Введение…………………………………………………………………….…….3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы взаимосвязи детско-родительских отношений с успешностью учебной деятельности младших школьников……6
Выводы по 1 главе………………………….……………………………………19
Глава 2. Экспериментальное исследование влияния детско-родительских отношений на успешность учебной деятельности младших школьников…..20
2.1. Методы и организация исследования взаимосвязи детско-родительских отношений и успешности учебной деятельности младших школьников…...20
2.2. Анализ результатов исследования взаимосвязи детско-родительских отношений и успешности учебной деятельности младших школьников……26
Выводы по 2 главе..…………………………………………………………..….36
Глава 3. Коррекционно-развивающая работа по оптимизации детско-родительских отношений ………….……………………………………………37
3.1. Особенности работы психолога с родителями и младшими школьниками……………………………………………………………………..37
3.2. Примерное содержание занятий по оптимизации детско-родительских отношений ………………………………………………………………………40
Выводы по 3 главе……………………………………………………………….44
Заключение…………………………………………………………………….....45
Список использованной литературы…………………………………………...47
Приложение………………………………………………………………………50
Диагностика успешности учебной деятельности младших школьников проводилась на основе оценки среднего балла успеваемости учащихся.
Анализ сформированности учебной деятельности младших школьников представлен в таблице 1.
Таблица 1.
Диагностика успешности учебной деятельности младших школьников
№ | Имя уч. | Средний балл | Уровень успешности учебной деятельности |
1 | Оля М.
| 5 | Высокий |
2 | Наташа А.
| 3,7 | Средний |
3 | Сергей Т. | 2,8 | Низкий |
4 | Владимир Ж.
| 2,7 | Низкий |
5
| Света А.
| 3,9 | Средний
|
6
| Ира П. | 4 | Средний |
7 | Андрей Ш. | 4,9 | Высокий |
8 | Елена Е.
| 3,9 | Средний |
9
| Оля Д.
| 5
| Высокий |
10 | Сергей Б.
| 2,7 | Низкий |
Таким образом, анализ успешности учебной деятельности позволил выделить следующие группы учащихся:
- учащиеся с высоким уровнем успешности учебной деятельностью (Оля М., Оля Д., Андрей Ш., (3 человек – 30%) легко и с желанием учатся, отличаются высоким уровнем сформированности учебных действий, понимают учебную задачу, могут ее решить самостоятельно и различными способами, могут планировать свою деятельность, предвидеть ее результат, давать оценку собственным действиям. Важными характеристиками данных учащихся и как личности, и как субъекта учебной деятельности являются такие качества, как самостоятельность, уверенность в себе, ответственность и т.п.
- учащиеся с средним уровнем успешности учебной деятельности (Света А., Ира П., Елена Е., Наташа А.. (4 человек – 40%) понимают учебную задачу, могут ее решить, однако недостаточно самостоятельны в выполнении учебных действий, отличаются неумением планировать, давать адекватную оценку учебных действий;
- учащиеся с низким уровнем успешности учебной деятельности (Сергей Т., Владимир Ж., Сергей Б. (3 чел.- 30%) учатся с трудом и без желания, не понимают учебную задачу, не могут ее решить даже под руководством взрослого. Данная группа учащихся отличаются низкой мотивацией к учению, несформированностью учебных действий, отсутствием интереса к изучаемым предметам.
Анализ результатов исследования, полученных с помощью методики «Рисунок моей семьи», представим в виде таблицы 2.
Таблица 2.
Анализ внутрисемейных отношений
Имя ребенка | Анализ рисунка | Тип семейных отношений
|
Оля М. | Нарисовала маму, папу и себя по середине. Все держатся за руки. У мамы и папы в руках цветы. Все улыбаются.
| Дисгармоничная семья
|
Наташа А. | Девочка нарисовала маму слишком большого размера. Папа поменьше и изображен повисшим в воздухе в стороне от мамы. Себя нарисовала очень маленькой, у девочки огромные глаза, прорисованы уши и слишком маленький рот, что говорит о том, что Ярослава часто грустит, стремится слушаться своих родителей, при этом не может сама ничего возразить. У ребенка занижена самооценка. | Дисгармоничная семья
|
Сергей Т. | Нарисовал папу, который едет в машине. Мама меньшего размера, на руках держит ребенка (брат). Сам себя Сергей изобразил слишком маленьким. На рисунке каждый занят своим делом, а Сергей стоит в одиночестве. В рисунке преобладают серые тона, что говорит о том, что ребенок чувствует себя потерянным, неуверенным в себе. |
Дисгармоничная семья
|
Владимир Ж. | Нарисовал небольшую маму и себя рядом с ней. Папа изображен черным карандашом и зачеркнут, в процессе рисования ребенок прямо сказал, что лучше б его и вовсе не было, так как он приходит вечно пьяный и бьет маму. | Конфликтная семья
|
Света А. | Изобразила себя в центре рисунка, держит за руку папу и маму. В одной руке у мамы цветы, в одной руке у папы воздушный шар. На всех нарядные одежды, на лицах улыбки. Части тела и фигуры пропорциональные. Все говорит о теплом, положительном климате в семье.
