Актуальные проблемы образовательной системы России

Название предмета: педагогика
Категория: курсовая работа (с практикой)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Понятие и особенности развития образовательной системы России..5

    1. Понятие образования и образовательной системы России……………...5
    2. Особенности функционирования образовательной системы РФ……..13

Глава 2. Проблемы и пути совершенствования образовательной системы России....................................................................................................................21

2.1. Проблемы развития образовательной системы России …………………21

2.2. Пути совершенствования образовательной системы России...................28

Заключение……………………………………………………………………....31

Список использованной литературы…………………………………………..33

 Проблемы развития образовательной системы России

Несмотря на ряд позитивных сдвигов, произошедших в систе­ме образования в последние годы, и увеличение бюд­жетных расходов на образование, в настоящее время сохраняются многочисленные проблемы, которые не позволяют говорить о том, что процесс модернизации данной сферы удовлетворяет общество.

Как отмечает А.А. Овсянников, положение дел в системе российского образования за последнее десятилетие ухудшалось. Сегодня речь идет о сохранении целостности и системности уникальной образовательной системы. Уникальной и по масштабам образовательной деятельности и по её результатам[1].

По мнению А.А. Овсянникова, дела в системе образования плохи. Но они плохи и в обществе в целом. Здесь возможны варианты нетривиального анализа причин социальных неудач. Денег в казне нет, и причиной тому тяжелое положение в экономике. Эта констатация дает возможность одним говорить о необходимости вначале наладить дела в экономике, в финансовой сфере. Другие однако, следуют другой логике. Они утверждают, что социально-политический кризис связан с кризисом человека. Узел проблем не в экономике, а в человеке, в состоянии его ума и души. Тогда, как они полагают, надо вначале обучить, воспитать, образовать человека. Результат не замедлит сказаться в росте социального порядка, экономической эффективности, в росте объемов производства и доходов. Конечно, второй вариант — это вариант долгого, стратегического социостроительства и жизнеобустройства. Здесь не место временщикам. Этот вариант приемлем только для ответственных политических элит.

Однозначных ответов на эти альтернативы стратегий преодоления социального кризиса не существует. Дело в том, что с системной точки зрения образование в обществе исполняет двойственную функцию.

С одной стороны, она предназначена для удовлетворения потребностей населения в образовании и воспитании. Она развивает способности личности. При исполнении этой роли, естественно, главным субъектом деятельности является школьник, воспитанник, студент, аспирант, слушатель — потребители услуг системы образования. Эффективность исполнения этой деятельности оценивается способностью системы удовлетворять потребности людей в образовании в течение всей их жизни (непрерывность образования), способностью развивать понимающую, знающую, умеющую и духовную личность, способностью обучать людей жизни в условиях тотальной неопределенности и вариативности.

С другой стороны, система образования предназначена для удовлетворения потребностей общества в социализации молодых людей, в освоении ими социально-одобряемых образцов поведения, в освоении людьми определённой институционализированной системы ценностей. Профессиональная система образования предназначена для удовлетворения потребностей многообразных деятелей рынка в специалистах. Она готовит профессионалов, способных выдержать конкуренцию на рынке труда, способных к решению актуальных задач воспроизводства товаров, услуг, знаний, образцов поведения, ценностей духовной жизни. При таком подходе к системе образовании потребителями ее услуг являются государство и экономические деятели рынка (работодатели). Соответственно, и эффективность исполнения этой роли оценивается ее способностью удовлетворить спрос на специалистов, потребности в социальном человеке, гражданине[2].

Такое двойственное положение, по мнению А.А. Овсянникова, ставит перед системой образования крайне важную задачу поиска оптимального решения в системе двух критериев оценки системы образования. Такое решение оформляется как программа развития системы — стратегический документ, отражающий социально-политические приоритеты, цели государства и действия Министерства по их достижению. Здесь возможны два подхода.

Подход 1. Утверждается, что качество жизни, качество товаров и услуг, культура, безопасность общества — все это есть следствие человеческих качеств (М. Вебер, А. Печчеи, А. Хайек и др.). Наша реальность — это воплощение качеств людей предшествующего поколения. Соответственно, и будущее — это то, что мы сегодня из себя представляем. Очевидно, что этим подходом утверждается приоритетность первой функции системы образования. Этот подход определяет либеральную политику развития системы, при которой для изменения общества надо изменять человека через развитие систем образования, семьи, культуры. Приоритетными при этом подходе являются вложения капиталов в человека. Этим создаётся особая производительная сила — человеческий капитал.

Подход 2. Этот подход сводится к утверждению о том, что человек и его качества являются следствием качества общественной жизни (К. Маркс, Э. Дюркгейм, К. Поппер и др.). В этом подходе экономика первична. Система образования и культура — вторичны. Они предназначены для формирования человека под уже обозначенные социальные образцы, ценности и идеалы экономического уклада. Человек есть продукт внешних (прежде всего экономических) обстоятельств. Система образования при этом подходе обречена на приоритетное исполнение социализирующей функции, становясь “кузницей кадров”, инструментом формирования личности или “ларьком” по продаже образовательных услуг. Это детерминистический подход: здесь образование вторично, оно исполняет обслуживающие (гувернёрские) функции, определяемые потребностями экономики и государства[3].

Конечно же, оба этих подхода порождают две точки зрения на образование, две системы критериев. Ни одна из этих систем оценок, взятая в отдельности, не даст полной оценки положения школы в обществе. Наша задача — дать системную оценку системы образования с точки зрения исполнения ею обеих социальных функций и показать изменения этих оценок, показать ее дрейфы под влиянием глобальных социотектонических изменений последнего десятилетия.

 

[1] Овсянников А.А.Система образования в России и образование России// Мир России. 1999. Т. VIII. № 3. С. 73-132.

[2] Овсянников А.А.Система образования в России и образование России// Мир России. 1999. Т. VIII. № 3. С. 79.

[3] Овсянников А.А.Система образования в России и образование России// Мир России. 1999. Т. VIII. № 3. С. 82.


Дата: 9/5/2017г.
Уникальность текста: 35
Всего содержится листов: 14
Использовался основной шрифт: 14
Эта работа была продана за: 1600


Скачать эту работу (для ознакомительных целей): скачать

Нужна работа, написанная специально для тебя? Жми:

Заказать Курсовую работу (с практикой) по предмету педагогика


(так же сможешь заказать любую другую работу)


Поделитесь этой статьей со своими друзьями:



Мои похожие работы:

54 - Развитие навыков сотрудничества дошкольников в процессе игры
70 - Особенности использования дидактических игр при ознакомлении дошкольников с растениями уголка природы
86 - Конфликты в педагогической деятельности
108 - Проблемы, особенности и тенденции развития молодежного досуга




|2017 - 2024 © copyright| |Пользовательское соглашение|