Введение………………………………………………………………..…...3
Глава 1. Теоретические аспекты мотивации…………………………..….5
Глава 2. Исследование мотивации у учащихся………………………….18
2.1. Методы исследования мотивации……………………………………18
2.2. Анализ результатов исследования мотивации……….………...........20
Заключение……………………………………………...………………….26
Список использованной литературы……………………………………..28
Введение
На современном этапе развития нашего общества роль личности во всех сферах жизни становится приоритетной. Высокий темп совершенствования технологий практически во всех отраслях науки и техники предъявляет соответственно высокие требования к человеку. Общество нуждается в людях профессионально подготовленных, выполняющих свою работу на высоком уровне, имеющих стремление повысить этот уровень, работать более эффективно и качественно. Обращаясь к «человеческому фактору» как одному из резервов социально-экономического развития страны, исследователи всё чаще поднимают вопрос о необходимости поиска путей повышения эффективности и качества человеческой деятельности. В литературе неоднократно подчёркивалось, что успешность деятельности зависит, прежде всего, от отношения к ней субъекта, от особенностей его мотивационной сферы.
Мотивация является одной из фундаментальных проблем как отечественной, так и зарубежной психологии. Ее значимость для разработки современной психологии связана с анализом источников активности человека, побудительных сил его деятельности, поведения.
Проблема мотивации и мотивов поведения и деятельности - одна из стержневых в психологии. Неудивительно, что эта проблема с давних пор занимает умы учёных, ей посвящено не поддающееся учёту количество публикаций и среди них - монографии российских авторов: В.Г. Асеева, И.А. Васильева и М.Ш. Магомед-Эминова, В.К. Вилюнаса, И.А. Джидарьяна, Б.И. Додонова, В.А. Иванникова, Е.П. Ильина, Д.А. Кикнадзе, Л.П. Кичатинова, В.и. Ковалёва, А.Н. Леонтьева, B.C. Магуна, B.C. Мерлина, С.Г. Москвичёва, Л.И. Петражицкого, П.В. Симонова, А.А. Файзуллаева, Ш.Н. Чхартишвили, П.М. Якобсона; а также зарубежных авторов: X. Хекхаузена, Д.В. Аткинсона, Д. Халла, У. Клейнбека, К.В. Мадсена, А.Г. Маслоу, Ж. Нюттена, Р.С. Петер-са, М.Д. Вернона, П.Т. Янга.
Проблема мотивов и мотивации поведения — одна из стержневых и наиболее трудных в психологии. Б.Ф. Ломов, в частности, отмечает, что в психологических исследованиях деятельности вопросам мотивации и целе-образования принадлежит ведущая роль. "Трудность здесь состоит в том, -пишет он, - что в мотивах и целях наиболее отчетливо проявляется системный характер психического; они выступают как интегральные формы психического отражения. Откуда берутся и как возникают мотивы и цели индивидуальной деятельности? Что они собой представляют? Разработка этих вопросов имеет огромное значение не только для развития теории психологии, но и для решения многих практических задач".
С.Л. Рубинштейн отмечает, что мотивы составляют ядро личности человека. Таким образом, зная особенности личности, можно в значительной мере судить о мотивационной сфере человека, а изучая мотивационную сферу, мы тем самым изучаем и личность.
Неудивительно, что эта проблема с давних пор занимает умы учёных, ей посвящено большое количество публикаций и монографий российских и зарубежных авторов. Непредвзятый анализ позволяет увидеть в различных гипотезах и формулировках много ценного, которое можно объединить в целостную и непротиворечивую концепцию мотивации и мотива.
Объект данного исследования: мотивация личности.
Предмет исследования: мотивация учащихся.
Цель данного исследования – изучение особенностей мотивации личности.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Методы исследования: изучение психологической литературы, диагностика.
Глава 1. Теоретические аспекты мотивации
1.1. Понятие и сущность мотивации
Сложность и многоаспектность проблемы мотивации обусловливает множественность подходов к пониманию ее сущности, природы, структуры, а также к методам ее изучения (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, В.Г. Асеев, Дж. Аткинсон, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, A. Macлоу, Ж. Нюттен, С.Л. Рубинштейн, 3. Фрейд, П. Фресс, В.Э. Чудновский, П.М. Якобсон и др.). Существенно подчеркнуть, что основным методологическим принципом, определяющим исследования мотивационной сферы в отечественной психологии, является положение о единстве динамической (энергетической) и содержательно-смысловой сторон мотивации. Активная разработка этого принципа связана с исследованием таких проблем, как система отношений человека (В.Н. Мясищев), соотношение смысла и значения (А.Н. Леонтьев), интеграция побуждений и их смысловой контекст (С.Л. Рубинштейн), направленность личности и динамика поведения (Л.И. Божович, В.Э. Чудновский), ориентировка в деятельности (П.Я. Гальперин) и т.д.
