Развитие образного мышления у старших дошкольников в музыкальной деятельности

Название предмета: педагогика
Категория: курсовая работа (с практикой)

Содержание

Введение

Глава 1. Психолого-педагогические основы развития образного мышления у старших дошкольников в музыкальной деятельности

1.1. Понятие образного мышления и особенности его развития в дошкольном возрасте

1.2. Музыкальная деятельность как средство развития образного мышления у старших дошкольников

Вывод по главе 

Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей развития образного мышления у старших дошкольников в музыкальной деятельности

2.1. Диагностика развития образного мышления у старших дошкольников

2.2. Система мероприятий по организации музыкальной деятельности дошкольников с целью развития образного мышления

2.3. Выявление эффективности проведенной работы по развитию образного мышления у старших дошкольников

Вывод по главе 1

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

Глава 1. Психолого-педагогические основы развития образного мышления у старших дошкольников в музыкальной деятельности

1.1. Понятие образного мышления и особенности его развития в дошкольном возрасте

Проблема мышления является одной из центральных проблем психологии. Вопросами изучения мышления занимались многие выдающиеся психологи: Л.С.Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, П.П.Блонский, А.В.Запорожец, А.А.Люблинская, П.Я.Гальперин, Д.Б.Эльконин, Л.Ф.Обухова, Л.А.Венгер и другие.

А.В. Петровский рассматривает мышление как «социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза» [Петровский, с.123].

Мышление  - это психический процесс отражения действительности, высшая форма творческой деятельности человека. Мышление - наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами. Мышление позволяет с помощью умозаключения раскрыть то, что не дано непосредственно в восприятии.
Образное мышление - один из основных видов мышления, выделяемый наряду с наглядно-действенным и словесно-логическим мышлением. Образы-представления выступают, как важный продукт образного мышления и как одно его функционирования [Михайлова, с.23].
Образ - субъективный феномен, возникающий в результате предметно-практической, сенсорно-перцептивной, мыслительной деятельности, представляющий собой целостное интегральное отражение действительности, в котором одновременно представлены основные категории (пространство, движение, цвет, форма, фактура и т. д.).

1.2. Музыкальная деятельность как средство развития образного мышления у старших дошкольников

Музыка как живое искусство рождается и живет в результате единения всех видов деятельности. Общение между ними происходит через музыкальные образы, т.к. вне образов музыка (как вид искусства) не существует. В сознании композитора под воздействием музыкальных впечатлений и творческого воображения зарождается музыкальный образ, который затем воплощается в музыкальном произведении. Слушание музыкального образа, - т.е. жизненного содержания, воплощенного в музыкальных звуках, обусловливает все остальные грани музыкального восприятия [Ветлугина, Кенеман, с.67].

В музыке образуется интонационно оформленная эмоция-мысль, которая даёт толчок образному мышлению – слежению за процессом становления и развития музыкального образа. В. Г. Белинский считал искусство «мышлением в образах», подчёркивая единство чувства (образа) и мысли (логики) в передаче художественного содержания.

Музыкально-образное мышление является необходимым условием восприятия или воспроизведения художественного содержания музыкального произведения. Оно характеризуется тем, что основано на образном материале. Музыкальные образы представляют собой интонационно осмысленные звуковые последования, содержанием которых являются чувства, эмоции и переживания человека [Михайлова, с.83].

Художественно-образное мышление на музыкальных занятиях необходимо развивать для того, чтобы ребенок смог суметь взглянуть по-своему на явления и процессы окружающего мира в целом и через это глубже почувствовать свой духовный мир. Целостность, образность, ассоциативность, интонационность, импровизационность - вот те основания, на которых может быть построен процесс приобщения детей к музыке.

Организация музыкального воспитания на основе изложенных выше принципов благотворно влияет на развитие базовой способности растущего человека - развитие художественно-образного мышления. Это особенно важно для детей дошкольного возраста, у которого наблюдается большая предрасположенность к познанию мира через образы.

Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей развития образного мышления у старших дошкольников в музыкальной деятельности

2.1. Диагностика развития образного мышления у старших дошкольников

Исследование развития образного мышления дошкольников в самостоятельной музыкальной деятельности проводилось в старшей группе ДОУ № 276 Тракторозаводского района города Волгограда. Количество исследуемых составило 10 человек.

Эксперимент по развитию образного мышления старших дошкольников в музыкальной деятельности проходил в три этапа.

