Введение.............................................................................................................3
Глава 1. Взаимосвязь характера и темперамента как психологическая проблема.............................................................................................................5
1.1.Темперамент как индивидуальная характеристика человека.................5
1.2.Понятие о характере..................................................................................13
1.3.Проблема взаимосвязи темперамента и характера.................................19
Глава 2. Исследование взаимосвязи темперамента и характера..................22
2.1.Методика эксперимента.............................................................................22
2.2.Анализ результатов.....................................................................................24
Заключение........................................................................................................28
Список использованной литературы...............................................................31
Приложения…...................................................................................................33
Исследование взаимосвязи темперамента и характера проводилось в 11 классе гимназии № 6 Красноармейского района города Волгограда. Было обследовано 11 учащихся в возрасте 16 – 17 лет.
Использованы следующие методики: методика В. М. Русалова и методика аутоидентификации акцентуаций характера Э.Г. Эйдемиллера.
С помощью методики № 1, автором которой является В.М. Русалов, мы количественно оценивали следующие свойства темперамента человека: энергичность, пластичность, темп и эмоциональность. Энергичность — это степень активности, проявляемой человеком в общении с людьми и в практической работе. Пластичность — это легкость переключения с выполнения одного вида деятельности на выполнение другого или изменения поведения в общении с людьми. Темп — скорость выполнения отдельных действий, операций и движений. Эмоциональность — склонность человека эмоционально реагировать на различные события, связанные с его практической деятельностью и общением с людьми.
Предполагается, что свойства темперамента человека по-разному проявляются в его работе и в сфере взаимоотношений с людьми, поэтому в данной методике отдельно оценивается темперамент в деятельности и в общении по каждому из перечисленных выше его свойств.
В процессе работы над методикой на каждый из вопросов испытуемый должен был ответить однозначно: «да» или «нет». Нейтральных ответов нет и ухода от ответа не допускалось (Приложение 1).
Вывод о доминирующем типе темперамента человека делался на основе сравнения показателей, полученных по разным свойствам темперамента, с типичными сочетаниями этих свойств, соответствующими разным типам темперамента.
Сангвиник — имеет средне развитые показатели по всем свойствам.
Холерик — высокие показатели по энергичности, темпу и эмоциональности при средних или высоких показателях по пластичности.
Флегматик — низкие показатели по всем свойствам темперамента.
Меланхолик — низкие показатели по энергичности, пластичности, темпу при средних или высоких показателях по эмоциональности.
К чистому типу сангвиника, холерика, флегматика или меланхолика можно отнести человека только при полном совпадении степени развитости его показателей с теми, которые связаны с описанными типами. Во всех остальных случаях считается, что у человека имеется так называемый смешанный тип темперамента.
Исследование характера проводилось с помощью методика № 2. Так как характер может быть более и менее выражен, было исследовано наличие акцентуаций, т.е. крайних вариантов нормального характера.
Методика №2 Методика аутоидентификации акцентуаций характера Э.Г. Эйдемиллера
Инструкция: «Вам необходимо ознакомиться с содержанием всех предложенных характеристик и выбрать одну или несколько карточек, на которых, по вашему мнению, наиболее полно и похоже описан ваш характер. Если вы выберите несколько карточек сразу, то разложите их в порядке важности». Для проведения исследования были предложены 13 карточек с описанием характерологических типов (Приложение №2).
С помощью методики аутоидентификации акцентуаций характера Э.Г. Эйдемиллера возможно выявление следующих акцентуаций: меланхолический, гипертимный, циклоидный, эмоционально-лабильный, неврастенический, сензитивный, психастенический, шизоидный, паранойяльный, эпилептоидный, истерический, неустойчивый, конформный.
Результаты методик сопоставлялись с данными наблюдения, беседы с подростками. В итоге была получена полная картина об особенностях темперамента и характера у подростков.