Введение..................................................................................................................3
Глава 1. Проблема роли темперамента в общении…………………………….5
1.1. Темперамент как индивидуальная характеристика человека.....................5
1.2. Взаимосвязь темперамента и общения…………….………………………13
Глава 2. Исследование особенностей влияния темперамента на общение…..19
2.1. Методы исследования индивидуальных особенностей темперамента….19
2.2. Методы исследования специфики общения.………………………………22
2.3. Анализ влияния темперамента на специфику общения…………….…….26
Заключение.............................................................................................................28
Список использованной литературы…………………………………….……...30
Приложение……………………………………………………………………….32
2.1. Методы исследования индивидуальных особенностей темперамента
Исследование особенностей темперамента было проведено во втором классе гимназии № 6 Красноармейского района города Волгограда. Было обследовано 12 учащихся.
С помощью методики В. М. Русалова мы количественно оценивали следующие свойства темперамента человека: энергичность, пластичность, темп и эмоциональность. Энергичность — это степень активности, проявляемой человеком в общении с людьми и в практической работе. Пластичность — это легкость переключения с выполнения одного вида деятельности на выполнение другого или изменения поведения в общении с людьми. Темп — скорость выполнения отдельных действий, операций и движений. Эмоциональность — склонность человека эмоционально реагировать на различные события, связанные с его практической деятельностью и общением с людьми.
Предполагается, что свойства темперамента человека по-разному проявляются в его работе и в сфере взаимоотношений с людьми, поэтому в данной методике отдельно оценивается темперамент в деятельности и в общении по каждому из перечисленных выше его свойств.
В процессе работы над методикой на каждый из вопросов испытуемый должен был ответить однозначно: «да» или «нет». Нейтральных ответов нет и ухода от ответа не допускалось (Приложение 1).
Вывод о доминирующем типе темперамента человека делался на основе сравнения показателей, полученных по разным свойствам темперамента, с типичными сочетаниями этих свойств, соответствующими разным типам темперамента.
Сангвиник — имеет средне развитые показатели по всем свойствам.
Холерик — высокие показатели по энергичности, темпу и эмоциональности при средних или высоких показателях по пластичности.
Флегматик — низкие показатели по всем свойствам темперамента.
Меланхолик — низкие показатели по энергичности, пластичности, темпу при средних или высоких показателях по эмоциональности.
К чистому типу сангвиника, холерика, флегматика или меланхолика можно отнести человека только при полном совпадении степени развитости его показателей с теми, которые связаны с описанными типами. Во всех остальных случаях считается, что у человека имеется так называемый смешанный тип темперамента.
В процессе практического исследования были изучены особенности темперамента учащихся второго класса (энергичность, пластичность, темп и эмоциональность) и сделан вывод о доминирующем типе темперамента человека (сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик).
Результаты исследования темперамента у учащихся представим в виде таблицы.
Таблица 1. Анализ исследования темперамента у младших школьников
№
| Ф. И. учащегося | Методика 1. (свойства темперамента) | Вывод о преобладающем типе темперамента |
1
| Евгений З. | Низкие показатели по энергичности, пластичности, тему и средние показателях по эмоциональности | Меланхолик |
2 | Миша Г. | Высокие показатели по энергичности, темпу, средние низкие показатели по эмоциональности. | Холерик |
3 | Владислав С. | Среднеразвитые показатели по всем свойствам кроме эмоциональности (высокие) | Сангвиник |
4 | Петр П. | Высокие показатели по энергичности, темпу, эмоциональности, низкие по пластичности | Холерик |
5
| Дмитрий Щ. | Низкие показатели по темпу, пластичности, эмоциональности | Флегматик |
6
| Денис Е. | Среднеразвитые показатели по всем свойствам кроме эмоциональности (высокие) | Сангвиник |
7
| Екатерина П. | Высокие показатели по энергичности, темпу, пластичности, низкие по эмоциональности | Холерик |
8 | Елена Х. | Среднеразвитые показатели по всем свойствам | Сангвиник |
9 | Татьяна Ж. | Низкие показатели по энергичности, пластичности, средние показатели по эмоциональности | Меланхолик |
10 | Анна К. | Низкие показатели по всем свойствам темперамента | Флегматик |
11 | Ирина Ж. | Среднеразвитые показатели по темпу, пластичности, высокие энергичность, низкие – эмоциональность | Сангвиник |
12 | Оля Е. | Низкие показатели по энергичности, пластичности, средние показатели по эмоциональности, тему | Меланхолик |
В процессе исследования были выделены следующие группы детей:
Сангвиники (Денис, Владислав, Елена, Ирина) - отличаются высокой активностью на уроках и внеучебное время.
Эти дети легко вступают в контакт, бывают слишком эмоциональны, являются активными членом детского коллектива, всегда находятся в окружении ребят.
Холерики (Миша, Петр, Екатерина) отличаются общительностью, быстро говорят, часто перебивая других, не умеют дослушать до конца.
Флегматики (Анна и Дмитрий) отличаются особой медлительностью, отвечают на вопросы не сразу и без какой-либо живости. Эти дети практически выпадают из общения, с ними почти никто не дружит, они молчаливы, пассивны.
Меланхолики (Евгений, Оля и Татьяна) на уроке часто бывают пассивны, иногда подавлены. При малейшей неудаче часто плачут, расстраиваются. Долго могут находиться в расстроенном и подавленном состоянии.