| Гармоничная семья
|
Ира П. | Мальчик нарисовал папу, который немного больше, чем другие члены семьи, рядом с папой стоит он и мама. Папа нарисован в центре. У папы слишком большой рот и маленькие глаза. У ребенка рот очень маленький и большие глаза. Что говорит о том, что мальчик чувствует некоторую агрессию со стороны отца. Лица у всех безрадостные, в рисунке преобладают темные цвета. Мальчик часто испытывает грусть и тревогу. |
Гармоничная семья
|
Андрей Ш. | Нарисовал себя по середине листа. Справа – папа, у него в руках цветы – он дарит их маме. Слева – мама в нарядном платье. |
Гармоничная семья
|
Елена Е. | Нарисовала маму, папу и себя по середине. Все держатся за руки. Мама одета в нарядное платье, у нее в руках цветы.
|
Гармоничная семья |
Оля Д. | Оля нарисовала яркий рисунок: мама с папой держатся за руки, а в центре стоит Оля. Фигуры пропорциональные, части тела хорошо прорисованы, использованы теплые цвета. В небе светит солнце. Все это говорит о положительном климате в семье. Ребенок чувствует себя комфортно, ощущает себя защищенным. | Гармоничная семья
|
Сергей Б. | Сергей нарисовал себя возле дома (деревенский дом). В доме живет бабушка (не изображена) Дом обнесен острым забором. Окна маленькие. Сам Сергей изобразил себя слишком маленьким возле дома (он гуляет), в руках у него пика. Сергей объяснил, что будет жить с бабушкой, так папа и мама постоянно ругаются. Сергей чувствует себя одиноко в таком доме, однако мальчик готов защищаться, чувствуется повышенная агрессивность ребенка. | Конфликтная семья
|
Итак, в результате анализа детских рисунков удалось выяснить некоторые проблемы во внутрисемейных отношениях.
В результате исследования отношений детей с родителями были выделены следующие группы:
- семьи Сергея Б. и Владмира Ж. признаны конфликтными, в процессе рисования дети прямо указывали на наличие конфликтов в семье;
- семьи Оли М., Наташи А. и Сергея Т. признаны дисгармоничными. Явные признаки конфликтов отсутствуют, но налицо имеются проблемы во взаимоотношениях членов семей, возможно холодность или безразличие к детям.
- семьи Светы А., Иры П., Андрея Ш., Елены Е., Оли Д. признаны гармоничными. Дети чувствуют себя комфортно в семье, обладают устойчиво хорошим настроением, уверены в себе.
Таким образом, с помощью данного исследования были выявлены особенности взаимоотношений детей с родителями в каждой семье.
Анализ результатов исследования особенностей отношения родителей к своим детям по методике «Тест родительского отношения» представим в виде таблицы 3.
Таблица 3.
Исследование детско-родительских отношений в семья младших школьников
Родители ребенка | Принятие — отвержение ребенка.
| Кооперация.
| Симбиоз.
| Контр оль. | Отношение к неудачам ребенка.
|
Родители Оли М.
| Положительное, принимает ребенка | Ярко выраженное стремление к сотрудничеству
| Дистанция отсутствует
| Сильный
| Позитивное отношение к неудачам, уважение
|
Родители Наташи А.
|
Среднее
|
не стремится к сотрудничеству
|
старается сохранить небольшую дистанцию |
авторитарный
|
считает ребенка неудачником
|
Родители Сергея Т.
|
Отрицательное, не принимает ребенка |
не стремится к сотрудничеству
|
старается сохранить психологическую дистанцию
|
контроль слабый
|
игнорирует чувства ребенка
|
Водители Владимира Ж.
|
отрицательное
|
нет стремления к сотрудничеству
|
старается сохранить психологическую дистанцию
|
Слабый контроль
| игнорирует чувства ребенка считает ребенка неудачником
|
Родители Света А.
| нейтральное
| стремится к сотрудничеству
| старается сохранить дистанцию
|
слабый контроль
| переживает за ребенка
|
Родители Иры П.
| больше положительное
| нет особого стремления к сотрудничеству
| старается сохранить дистанцию старается сохранить |
средний контроль
|
особо не переживает
|
Родители Андрея Ш.
|
положительное
|
стремление к сотрудничеству проявляет заинтересованность делами ребенка
|
старается сохранить некоторую дистанцию
|
умеренный контроль
| верит в ребенка положительно оценивает неудачи верит в ребенка
|
Родители Елены Е.
| положительное, принятие ребенка положительное
| стремление к сотрудничеству
|
стремится к сближению
| Довольно сильный контроль
| положительно оценивает неудачи
|
Родители Оли Д.
| Более положительное
| стремление к сотрудничеству, проявляет заинтересованность делами ребенка
|
стремится к сближению
| умеренный контроль
| Уважение к ребенку
|
Родители Сергея Б.
| Резко отрицательное
| не стремится к сотрудничеству
| сохраняет дистанцию | Контр-оль почти отсутствует
| считает ребенка неудачником |
Итак, в ходе исследования были выявлены особенности детско-родительских отношений.
