Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы конфликтов со взрослыми и пути их преодоления……………………….…………………………………………..6
Ввод по 1 главе………………………………………………………………..…21
Глава 2. Исследование конфликтов подростков со взрослыми и пути коррекции конфликтного поведения…………………………….……………..22
2.1. Исследование причин конфликтов подростков с учителями…….……....22
2.2. Исследование взаимоотношений подростков с родителями……………..27
2.3. Основные пути разрешения конфликтов подростков со взрослыми…….30
Ввод по 2 главе………………………………………………………………...…36
Заключение……………………………………………………………..…………37
Список использованной литературы…………………………………………….39
Приложение……………………………………………………………………….41
Исследование конфликтов в подростковом возрасте было проведено в 9 классе средней школы № 65 Красноармейского района города Волгограда.
Для выяснения причин конфликтов подростков с учителями использовалось анкетирование учащихся (приложение № 1). Опрошено 15 учеников 9 «А» класса.
Исследование причин конфликтности подростков с учителями представим в виде таблицы:
Вопросы анкеты | Юноши | Девушки |
а) довольно часто б) в редких случаях в) конфликтов практически не бывает
а) пропусков занятий, опозданий б) поведения в школе в) успеваемости г) внешнего вида, одежды, прически д) непонимания 2. Как по-вашему к вам относятся учителя (нужное подчеркнуть): а) излишне строги б) слишком мягко в) бывают несправедливы г) в целом положительно 2. Ваше отношение к учителям (нужное подчеркнуть) а) мне не нравятся некоторые учителя б) у некоторых учителей несовременные взгляды г) некоторые учителя несправедливо ставят оценки д) мне скучно на уроке 3. Возникали ли у вас конфликты с учителями по поводу: а) курения б) злоупотребления алкоголем в) выбора друзей д) употребления ненормативной лексики 4. Случается ли, что учителя в конфликтной ситуации: а) угрожают плохими отметками б) употребляют ненормативную лексику в) срываются на крик г) сразу же тащат к директору? д) пытаются спокойно во всем разобраться? 5. На ваш взгляд, хороший педагог: а) требователен и справедлив; б) добр и мягок; в) любит детей; г) относится к ученикам с уважением;
|
5 1 1
35 47 43 19 25
6 1 9 5
5 4
8 4
5 2 4 5
6 1 4 3 2
12 3 6 11 |
0 5 3
10 13 12 26 24
2 2 5 6
4 5
6
3
2 0 4 4
4 0 3 0 3
10
5 7 12 |
В результате исследования было выяснено, что у подростков часто случаются конфликты с учителями.
На вопрос «Случаются ли у вас конфликты с учителями?» «довольно часто» ответили 5 учащихся (Тютюнов С., Жуковский В., Клецков И., Бочарников С., Карнаухов Ю .), «в редких случаях» - 6 человек (Афанасьева Н., Ананьева С. Худякова М. Парамонова И. Ермилова Е. Шпак А.), «конфликтов практически не бывает» у Манжосовой О., Дороговцевой О., Широкородова С., Начинкиной Л.
Рассмотрим основные причины конфликтов подростков с учителями.
На первом месте среди причин конфликтов подростков с учителями стоит «поведение в школе» (47 баллов у мальчиков и 13 у девочек). По поводу поведения в школе наиболее частые конфликты у Тютюнова С., Жуковского В., Клецкова И., Карнаухова Ю., Худяковой М., Ермиловой Е. и др. Преодоление некорректного, а нередко и вызывающего поведения учащихся, их несобранности, современной «раскованности», переходящей в самоуверенность и грубость по отношению не только друг к другу, но и ко взрослым, — одна из труднейших задач учителя.
Пропуски занятий и опоздание учащихся на уроки также являются одной из причин конфликтов (35 - мальчики, 10 – девочки). По поводу пропускв случаются конфликты у Клецкова И., Бочарникова С., Карнаухова Ю.
Большое количество причин конфликтов, на которые указали и мальчики и девочки: успеваемость (43 балла у мальчиков, 12 у девочек). Вокруг успеваемости учащихся разворачивается наибольшее количество конфликтных коллизий.
По уровню успеваемости оценивается успешность выполнения юношами и девушками их социальной роли — ученика. Отметка в школьном аттестате может повлиять на дальнейшую судьбу молодого человека.
Анализ типичных конфликтных ситуаций показал, что в их основе, как правило, лежит неудовлетворительное выполнение подростками их главной социальной функции, то есть несоответствие уровня успеваемости ролевым ожиданиям окружающих (учителей, родителей) и нарушение правил поведения, предъявляемых к ним как к учащимся.
Большое количество конфликтов связано с непониманием (25 баллов у мальчиков и 24 у девочек). На непонимание указывали Тютюнов С., Клецков И., Карнаухов Ю., Афанасьева Н., Парамонова И., Ананьева С. и др.
Отношение к учителям, их профессиональным действиям и свойствам личности. Наиболее распространенная причина конфликтов школьников с учителями — несправедливо выставленные, по мнению учащихся, оценки (в среднем на эту причину указали 12 человек).