Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты синонимии……………………..…………6
Выводы по главе 1……………………………………………………………24
Глава 2. Практическое исследование особенностей изучения синонимии в начальной школе……………………………………………………………..25
2.1. Анализ особенностей изучения синонимии в начальной школе…….25
2.2. Методы и приемы изучения синонимии на уроках русского языка в начальной школе…………………………………………………………….29
Выводы по главе 2…………………………………………………………...36
Заключение…………………………………………………………………...37
Список использованной литературы……………………………………….39
Приложения…………………………………………………………………..41
2.1. Анализ особенностей изучения синонимии в начальной школе
Работа над синонимами в школе является одним из перспективных направлений в методике обогащения словарного запаса учащихся. Знание синонимии русского языка дает возможность учащимся точно, богато и образно выражать свои мысли, преодолевать неоправданное повторение слов, осмысливать разнообразные оттенки значений отдельных слов того или иного синонимического ряда, получать адекватное представление о тех явлениях действительности, которые обозначаются этими словами.
Практическое изучение особенностей изучения синонимии в начальной школе было проведено на базе школы № 98 Краснооктябрьского района города Волгограда.
С целью выявления особенностей изучения синонимии в начальной школе были изучено календарно-тематическое планирование и методическая литература по теме, дан анализ опыта учителей и методистов, уроков, изучены творческие работы учащихся.
Как показал анализ документации, посещение уроков, изучение синонимии в начальных классах осуществляется на протяжении всего начального обучения.
При изучении синонимов на уроках русского языка педагоги ставят следующие задачи:
- учить различать в речи близкие по смыслу слова.
- учить подбирать к данным словам синонимы.
- учить заменять в тексте то или другое слово соответствующим синонимом.
Большое значение придается обучению учащихся навыкам самостоятельного употребления в готовом тексте подходящего по смыслу синонимического слова (например, в упражнения на пропущенные слова).
На уроках русского языка учащиеся так же учатся самостоятельно выбрать из своего словарного запаса для выражения собственной мысли наиболее подходящий синоним.
С целью выявления уровня овладения учащимися синонимами русского языка, были предложены следующие задания:
1. Как вы считаете, синонимы это слова:
- с одинаковым значением слова;
- с противоположным значением слова?
2. Подчеркните синонимы:
Зима, метель, вьюга, снег.
Красный, желтый, алый, зеленый;
Летчик, повар, пилот, самолет;
3.Подбертие синонимы к словам:
Бежать –
Толстый –
Большой –
Пес –
Плакать –
Смеяться -
Анализ результатов владения синонимами русского языка учащимися представим в таблице 1.
Таблица 1.
Анализ результатов владения синонимами русского языка учащимися
Задание | Имя учащегося | ||||||||||||||
| Ира | Оля | Аня | Нас тя | Ве ра | Ив ан | Ол ег | Ди ма | Са ша | Ан тон | Ю ра | Же ня | Пе тя | Ко стя | |
1. Синонимы это слова: - с одинаковым значением слова; - с противоположным значением слова;
|
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
+ |
+ |
- |
- |
+ | |
2. Подчеркните синонимы: Зима, метель, вьюга, снег. Красный, желтый, алый, зеленый; Летчик, повар, пилот, самолет;
|
- +
+
|
- -
+
|
+ -
-
|
- +
+
|
+ -
+
|
+ +
+
|
- +
-
|
- -
+
|
+ -
+
|
+ +
+
|
+ +
+
|
- +
-
|
- +
-
|
+ +
+
| |
3.Подбертие синонимы к словам: Бежать – Толстый – Большой – Пес – Плакать – Смеяться -
|
- - - + + +
|
+ + - + + +
|
- + - + + -
|
+ - + + - +
|
- - - + + +
|
+ - + + - +
|
- - - + + -
|
+ - - + + +
|
- - - + + +
|
+ - - + + +
|
+ - + + + +
|
- - - + - +
|
- - - + + +
|
- - + + + +
| |
Общее кол-во правильных ответов | 5 | 6 | 4 | 7 | 6 | 8 | 3 | 5 | 5 | 8 | 9 | 3 | 4 | 8 | |
Вывод | Ср ед ний | Ср ед ний | Ср ед ний | Ср ед ний | Ср ед ний | Вы со кий | Ни зк ий | Ср ед ний | Ср ед ний | Вы со кий | Вы со кий | Ни зк ий | Ср ед ний | Вы со кий | |
Таким образом, по результатам исследования можно выделить следующие группы учащихся:
- учащиеся с высоким уровнем знаний и представлений о синонимах русского языка (4 человека);
- учащиеся со средним уровнем знаний и представлений о синонимах русского языка (8 человек);
- учащиеся с низким уровнем знаний и представлений о синонимах русского языка (2 человека);
В целом следует отметить, что многие учащиеся овладели понятиями синонимии, активно используют их в речи, могут подобрать необходимый синоним. В то же время другие учащиеся путают понятие «синоним» и «антоним», затрудняются в подборе синонима, с трудом используют их в речи.