Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие и основные требования к современному педагогу……..…5
Глава 2. Практическое изучение требований к современному педагогу….22
2.1. Анализ педагогического потенциала школы……………………………22
2.2. Анализ требований к современному педагогу…………………………..26
Заключение……………………………………………………………………..31
Список использованной литературы………………………………………….33
2.2. Анализ требований к современному педагогу
Практическое изучение требований к современному учителю в современной школе было проведено в 10 «Б» классе. Учащимся были заданы вопросы о роли и значении современного учителя, об основных требованиях, которые они предъявляют к педагогу.
Анкета включала следующие вопросы:
1. Какими качествами должен обладать учитель?
2. Какова роль учителя в воспитании будущего поколения?
3. Какие проблемы и задачи стоят перед учителями сегодня?
4. Как вы предлагаете решить эти проблемы и задачи?
Вначале были проанализированы ответы педагогов.
На вопрос «Какими качествами должен обладать учитель?» были получены следующие ответы:
«Учитель обязательно должен быть в курсе важных событий, которые происходят в стране и мире. Постоянно работать над собой, чтобы не отставать от жизни.
«Жить интересами своих учеников, уметь направлять их энергию, знания, в нужное русло».
«Учитель должен быть целенаправленным, справедливым, требовательным, хорошо знающим своё дело».
«Самое хорошее качество учителя - это любить свое дело, а не то, что сделал».
«Любить свое дела, значит добиться успеха. Как говорится: «Во всяком деле, чтобы добиться успеха нужна некоторая доля безумия».
На вопрос: «Какова роль учителя в воспитании будущего поколения?» были получены следующие ответы:
«Учитель должен быть примером для учащихся во всем: в общении, в поведении, во внешнем виде. Его слова не должны расходиться с делом».
«От педагога зависит многое: каким станет подрастающий человек, какие качества будут заложен в нем с детства»
«Педагогу отводится важная, но не главенствующая роль в воспитательном процессе»
«Важная роль воспитательном процессе принадлежит семье».
На вопрос: «Какие проблемы и задачи стоят перед учителями сегодня?» были получены ответы:
«Проблемы: Их очень много. Недостаточное, внимание родителей в воспитании своих детей, (экономические проблемы приводят к тому, что многие родителе оставляют своих детей на попечение бабушек и дедушек, дети остаются бесконтрольными».
«Думаю, что особей задачей учителей является воспитание тех навыков непредубежденности и критического подхода, которые уже одни способствуют становлению ответственных граждан, существование которых, в свою очередь, делает также возможным формирование информационного и эффективного общественного мнения».
«Одной из проблем является потеря престижности педагогической профессии, низкий статус учителя, неуважение общества к труду учителя».
«Поверхностное отношение к педагогической деятельности молодых педагогов».
«Консерватизм, косность, непринятие новых форм и методов работы пожилых учителей».
На вопрос «Как вы предлагаете решить эти проблемы и задачи?» были получены следующие ответы:
«Повысить качество подготовки педагогических кадров»
«Повышение значимости и престижности педагогической профессии».
Из беседы с учителями было выяснено, что многие с большим желанием продолжают работать в школе, несмотря на все трудности, стоящие перед образованием. Большинство учителей ответственно подходят к организации учебного процесса, живут жизнью детей, являются настоящими наставниками.
Появление молодых педагогов – явление сложное. В школе трудятся и работаю люди с разными взглядами, жизненным опытом, но разность поколений особенно ощутима сегодня. Один учитель по этому поводу высказался так: «Я двадцать пять лет проработала в школе. Уже и хотела бы уйти, но не могу. Так я привязана к детям, что не могу без них ни дня. Это так здорово приходить на работу, где тебе рады, тебя ждут. Ты каждый день придумываешь что-то новое. Но в то же время смотришь, на молодых и думаешь, как это им все удается? В наше время – задержаться после работы на час или два – считалось нормой. А на молодежь смотришь, как только звонок прозвенел, их уже нет в школе. И тем не менее, посмотрите, как на них смотрят ученики, понимают с полуслова, ходят за ними толпами, ждут после уроков. Вот что значит маленькая разница в возрасте. Да и учителя молодые более общительные, раскрепощенные, уверенные, с новыми взглядами. Вот к ним и тянутся дети».
Профессия педагог – особенная. Учителя – это те люди, которые всегда на виду, рядом с ними всегда находятся родители, ученики, коллеги.
Часто педагог теряет авторитет своих подопечных потому, что неинтересен как личность. А без интереса к личности учителя нет интереса к предмету. Другое дело, что в последующем интерес к личности учителя угасает, а разгорается интерес к предмету. Интерес к личности учителя, таким образом, – средство активизации интереса к предмету. Именно ученики дают энергию жизни учителю, а учитель дарит открытие “новых горизонтов”. Поэтому образ педагога должен вдохновлять. Как бы ни был профессионально подготовлен учитель, он просто обязан постоянно совершенствовать свои личностные качества, создавая, таким образом, собственный имидж.