Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Особенности личностного развития детей дошкольного возраста…5
Выводы по главе 1……………………………………………………………….19
Глава 2. Диагностико-коррекционная работа по личностному развитию дошкольников с ЗПР…………………………………………………………….20
2.1. Методы и средства диагностики личностных особенностей дошкольников с ЗПР………………………………………………………….…20
2.2. Коррекционная программа по формированию позитивных личностных качеств у дошкольников с ЗПР…………………………………………………28
Выводы по главе 2………………………………………………………………41
Заключение………………………………………………………………………42
Список использованной литературы…………………………………………..44
Приложения……………………………………………………………………..46
Исследование особенностей детей дошкольного возраста с задержкой психического развития проводилось на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 307 Красноармейского района г. Волгограда.
Для изучения особенностей личности детей с ЗПР нами был использован тест «Игра в куклы». Мы предлагали ребенку набор кукол (папа, мама, малыш) и старались включить его в игру. Наблюдая за игрой ребенка, мы подмечали, как он разговаривает, какие действия совершает с куклой, присутствуют ли в его действиях элементы агрессии, подавленности и проч. Наблюдая за игрой ребенка можно определить, какой тип отношений сложился в семье, каково место и роль ребенка в семье.
Так, например, в процессе игры, Игорь часто срывался на крик, разыгрывал сцены скандального поведения «отца» в семье. Маша в процессе игры играла только с дочкой и мамой, нежно укладывала девочку, заботилась о ней, что может свидетельствовать, что ребенку не хватает в семье ласки.
Наблюдение за Верой (4 года) в процессе игры с куклой выявило следующее. Кукла у девочки не вызвала никаких положительных радостных эмоций. Ребенок взял игрушку за волосы и стал ее трясти. Кукла воспринималась так же, как и иные игрушки, не вызывая адекватных радостных эмоций, и не воспринималась в качестве заместителя человека. По отношению к игрушкам – животным Ирина так же не проявила заинтересованного эмоционального отношения.
Конечно, неумение пользоваться игрушками объясняется и педагогической запущенностью ребенка.
У значительной части детей на ряду с манипуляциями встречаются и так называемые процессуальные действия: Ваня Ж. беспрерывно повторяет один и тот же игровой процесс: строит и разрушает постройку из кубиков.
Замечено, что Ира К. в процессе игры действовала с игрушками всегда молча, лишь изредка издавая отдельные эмоциональные возгласы и произнося слова, обозначающих названия некоторых игрушек и действии, то тоже характерно для умственно отсталых детей. Обычно дети быстро насыщались игрушками. Так длительность действий некоторых детей не превышало и пяти минут. Это свидетельствует об отсутствии подлинного интереса к игрушкам, который, как правило, возбужденный новизной игрушки и в процессе манипулирования быстро угасает.
Другой метод психодиагностического исследования – опрос. В практике изучения психики дошкольника используется устный вид опроса, когда ребенку задаются вопросы, связанные с его эмоциональным состоянием, например:
- Тебе хорошо здесь?
- Ты хочешь подружиться с детьми, которые приходят сюда?
- Ты хочешь с ними поиграть?
- Ты любишь играть?
- Тебе хорошо дома?
- Ты любишь свою маму?
- А мама тебя любит?
- Ты любишь папу?
- А папа тебя любит?
- Ты любишь животных?
Метод опроса хорош тем, что позволяет не только изучить эмоционально-волевую сферу ребенка, но и наладить с ним эмоциональный контакт, дать ему почувствовать, что он важен, его мнением интересуются. Данные метод можно проводить в сочетании с другими методами, он достаточно прост. Однако не следует задавать ребенку слишком много вопросов, беседа должна быть непринужденной, доверительной. Сложность данного метода заключается в том, что у многих детей с ЗПР есть трудности с речью. Но даже с детьми не умеющими говорить, необходимо разговаривать, побуждать их к акту общения, давать им понять, что их любят.
На основе опроса была проведена диагностика эмоционального состояния. Каждый положительный ответ оценивался в один балл. Общий вывод представим в таблице.
Таблица 2. Диагностика эмоционального состояния дошкольников
№ | Имя и возраст ребенка | Общий балл | Вывод о преобладающих эмоциях |
1 | Ира К. | 3 | Подавленность |
2 | Ваня Ж. | 4 | Замкнутость |
3 | Петя М. | 5 | Подавленность, агрессивность |
4 | Саша Г. | 6 | Перемены в настроении |
5 | Вера С. | 3 | Подавленность |
6 | Маша М. | 8 | Положительные эмоции |
7 | Игорь З. | 6 | Перемены в настроении |
8 | Оля П. | 4 | Эмоции ярко не выражены |
9 | Анюта Л. | 5 | Грустное настроение |
10 | Лена М. | 3 | Угнетенное |