта предполагает построение образовательного процесса с учетом ФГОС, СанПиН, образовательной программы.
При работе с компьютером следует учитывать Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы
СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 (с изменениями от 25 апреля 2007 г., 30 апреля 2010 г., 3 сентября 2010) «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы».
Этапы работы над проектом:
I Подготовительный этап:
Определение темы проекта.
Формулировка цели и определение задач.
Диагностика развития познавательной активности детей.
Анкетирование родителей.
Подбор материалов по теме проекта по развитию познавательной активности у младших дошкольников посредством использования информационно-коммуникационных технологий (или активных технологий)
Разработка мультимедийных презентаций для детей младшего дошкольного возраста.
План-график реализации проекта
Сроки | Содержание деятельности | Участники |
Сентябрь | Презентация «Время года» (лужи). Цель: формировать интерес к явлениям неживой природы: солнцу, небу, ветру; побуждать устанавливать простейшие связи явлений неживой природы: на небе солнышко – тепло, ясно, лето; на небе тучи, пасмурно – холодно, идет дождь, осень. Продолжить знакомить со свойствами воды; устанавливать причинно-следственные связи. | Воспитатель
Дети
|
Это лишь небольшие выдержки из педагогическог проекта "Мы - исследователи".
Скачать полную версию проекта можно после оплаты. Цена 300 руб. В интернете не выкладывался.
Если вам нужен индивидуальный проект, закажите у автора.
Интересует эссе на тему "Один день из жизни воспитателя?" Скачать здесь