2.2. Анализ результатов исследования мотивации
Анализ результатов исследования мотивации учащихся 11 класса представим в виде таблицы.
Таблица 1.
Анализ результатов исследования мотивации у учащихся
№ | Имя | Баллы | Вывод | |
Прямые вопросы | Обратные вопросы | |||
1. | Лена К. | 128 | 56 | мотив стремления к успеху |
2. | Света О. | 120 | 130 | мотивом избегания неудачи |
3 | Оля В. | 98 | 134 | мотивом избегания неудачи |
4. | Ира К. | 134 | 76 | мотив стремления к успеху |
5. | Инна К. | 86 | 138 | мотивом избегания неудачи |
6. | Маша Д. | 102 | 140 | мотивом избегания неудачи |
7. | Леонид К. | 138 | 68 | мотив стремления к успеху |
8. | Игорь О. | 120 | 138 | мотивом избегания неудачи |
9 | Семен В. | 104 | 132 | мотивом избегания неудачи |
10. | Вадим К. | 156 | 68 | мотив стремления к успеху |
11. | Олег К. | 85 | 140 | мотивом избегания неудачи |
12. | Саша Д. | 108 | 147 | мотивом избегания неудачи |
13. | Жанна К. | 130 | 63 | мотив стремления к успеху |
14. | Алла О. | 110 | 140 | мотивом избегания неудачи |
15 | Анна В. | 90 | 130 | мотивом избегания неудачи |
16. | Катя К. | 137 | 78 | мотив стремления к успеху |
17. | Рома К. | 89 | 130 | мотивом избегания неудачи |
18. | Алексей Д. | 103 | 141 | мотивом избегания неудачи |
19 | Виктор В. | 90 | 136 | мотивом избегания неудачи |
20. | Вадим М. | 134 | 79 | мотив стремления к успеху |
Таким образом, диагностика мотивов учащихся позволила выяснить, что:
- 7 учащихся (35%) руководствуются мотивом стремления к успеху;
- 13 учащихся (65%) руководствуются мотивом избегания неудач.
Нами не были выявлены существенные различия в показателях мотивации достижения у многих учащихся. Это позволяет рассматривать их как относительно устойчивые, индивидуально проявляющиеся черты личности.
Как правило, учащиеся с высоким уровнем мотивации достижения стремятся к успеху в учении, имеют более высокую успеваемость. Действенные мотивы достижения, мобилизующие внутренние силы ученика для успешной школьной учёбы, не только обеспечивают активное включение ребёнка в учебный процесс, но и становятся достоянием личности ученика, устойчивым её свойством. Стремление выполнять дело хорошо, качественно проявится в дальнейшем и в других видах деятельности (трудовой, профессиональной и др.).
Люди с высоким уровнем мотивации достижения, как правило, реалистично оценивают свои возможности при постановке целей и задач, стремятся к преодолению трудностей, добиваются больших результатов в деятельности.
Мотивированный на успех, человек стремится к нему и, как правило, много работает для достижения успеха, а для недостаточно мотивированного человека успех не является таким необходимым, т.е. у него низкий уровень развития мотивации достижения.
Мотивированные на неудачу, люди проявляют неуверенность в себе, тяготятся выполняемой работой. Выполнение трудных заданий, когда недостаточно времени, вызывает у них дискомфорт.
Мотив избегания неудач, являясь преобладающим у человека, приводит последнего к занижению самооценки и уровню притязаний. Повторяющиеся неудачи могут привести такого человека в состояние привычной подавленности, к устойчивому снижению веры в себя и к хронической боязни неудачи.
Для человека, стремящегося к успеху, интерес к решению задачи возрастает после неудачного ее решения, а для человека, ориентированного на неудачу интерес падает и возникает тенденция избегания этой задачи, желание больше к ней никогда не возвращаться.