На первом, констатирующем этапе был диагностирован уровень развития образного мышления дошкольников.

На втором, формирующем, проходило непосредственное развитие образного мышления дошкольников средствами музыкальной деятельности. Была разработана система мероприятий, направленная на формирование образного мышления дошкольников в музыкальной деятельности.

Целью третьего этапа, контрольного, являлся анализ эффективности использованной методики по развитию образного мышления дошкольников в музыкальной деятельности дошкольников.

При диагностике образного мышления мы оценивали эмоциональную и слуховую осмысленность, музыкальность и выразительность исполнения песен, танцев, музыкально-игровых образов, являющихся основой для развития творчества. Выявляли степень самостоятельных, нетрадиционных действий в музыкально-ритмических движениях, в игре на музыкальных инструментах.

Для диагностики развития образного мышления дошкольников в музыкальной деятельности использовалась методика, разработанная Н.А. Ветлугиной.

Методика включала выполнение следующих заданий:

  1. Узнавание знакомых песен и пьес. Исполняется песня или пьеса, дети подпевают, если знают слова, сопровождают песню ритмичными импровизационными движениями.
  2. Умение слушать музыку. Звучит музыка, дети слушают ее с закрытыми глазами. По окончании музыки, детям предлагают словесно передать те образы, которые у них возникли при прослушивании.
  3. Танец с лентой. Детям предлагают исполнить танец с лентой под музыку, самостоятельно по желанию, комбинируя известные им движения.
  4. Выполнение рисунка под музыку. Звучит музыка, детям предлагают выполнить рисунок в соответствии с музыкой.
  5. Соответствие движений музыке. Дети должны двигаться под музыку, стараясь передать плясовой или маршевый ее характер, а так же закончить движение, когда перестала звучать музыка. Оценивается творчество и импровизация.
  6. Различие части в двухчастном музыкальном произведении, создание музыкального образа. Дети выполняют произвольный танец под незнакомую музыку, меняя движение или направление движения со сменой частей в музыке.
  7. Создание музыкально-игрового образа. Педагог предлагает незнакомые произведения, различные по тематике, жанрам, настроению и просит показать движениями, как маршируют солдаты, летит самолет, крадется лиса, порхают бабочки. Оценивается творчество и импровизация.

Анализ результатов диагностики представим в виде таблицы 1.

Таблица 1

Диагностика развития музыкальной культуры дошкольников.

Имя

1

2

3

4

5

6

 

7

Вывод об уровне развития

1

Ира М.

-

+

+

-

-

-

-

низкий

2

Оля К.

-

+

-

-

+

-

-

низкий

3

Маша С.

+

+

+

+

+

-

-

средний

4

Дима В.

+

-

-

+

-

+

+

средний

5

Олег С.

-

-

-

-

+

-

-

низкий

6

Вова Г.

+

+

-

+

+

+

+

высокий

7

Лиля Ч.

+

-

+

+

-

-

+

средний

8

Аня В.

-

-

-

+

+

-

-

низкий

9

Миша Т.

+

-

-

+

+

-

+

средний

10

Паша Д.

+

+

+

-

-

-

-

средний

- не владеет

+ владеет

2.2. Система мероприятий по организации музыкальной деятельности дошкольников с целью развития образного мышления

На втором этапе осуществлялось развитие образного мышления детей в музыкальной деятельности. В ходе формирующего эксперимента решались две важные задачи: развитие образного мышления дошкольников и формирование самостоятельной деятельности детей музыкального содержания.

Развитие образного мышления дошкольников осуществлялось как на музыкальных занятиях, так и в свободной игровой деятельности.

Как говорилось выше, хорошая организация музыкально-игровой деятельности является прочной основой и условием для возникновения творческих проявлений.

В систему занятий музыкальной деятельностью включились следующие направления:

- вокальное музицирование;

- инструментальное музицирование;

- игра на музыкальных инструментах;

- рисование под музыку;

- ритмическая гимнастика и танцы под музыку;

- пение под музыку;

- музыкально-творческие игры;

- прослушивание и инсценировка музыкальных сказок.

Музыкальные занятия строились с учетом общих задач музыкально-эстетического воспитания детей и проводились по заранее намеченному плану с целью обогащения содержания деятельности детей, при этом принималось во внимание то обстоятельство, что содержание и структура занятий должны быть вариативными и интересными, с использованием разнообразных приемов, помогающих детям воспринимать музыкальное произведение, понять элементарные основы музыкальной грамоты.

