Развитие памяти в младшем школьном возрасте

Название предмета: психология
Категория: курсовая работа (с практикой)

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…..3

Глава 1. Теоретическое исследование особенностей развития памяти в младшем школьном возрасте……………………………………………….….…6

    1. Понятие и виды памяти...........................…………………………………..6
    2. Специфика развития памяти в младшем школьном возрасте…………..13

Вывод по главе 1…………………………………………………………………19

Глава 2. Экспериментальное исследование развития памяти у младших школьников………………………………………………………………………..20

2.1. Методы диагностики развития памяти у младших школьников……………………………………………………………………….20

2.2. Методы развития памяти у младших школьников………………….……..22

2.2. Динамика развития памяти в младшем школьном возрасте………...……31

Вывод по главе 2………………………………………………………………….32

Заключение………………………………………………………………………..33

Список использованной литературы…………………………………………….35

Приложение…………………………………………………………………….....37

Введение

Память – основа обучения, потому и развитие различных видов памяти и мыслительных операций традиционно рассматривается фундамент учебной деятельности.

Память обеспечивает накопление впечатлений об окружающем мире, служит основой приобретения знаний, навыков и умений и их последующего использования.

Интерес к проблеме развития памяти проявляется уже в далёкой древности. Попытки подойти к её пониманию мы находили у Платона и Аристотеля, которые осмысливали эти вопросы в основном с философской позиции. Древнегреческие философы считали, что ум человека можно уподобить восковой дощечке для письма на ней и запечатляются происходящие события.

Память – один из самых сложных и достаточно изученных процессов. Проблеме развития памяти и её индивидуальных различий большое влияние уделялось советскими и зарубежными психологами. Работы А.Р. Лурии «Маленькая книжка о большой памяти» [3], А.Р. Лядиуса «Память в процессе развития» [4], Лаппа Д. «Улучшение памяти в любом возрасте» [2], К.П. Мальцевой «Развитие памяти школьника» [5] и др. внесли значительный вклад в изучение механизмов запечатления и хранения информации.

Значение развития памяти у детей младшего школьного возраста отмечали многие психологи и педагоги. Огромный вклад в методику развития умственных способностей детей внес К.Д.Ушинский. По мнению ученого, предметы природы «начинают занимать детский ум прежде всего». «Логика природы есть самая доступная для детей логика» [22,18]. К.Д.Ушинский не только поставил вопрос о необходимости развивать в детях логическую память, но и указал, как это надо делать. Важным приемом он считал сравнения – лучшие упражнения, развивающие и укрепляющие рассудок.

Проблема обучения младших школьников непосредственно связана с проблемой запоминания учебного материала. Младшему школьнику приходится перерабатывать огромное количество информации. Как научить ребенка непросто заучивать, а именно запоминать материал?

Вопросами изучения и формирования памяти у детей занимались многие выдающиеся психологи: Л.С.Выгодский, П.П.Блонский, А.В.Запорожец, А.А.Люблинская, П.Я.Гальперин, Д.Б.Эльконин, Л.Ф.Обухова, Л.А.Вегнер и другие. В своих работах они утверждали, что одной из существенных сторон возрастного развития психики является изменение, в результате которых ребенок переходит от целостного восприятия к более четкой дифференциации отдельных объектов и их свойств. Руководить умственным развитием ребенка – это значит учить его чему-то, ставить перед ним определенные задачи и направлять его на способы их решения.

Таким образом, проблема изучения и своевременного развития памяти у младших школьников является особенно актуальной.

Объект исследования – младшие школьники.

Предмет исследования - процесс развития памяти.

Цель данного исследования – изучение специфики развития памяти у младших школьников.

Исходя из цели, поставлены следующие задачи:

  1. Охарактеризовать понятие памяти и ее раскрыть особенности ее формирования;
  2. Определить специфику развития памяти у младших школьников;
  3. Исследовать динамику развития памяти у младших школьников;
  4. Разработать методы и приемы, способствующие развитию памяти у младших школьников.

Гипотеза исследования предполагает, что развитие памяти младших школьников будет успешным при следующих условиях:

- понимание педагогом сущности памяти и специфики ее развития у младших школьников;

- стимулирования развития всех познавательных процессов;

- использования специальных методов и приемов, способствующих развитию памяти у младших школьников.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме, диагностика, наблюдение.

База исследования: средняя школа № 117 города Волгограда.


Дата: 9/5/2017г.
Уникальность текста: 45
Всего содержится листов: 40
Использовался основной шрифт: 14
Эта работа была продана за: 1500


Скачать эту работу (для ознакомительных целей): скачать

Нужна работа, написанная специально для тебя? Жми:

Заказать Курсовую работу (с практикой) по предмету психология


(так же сможешь заказать любую другую работу)


Поделитесь этой статьей со своими друзьями:



Мои похожие работы:

109 - Взаимодействие дошкольного учреждения с семьей по воспитанию здорового ребенка
5 - Формирование эмоционально-волевых качеств дошкольников в период подготовки к обучению в школе средствами физического воспитания




|2017 - 2024 © copyright| |Пользовательское соглашение|