Составьте таблицу на тему «Психодиагностики в дореволюционной России и в СССР»
Дата | Автор | Основные события | Краткое содержание событий |
19 век
| В. П. Горячкин, И. М. Сеченов, Н. А. Шевелев (впервые предложил термин «техника безопасности труда»); В. И. Михайловский и т.п.
| Технико-психологическое проектирование средств труда в промышленности. Появление предпосылок зарождения психотехники На первом этапе развития важнейшей проблемой психологии труда была проблема профессионального отбора. Обозначается постепенный переход от интуитивных методов организации труда к их научной обоснованности.
| развитие капитализма сопровождалось «губительным ростом несчастных случаев на производстве» (по данным Д. П. Никольского, на южных металлургических заводах в 1907 г. при 43 000 работающих было 22 156 несчастных случаев), что остро ставило проблему соответствия человека и его работы Например, исследования В. П. Горячкиным трудовых действий (на основе работ И. М. Сеченова о психофизиологии и биомеханике рабочих движений). Н. А. Шевелев впервые предложил термин «техника безопасности труда»; В. И. Михайловский составил «Проект обязательных постановлений о мерах... для сохранения жизни и здоровья рабочих во время работы и при помещении их в фабричных зданиях» (1899) и т.п. |
Начало ХХ века |
| Выделение психодиагностики в отдельную науку | Психологическая диагностика выделилась из психологии и начала складываться на рубеже XX века под воздействием требований практики Ее возникновение было подготовлено несколькими направлениями в развитии психологии.
|
20-е годы 20 века | В 1923 г. создается общественная организация Лига "Время", ставящая задачей развитие и пропаганду идей НОТ. Ее руководители - П.М. Керженцев, И.Н. Шпильрейн, А.К. Гостев, В.Э. Мейерхольд | Одним из направлений прикладной психологии, переживавшим в 20-30-е гг. в СССР бурное развитие, была психотехника. | Авторитет и влияние ее в этот период были столь велики, что есть все основания определять ее не как обычную научно-прикладную дисциплину, но и как масштабное научно-практическое движение, включившее в себя, наряду со специалистами-психологами, как ученых других отраслей знания (физиологов, гигиенистов, управленцев, педагогов), так и практических работников. |
30-е гг. | Шпильрейн И.Н., А.Ф. Лазурский,
| Появление дифференциально-психологической теории
| Обращение к дифференциально-психологической теории, с одной стороны, являлось важным для психотехники, работавшей с реальными людьми в естественных условиях их жизнедеятельности, с другой стороны, тем самым вносился определенный вклад в изучение конкретного человека в его своеобразии и во взаимодействии с разнообразными, определяющими его деятельность, условиями среды, в накопление огромного фактологического материала по проблеме индивидуальных различий. Его осмысление и анализ, к сожалению, исторически оказался существенно отсрочен и является уже результатом научных исследований последних десятилетий |
40-60гг.
|
| Развитие психодиагностики в России шло неравномерно. Интенсивное развитие психодиагностики в 20-х и начале 30-х годов оказалось затем приостановленным благодаря неконтролируемому, непрофессиональному и расширительному использованию тестов.
| В отечественной истории тестов начало 30-х годов характеризую ётся интенсивным и неконтролируемым использованием тестов в системе народного образования и в промышленности. Практика, как это часто бывает, опережала теорию. Массовые тестовые обследования не подкреплялись серьезной проверкой качества инструментария, решения о переводе некоторых учащихся в классы для умственно отсталых детей принимались на основе коротких тестов без учета других факторов, влияющих на результаты проверки. Хотя в 40-е годы практическая работа по тестам затормозилась, научное изучение действительных возможностей этого метода в нашей стране не прекращалось. Часть тестов применялась под видом контрольных заданий, испытаний, и, наоборот, различные испытания нередко назывались тестами. |
70-80 гг. | Леонтьев А. Н., Лурия А. Р., Смирнов А. А., В.М.Бехтерев | В результате в развитии отечественной психодиагностики наметилось отставание, которое стало интенсивно преодолеваться в 70-е и 80-е годы. | Большую роль в этом сыграл Ленинградский психоневрологический институт им. В.М.Бехтерева. |
90 - е гг. | Анастази А., Бурлачук Л. Ф., Кабанов М. М., Личко А. Е., Смирнов В. М., Кулагин Б. В., Марищук В. Л. и др., Мельников В. М., Ямпольский Л. Т. | Только в последние годы в психологии стала широко осознаваться задача согласования теоретических разработок с эмпирическими результатами, для чего стали необходимыми методы, позволяющие это делать без заметной потери качества такого согласования. | Тесты являются сейчас, по-видимому, наиболее развитой в научном отношении частью методического арсенала, позволяющего адекватно скреплять теорию с эмпирией, в соответствии с некоторыми известными стандартами качества информации. Именно такое понимание тестов все в большей мере начинает утверждаться в новейшей отечественной |