Введение………………………………………………………………………...…3
Глава 1. Проблема экологической направленности изучения природы в начальной школе..…………………………………………………………..…….7
Выводы по главе 1…………………………………………………………….....22
Глава 2. Практическое исследование экологической направленности изучения природы в начальной школе………………………………………....23
2.1. Анализ содержания экологической направленности уроков в начальных классах………………………………………………………………….……..…23
2.2. Методы и приемы экологической направленности изучения природы в начальной школе…………………………………………………………….…..30
Выводы по главе 2…………………………….…………………………………38
Заключение………………………………..……………………………………...39
Список используемой литературы……………………………………………...41
Приложение………………………………………………………………………43
Введение
История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему.
В педагогической литературе неоднократно указывалось и подчеркивалось особо, что все учебные предметы начальной школы призваны вносить свой вклад в формирование экологической ответственности детей.
Наблюдение и обоснование сравнительных выводов о практической деятельности человека в природной среде и среде обитания, созданной человеком для человека, позволяют серьезно задумываться об экологической зависимости каждого от тех условий, которые создаются руками всех субъектов общества, в том числе и детей.
Главной задачей экологического воспитания является формирование внутренней потребности у людей работать над разрешением проблем окружающей среды, ответственности за ее состояние. Экологическое воспитание должно привить человеку знания и навыки разумного общения с природой, в ходе которого люди будут применять и развивать методы и способы конструктивного взаимодействия с природой.
Успешность экологического образования зависит от непрерывности на всех его ступенях.
Идея экологического воспитания младших школьников в современной педагогике активно находит свое воплощение. В практике преподавания с начала 90-х годов в программы самых различных предметов общеобразовательной школы все чаще включаются экологические направления. Тема человека и среды его обитания достаточно ярко рассматривается на уроках естественного цикла. Много внимания уделяется этому вопросу и во внеклассной работе.
Поскольку у младших школьников весь комплекс знаний об окружающей среде сосредоточен, как правило, на конкретных представлениях о явлениях природы и свойствах отдельных ее предметов, то именно от этих знаний идет формирование представлений об окружающем мире и природно-социальном окружении как о своем доме.
Экологическая направленность уроков закладывает фундамент ответственного отношения к окружающей среде уже на начальных этапах обучения младших школьников. Учащиеся непосредственно, на практике, сами учатся познавать экологические проблемы и становятся причастными, даже в малом, к их решению.
Среди ученых- педагогов, обогативших теорию и практику развития детей при изучении природы в системе, формированию целостного взгляда на природу необходимо отметить исследования В. П. Вахтерова, Л. С. Севрука, Д. Д. Семенова, И. И. Полянского, К.П. Ягодовского и др. Большое влияние на разработку проблемы формирования у младших школьников картины мира как мировоззренческого знания оказали работы М.Н. Скаткина, В. А. Сухомлинского.
Цели экологического образования, связанные с формированием у подрастающего поколения экологического сознания, ответственного отношения учащихся к природе раскрыты в исследованиях С. В. Алексеева, С.Н. Глазачева, А.Н. Захлебного, И.Д. Зверева, И.Т. Суравегиной и др.
В научной литературе (Е.К. Андреева, А.П. Андриянов, Б.Т. Лихачев, В.И. Панова, В.И. Платонов и др.) освещены вопросы экологического просвещения и воспитания учащихся.
К настоящему времени в процессе изучения природы младшими школьниками остаются невыясненными особенности соотношения целей индивидуального познания окружающего мира ребенком и образовательной системы начальной школы, содержания программных знаний и умений по учебным курсам начальной школы и системы знаний и умений как основы формирования естественнонаучной картины мира у учащихся. Существует ряд противоречий между:
- потенциальными возможностями природы в развитии личности младшего школьника и их использованием в учебно-воспитательном процессе начальной школы;
- формированием экологической культуры и уровнем экологической воспитанности у выпускников начальной школы.
Противоречие возникает у ребенка постоянно с момента перехода к научному познанию реальной действительности, осознания, овладения сущностью объектов и явлений природы, её взаимосвязей, взаимоотношений человека и природы.
Таким образом, в педагогической науке возникает противоречие между субъектной деятельностью ребенка познания мира и предлагаемыми системами изучения природы в начальной школе. Названные противоречия обуславливают проблему исследования: каковы роль экологической направленности содержания образования в развитии представлений учащихся о природе?
Объект данного исследования – экологическая направленность содержания образования в начальной школе.
Предмет исследования – процесс изучения природы в начальной школе.
Цель данного исследования – изучение особенностей экологической направленности изучения природы в начальной школе.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- изучить понятие и задачи экологического воспитания в начальной школе;
- выявить методы и формы изучения природы в начальной школе;
- дать анализ содержания экологической направленности уроков в начальных классах;
- описать методы и приемы экологической направленности изучения природы в начальной школе и дать анализ их эффективности.
Гипотеза исследования предлагает, что эффективное формирование у младших школьников целостной естественной картины мира, осознания своего места, роли в ней, развитие интереса к познанию природы и её сохранению будет происходить при условии:
- учета возрастных особенностей развития мировоззрения учащихся младших классов.
- разнообразия используемых методов и приемов при изучении природы в начальной школе;
- экологической направленности и активного внедрения инновационных процессов и систем в содержание образования.
Методы исследования: для решения поставленных задач и проверки исходных предположений использован комплекс исследовательских методов: методы теоретических исследований; наблюдение; беседы; диагностические методы; анализ продуктов деятельности.
База исследования: МОУ СОШ № 24 г. Волгограда.