В семьях Оли М., Оли Д., Андрея Ш., в целом принимают своих детей такими, какие они есть, уважают и признают его индивидуальность, одобряет его интересы, поддерживает планы, стремятся к сотрудничеству с ребенком, искреннее заинтересованы и принимают участие в его делах, поощряют самостоятельность и инициативу ребенка, стараются быть с ним на равных, стремятся к единению с ребенком, в целом контроль за действиями детей демократический, к неудачам детей стараются относиться легко, верят в своих детей. Высокий и последовательный контроль со стороны родителей сочетается с интересом к личности ребенка, уважением и постоянной эмоциональной поддержкой.
Таким образом, можно сделать вывод, что педагогически правильное отношение к детям в данных семьях способствует положительному личностному развитию.
Родители Наташи А., Сергея Т., Владимира Ж., Сергея Б. больше видят в своих детях «неудачников», иногда испытывают по отношению к ребенку отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду, негативно относятся к поступкам своих детей, не высоко оценивают способности своих детей и считают ребенка неудачником, не верит в его будущее, старается сохранить между ребенком и собой психологическую дистанцию. Так родители Наташи излишне строго подходят к воспитанию дочери. Однажды, Наташа расплакалась, когда не получилось что-то хорошо написать в тетради. На вопрос, что случилось, девочка ответила, что мама ее «убьет», когда увидит такую «грязь» в тетради. В итоге Наташа часто нервничает, когда выполняет какое-либо задание, боится ошибиться, у девочки появилась неуверенность в собственном успехе, хотя она лучшая ученица в классе.
В семье Срегея Б. ребенок предоставлен сам себе, родители практически не контролируют его, не спрашивают, как дела в школе, не интересуются, что задали. В результате ребенок часто не выполнял домашнее задание, не мог собрать портфель. Когда учитель вызвал родителей и сказал об этом маме. Реакция мамы была неадекватной. Она начала кричать на ребенка, всю вину сваливая на него, даже пыталась бить. Возможно, что в результате неправильных родительских отношений, Сережа часто убегал из дома.
Таким образом, мы видим, что как авторитарный, так и безразличный стиль пагубно влияют на личностные особенности детей.
Родители Светы А., Иры П., Елены Е. больше относятся к своим детям нейтрально, иногда принимая ребенка таким, какой он есть, иногда испытывая раздражение, не особо оценивают его способности, не всегда интересуясь чувствами ребенка, не стремятся быть ближе к ребенку, не всегда разговаривают о его проблемах.
На основе полученных данных мы выделили семьи со следующими стилями родительских отношений:
Авторитарный в семье у Наташи А. Родители Наташи устанавливают жесткие требования и правила, не допускают их обсуждения, родители закрыты для общения с ребенком, не стремятся к сотрудничеству, в отношениях родителей и ребенка установилась огромная дистанция. Наташа послушная девочка, боится допустить ошибку, замкнута, боязлива.
Авторитетный в семьях Андрея Ш., Оли Д., Елены Е. и Оли М. В данных семьях признают самостоятельность и автономию своих детей. Отношения строятся на взаимоуважении и доверии. Родители открыты для общения. Дети в этих семьях превосходно адаптированы; уверены в себе, у них развит самоконтроль и социальные навыки, умеют контролировать свое поведение, они неплохо учатся и обладают высокой самооценкой.
Либеральный у Светы А., Иры П., Владимира Ж., Сергея Т. Родители любят своих детей, но за бытовыми проблемами не всегда ее проявляют, контроль со стороны родителей слабый. В целом родители открыты для общения с детьми, однако доминирующее направление общения — от ребенка к родителям. Детям предоставлен избыток свободы при незначительном руководстве родителей.
Безразличный стиль отношения к ребенку в семье у Сергея Б. Родители практически не устанавливают для ребенка никаких ограничений, безразличны к нему. Воспитание пускается на самотек. Безразличие родителей сочетается с враждебностью. Мальчик склонен к проблемному поведению, враждебен, нередко бывает агрессивен, не может сдерживать свои эмоции, слабо контролирует свое поведение, учится плохо и без желания.
Заказать курсовую работу по вашему индивидуальному плану можно прямо здесь на сайте у педагога-психолога.