Глава 1. Теоретические аспекты формирования инициативности старших дошкольников
1.1. Научные подходы в понимании инициативности
1.2. Особенности формирования инициативности в старшем дошкольном возрасте
1.3. Роль проектной деятельности в формировании инициативности старших дошкольников
Глава 2. Исследование особенностей развития инициативности старших дошкольников в условиях проектной деятельности
2.1. Диагностика инициативности старших дошкольников
2.2. Методика развития инициативности старших дошкольников с помощью проектов
2.3. Анализ результатов развития инициативности старших дошкольников в условиях проектной деятельности
В процессе написания данной работы мне потребователось проанализировать большое количество литературы. Я всегда обращаюсь к первоисточку информации. По проблеме инициативности мало конкретных исследований, потому пришлось ограничиться работами М. И. Лисиной, которая говорит об активности детей в общении; Л.А. Венгера, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, А.П. Усовой и других исследователей, которые рассматривают игровую активность детей. Есть лишь небольшое количество исследований, которые прямо посвящены исследованию такого качества у дошкольников, как инициативность (Н.А.Короткова, П.Г.Нежнов). Если вы загружены или у вас мало опыта написания подобных работ, вы правильно сделаете, если доверите написание дипломной работы профессионалу. Я помогу вам написать грамотную и качественную работу.
Объект исследования – развитие инициативности старших дошкольников в образовательной деятельности дошкольной организации.
Предмет исследования – проектная деятельность как фактор проявления инициативности старших дошкольников.
Цель данного исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности проектной деятельности в развитии инициативности старших дошкольников.
Гипотеза исследования основана на следующем предположении: проектная деятельность может стать фактором развития инициативности у детей старшего дошкольного возраста, если осуществляется:
- включение дошкольников в проектную деятельность при опоре на заинтересованность и активность всех участников с использованием различных методов, форм и средств;
- построение педагогической работы на основе предложенной нами модели формирования инициативности дошкольников в условиях проектной деятельности;
- разработка содержания проектов с учетом возрастных и индивидуально-личностных особенностей дошкольника, его запросов, интересов, склонностей, способностей и возможностей;
- личностно-деятельностная направленность воспитательного процесса на основе сотрудничества и сотворчества педагога и дошкольника в проектной деятельности;
- интеграция усилий семьи и дошкольных образовательных учреждений по формированию инициативности дошкольников.
Экспериментальное исследование развития инициативности дошкольников подготовительной группы в условиях проектной деятельности проводилось в МОУ Центра развития ребенка - детского сада № 352 города Волгограда. В эксперименте принимали участие 22 ребенка подготовительной к школе группы. Дети были разделены на две группы: экспериментальная (11 человек) и контрольная группа (11 человек). Цель данного эксперимента заключалась в следующем:
1. Определить особенности развития инициативности дошкольников;
2. Выявить влияние проектной деятельности на развитие инициативности дошкольников;
3. Осуществить целенаправленный подбор средств, обеспечивающих развитие инициативности детей в процессе проектной деятельности.
Результаты диагностики выявляли особенности развития инициативности у детей подготовительной группы. Высокий уровень развития инициативы выявлен у 10 человек (45 %), средний у 12 человек (55%), низкий уровень не выявлен. Диагностика развития инициативности дошкольников по сферам деятельности выявила низкий уровень развития инициативности у детей в познавательной (27 %) и творческой сфере (23%) деятельности. Данные результаты обусловили необходимость дальнейшего развития инициативы дошкольников путем организации проектной деятельности в творческой и познавательной области.
На следующем этапе (формирующем) был осуществлен поиск средств развития инициативности дошкольников с помощью проектов.
Цель формирующего этапа: создание оптимальных условий для развития у детей инициативности, любознательности, творческой активности, через организацию разных видов проектов.
Нами был организованы три проекта:
- творческо-познавательный проект «Мое портфолио»;
- творческо-исследовательский проект «Откуда елочка пришла»;
- творческо-познавательный проект «Что такое театр».
На заключительном этапе эксперимента мы наблюдали, каким образом проявляется инициативность дошкольников в условиях проектной деятельности.
Было замечено, что в ходе реализации тех или иных проектов, у детей формировался интерес к творческой деятельности. В процессе наблюдения было замечено, что дети стали больше общаться между собой, у них стали складываться отношения, основанные на сотрудничестве и взаимопомощи. Проектная деятельность способствовала развитию творчества и исследовательских навыков, позволяла развивать познавательные способности, личность дошкольника, а также взаимодействие со сверстниками. Дети стали заранее планировать проектную деятельность, научились договариваться между собой о теме проекта, собирать нужную информацию, подбирать материал.
Работа включает 4 приложения (Проекты для детей подготовительной группы «Всезнайки», «Космос», «Дружная семейка», «Автомастерская» и др.)
Если вы хотите, чтобы ваша работа понравилась преподавателю, обратитесь ко мне.