Статья

Объект исследования – развитие образного мышления дошкольников.

Предмет исследования – процесс развития образного мышления дошкольников в музыкальной деятельности.

Цель исследования – изучение особенностей развития образного мышления старших дошкольников в музыкальной деятельности.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  1. На основе анализа психолого-педагогической литературы выявить сущность образного мышления и особенности его развития в дошкольном возрасте;
  2. Изучить методы и приемы развития образного мышления у старших дошкольников в музыкальной деятельности;
  3. Исследовать уровень развития образного мышления у старших дошкольников в музыкальной деятельности;
  4. Разработать систему мероприятий по организации музыкальной деятельности дошкольников с целью развития образного мышления и выявить эффективность проведенной работы.

Гипотеза исследования. Развитие образного мышления у старших дошкольников в самостоятельной музыкальной деятельности будет эффективным при условии:

- знания и понимания педагогом роли и значения развития образного мышления дошкольников;

- правильной организации и планирования музыкальной деятельности дошкольников;

- использования методов и приемов, направленных на развитие образного мышления в музыкальной деятельности.

Методы исследования:

- теоретические (анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования

- практические (диагностика, эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный).

Практическая значимость исследования заключается в том, что предложенные методы и приемы развития образного мышления у старших дошкольников в музыкальной деятельности могут быть использованы в практике работы ДОУ.

В процессе теоретического исследования на основе анализе психолого-педагогических работ (Л.С.Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, П.Я.Гальперин, А.А. Крылов, А.А. Люблинская, Л.Ф.Обухова, Л.А.Венгер, А.В. Петровский и др.) было рассмотрено понятие и особенности развития образного мышления в дошкольном возрасте.

Для диагностики развития образного мышления дошкольников в музыкальной деятельности использовалась методика, разработанная Н.А. Ветлугиной.

Диагностика начального уровня развития образного мышления дошкольников в музыкальной деятельности выявила низкий уровень у 40 % детей, средний 50%, высокий у 10 %.

На втором этапе проходило формирование образного мышления дошкольников в музыкальной деятельности. С этой целью были отобраны игры и упражнения, направленные на формирование образного мышления дошкольников в музыкальной деятельности. Эффективными средствами развития образного мышления являются вокальное и инструментальное музицирование, творческие музыкальные игры, рисование под музыку, ритмическая гимнастика и танцы под музыку, пение, самостоятельная музыкальная деятельность, прослушивание и инсценировка музыкальных сказок и т.п.

В результате проведения формирующего эксперимента было замечено, что у дошкольников появился интерес к музыке, пению, игре на музыкальных инструментах. Во время создания музыкальных образом у детей исчезла скованность, дети стали больше импровизировать, научились чувствовать музыку и передавать ее в движениях, рисунках. В целом было замечено, что у детей пробуждается творческая фантазия и воображение.

Показателем развития образного мышления для нас являлась импровизация детей при прослушивании музыки и исполнительстве, проявление воображения и фантазии, оригинальное создание образов, организация музыкальной деятельности и музыкальных игр.

Результаты контрольного эксперимента позволяют сделать вывод о том, что в ходе эксперимента достигнута положительная динамика развития музыкально-образного мышления дошкольников, в ходе которой был отмечен высокий уровень у 30 % детей, средний у 70 %. Таким образом, была доказана эффективность использованной методики по развитию образного мышления дошкольников средствами музыкальной деятельности.

 

Скачать полную версию работы можно после оплаты. Цена 300 руб.

Вы можете заказать индивидуальную (оригинальность до 85%) работу у автора.


Дата: 30/4/2017г.
Уникальность текста: 65
Всего содержится листов: 35
Использовался основной шрифт: 14
Эта работа была продана за: 2300


Скачать эту работу (для ознакомительных целей): скачать

Нужна работа, написанная специально для тебя? Жми:

Заказать Курсовую работу (с практикой) по предмету педагогика


(так же сможешь заказать любую другую работу)


Поделитесь этой статьей со своими друзьями:



Мои похожие работы:

67 - Психологические особенности агрессивности у подростков
68 - Особенности организации досуга детей и подростков
38 - Методика развития нравственных качеств у детей при общении с природой в группе с задержкой психического развития
78 - Методы воспитания, характеристика
44 - Подвижная игра у детей старшего дошкольного возраста




|2017 - 2019 © copyright| |Пользовательское соглашение|