Синонимия как языковое явление и ее изучение в начальной школе

Название предмета: методика преподавания
Категория: курсовая работа (с практикой)

Введение………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические аспекты синонимии……………………..…………6

    1. Понятие синонимии как языкового явления………………………...6
    2. Понятие, функции и виды синонимов……………………………….14

Выводы по главе 1……………………………………………………………24

Глава 2. Практическое исследование особенностей изучения синонимии в начальной школе……………………………………………………………..25

2.1. Анализ особенностей изучения синонимии в начальной школе…….25

2.2. Методы и приемы изучения синонимии на уроках русского языка в начальной школе…………………………………………………………….29

Выводы по главе 2…………………………………………………………...36

Заключение…………………………………………………………………...37

Список использованной литературы……………………………………….39

Приложения…………………………………………………………………..41

2.1. Анализ особенностей изучения синонимии в начальной школе

Работа над синонимами в школе является одним из перспективных направлений в методике обогащения словарного запаса учащихся. Знание синонимии русского языка дает возможность учащимся точно, богато и образно выражать свои мысли, преодолевать неоправданное повторение слов, осмысливать разнообразные оттенки значений отдельных слов того или иного синонимического ряда, получать адекватное представление о тех явлениях действительности, которые обозначаются этими словами.

Практическое изучение особенностей изучения синонимии в начальной школе было проведено на базе школы № 98 Краснооктябрьского района города Волгограда.

С целью выявления особенностей изучения синонимии в начальной школе были изучено календарно-тематическое планирование и методическая литература по теме, дан анализ опыта учителей и методистов, уроков, изучены творческие работы учащихся.

Как показал анализ документации, посещение уроков, изучение синонимии в начальных классах осуществляется на протяжении всего начального обучения.

При изучении синонимов на уроках русского языка педагоги ставят следующие задачи:

- учить различать в речи близкие по смыслу слова.

- учить подбирать к данным словам синонимы.

- учить заменять в тексте то или другое слово соответствующим синонимом.

Большое значение придается обучению учащихся навыкам самостоятельного употребления в готовом тексте подходящего по смыслу синонимического слова (например, в упражнения на пропущенные слова).

На уроках русского языка учащиеся так же учатся самостоятельно выбрать из своего словарного запаса для выражения собственной мысли наиболее подходящий синоним.

С целью выявления уровня овладения учащимися синонимами русского языка, были предложены следующие задания:

1. Как вы считаете, синонимы это слова:

- с одинаковым значением слова;

- с противоположным значением слова?

2. Подчеркните синонимы:

Зима, метель, вьюга, снег.

Красный, желтый, алый, зеленый;

Летчик, повар, пилот, самолет;

3.Подбертие синонимы к словам:

Бежать –

Толстый –

Большой –

Пес –

Плакать –

Смеяться -

Анализ результатов владения синонимами русского языка учащимися представим в таблице 1.

Таблица 1.

Анализ результатов владения синонимами русского языка учащимися

 

Задание

Имя учащегося

 

Ира

Оля

Аня

Нас

тя

Ве

ра

Ив

ан

Ол

ег

Ди

ма

Са

ша

Ан

тон

Ю

ра

Же

ня

Пе

тя

Ко

стя

1. Синонимы это слова:

- с одинаковым значением слова;

- с противоположным значением слова;

 

 

-

 

-

 

-

 

+

 

+

 

+

 

-

 

-

 

-

 

+

 

+

 

-

 

-

 

+

2. Подчеркните синонимы:

Зима, метель, вьюга, снег.

Красный, желтый, алый, зеленый;

Летчик, повар, пилот, самолет;

 

 

 

-

+

 

+

 

 

 

-

-

 

+

 

 

 

+

-

 

-

 

 

 

-

+

 

+

 

 

 

+

-

 

+

 

 

 

+

+

 

+

 

 

 

-

+

 

-

 

 

 

-

-

 

+

 

 

 

+

-

 

+

 

 

 

+

+

 

+

 

 

 

+

+

 

+

 

 

 

-

+

 

-

 

 

 

-

+

 

-

 

 

 

+

+

 

+

 

3.Подбертие синонимы к словам:

Бежать –

Толстый –

Большой –

Пес –

Плакать –

Смеяться -

 

 

 

-

-

-

+

+

+

 

 

 

 

 

+

+

-

+

+

+

 

 

 

-

+

-

+

+

-

 

 

 

+

-

+

+

-

+

 

 

 

-

-

-

+

+

+

 

 

 

+

-

+

+

-

+

 

 

 

-

-

-

+

+

-

 

 

 

+

-

-

+

+

+

 

 

 

-

-

-

+

+

+

 

 

 

+

-

-

+

+

+

 

 

 

+

-

+

+

+

+

 

 

 

-

-

-

+

-

+

 

 

 

-

-

-

+

+

+

 

 

 

-

-

+

+

+

+

 

Общее кол-во правильных ответов

5

6

4

7

6

8

3

5

5

8

9

3

4

8

Вывод

Ср

ед

ний

Ср

ед

ний

Ср

ед

ний

Ср

ед

ний

Ср

ед

ний

Вы

со

кий

Ни

зк

ий

Ср

ед

ний

Ср

ед

ний

Вы

со

кий

Вы

со

кий

Ни

зк

ий

Ср

ед

ний

Вы

со

кий

                

 

Таким образом, по результатам исследования можно выделить следующие группы учащихся:

- учащиеся с высоким уровнем знаний и представлений о синонимах русского языка (4 человека);

- учащиеся со средним уровнем знаний и представлений о синонимах русского языка (8 человек);

- учащиеся с низким уровнем знаний и представлений о синонимах русского языка (2 человека);

В целом следует отметить, что многие учащиеся овладели понятиями синонимии, активно используют их в речи, могут подобрать необходимый синоним. В то же время другие учащиеся путают понятие «синоним» и «антоним», затрудняются в подборе синонима, с трудом используют их в речи.

 


Дата: 19/5/2017г.
Уникальность текста: 55
Всего содержится листов: 45
Использовался основной шрифт: 14
Эта работа была продана за: 2000


Скачать эту работу (для ознакомительных целей): скачать

Нужна работа, написанная специально для тебя? Жми:

Заказать Курсовую работу (с практикой) по предмету методика преподавания


(так же сможешь заказать любую другую работу)


Поделитесь этой статьей со своими друзьями:



Мои похожие работы:

54 - Развитие навыков сотрудничества дошкольников в процессе игры




|2017 - 2024 © copyright| |Пользовательское соглашение|