Введение……………………………………………………………………….…..3
Глава 1. Проблема карьерной ориентации старшеклассников…………….…..6
Вывод по 1 главе…………………………………………………………………19
Глава 2. Изучение особенностей карьерной ориентации в средней школе….20
2.1. Исследование профессиональных предпочтений старшеклассников…...20
2.2. Анализ и пути совершенствования карьерной ориентации старшеклассников…………………………………………………………….….23
Вывод по 2 главе…………………………………………………………………32
Заключение…………………………………………………………………….....33
Список использованной литературы…………………………………………...35
Приложение………………………………………………………………………37
2.1. Исследование профессиональных предпочтений старшеклассников
Исследование профессиональных предпочтений старшеклассников проводилось на базе средней школы № 64 города Волгограда, расположенного в Красноармейском районе.
С целью изучения сформированности у старшеклассников жизненных планов по поводу выбора той или иной профессии было проведено анкетирование среди учащихся одиннадцатых классов. В анкете приняли участи 20 человек.
Учащимся была предложена следующая анкета:
Проведённые исследования среди старшеклассников позволили выявить определённые стороны отношения подростков к своему будущему, соотношение близких и дальних целей, планов, стремлений. Анализ показывает, что почти все воспитанники утвердительно ответили на вопрос анкеты о наличии жизненных планов, но у большинства эти планы сводятся к намерению продолжить обучения, заниматься интересной высокооплачиваемой работой, иметь своё жильё, семью, воспитывать детей.
Многие из старшеклассников (60%) определились с выбором дальнейшей профессии. Помочь сделать этот выбор помогли педагоги, психолог, друзья, окончившие обучение, знакомые, родственники.
Планы продолжить образования стоят на первом месте у всех старшеклассников, причём отмечается важность получения образования, чтобы в дальнейшем иметь возможность найти интересную хорошо оплачиваемую работу. Большая часть старшеклассников, из тех которые планируют продолжить обучения в учреждениях начально-профессионального образования, уже имеет чёткое представление о том, где именно и на кого они будут учиться.
Личные планы молодых людей тесно связаны с привлекательностью для них определенных профессий и в значительной мере следуют за ней.
Каким профессиям было отдано предпочтение? По данным, проведённых исследований 35% выпускников отдают предпочтение в сфере менеджмента и маркетинга, около 20% опрошенных работе в сфере банковской, страховой и финансовой деятельности, офисного обслуживания и торговли 13 % - педагогической сфере, 12 %- медицинской сфере, 5 % в педагогической, 5 – в инженерно-технической сферах. Не определились в выборе профессии около 10% опрошенных.
Конкретные планы относительно будущей работы сформированы далеко не у всех старшеклассников. Не высок процент старшеклассников знающих, куда они могли пойти работать по той специальности, которую они хотят получить. Из 100% опрошенных выпускников только 15% знают, куда они могли бы трудоустроиться.
В основном представление о будущей карьере сводятся к понятиям "хорошая и высокооплачиваемая работа", "престижная должность", "интересная". Причём понятие "интересная" сочетается с "высокооплачиваемой" подразумевающей, "чтобы хватало на жизнь", "чтобы ни в чём не нуждаться".
Отрадно, что многие старшеклассники (65%) стремятся достичь успехов в профессиональной деятельности.
С этой целью учащиеся планируют свое будущее обучение, уже многие выбрали высшее заведение для дальнейшего обучения.
Многие учащиеся считают, что, чтобы достичь успеха в профессиональном росте необходимо: «постоянно заниматься самообразованием», «стремиться к повышению», «развивать свои профессиональные качества», «быть трудолюбивым и ответственным работником».
Результаты проведённых исследований среди старшеклассников выявили, что в целом учащиеся уже определились с выбором будущей профессии, однако не знают, как спланировать свое профессиональное развитие, какие использовать для этого средства достижения. Однако остается небольшая группа учащихся, которая еще не имеет достаточно четких планов относительно своей будущей профессиональной деятельности, не могут четко обозначить свои жизненные и профессиональные цели.
Старшеклассники неосознающие собственные приоритетные карьерные ориентации сталкиваются с рядом трудностей в процессе построения карьеры. Они предпочитают не задумываться о своем профессиональном будущем, выдвигая ситуативные несамостоятельные цели.
Результаты, проведенной работы, показали, что те учащиеся, у которых намечены определенные жизненные планы, как первая ступень профессионального самоопределения имеют в дальнейшем более высокий в уровень готовности к профессиональному самоопределению.
Поэтому старшеклассникам, стоящим на пороге школы, необходима помощь в карьерной ориентации.
2.2. Анализ и пути совершенствования карьерной ориентации старшеклассников
В школе № 64 на сегодняшний день создана и продолжает развиваться система профориентации.
Основными компонентами системы являются: система профессиональной ориентации старшеклассников, направленная на выявление индивидуальных профессиональных устремлений и объективный выбор будущей профессии.
Основным элементом является самостоятельная работа по профессиональной ориентации при тесном взаимодействии со службой занятости. Предоставляя ребенку право выбора, педагоги оказывают ему помощь в познании своих способностей, чтобы выбор профессии был связан не только с желанием, подчас необъективным, но и с реальными возможностями воспитанника к овладению той или иной специальностью.
Педагогами используются такие методы, как собеседование, компьютерное и психологическое тестирование, практическая работа с целью ознакомления с особенностями выбранной работы, если это связано с рабочими специальностями.
Для старшеклассников, желающих и способных получить высшее образование, предусмотрена особая многоуровневая система отбора, и те из них, кто успешно преодолел все ее ступени, благодаря нашим попечителям имеют возможность обучения в ВУЗах.
Система начальной профессиональной подготовки предусматривает возможность получения воспитанниками базовых трудовых навыков по наиболее распространенным рабочим специальностям.