Введение
Ребенок развивается неравномерно. Есть периоды относительно спокойные, или стабильные, а есть так называемые критические. Во время критических периодов ребенок за очень короткий срок меняется весь в целом, в основных чертах личности. Это революционное, бурное, стремительное течение событий как по темпу, так и по смыслу совершающихся перемен.
Психическое развитие ребенка — процесс неравномерный, и цикличный, при котором происходят не только количественные изменения по мере взросления ребенка, но и качественные, «превращения» одних форм поведения в другие. Достаточно стабильные периоды в жизни ребенка сменяются бурными вспышками эмоционального проявления непослушания и упрямства, которые называют кризисами.
Обычно к концу третьего года жизни в поведении ребенка появляется целый комплекс симптомов кризиса трех лет. Родители замечают, что прежде послушный ребенок, начинает сопротивляться, бунтовать, капризничать.
Кризис полностью изменяет отношение ребенка к окружающему: к предметному миру, к другим людям, к самому себе.
Такие новообразования психологи называют возрастными изменениями личности, поскольку они затрагивают все психические процессы, меняют мировоззрение ребенка, его жизненную позицию.
1. Понятие и особенности кризиса трех лет
В статье «Проблема возраста» Л. С. Выготский пишет, что чисто внешне кризисы характеризуются чертами, противоположными стабильным возрастам. В этих периодах на протяжении относительно короткого времени сосредоточены резкие, капитальные сдвиги и смещения, изменения и переломы в личности ребенка.
Для критических периодов характерны следующие особенности:
Границы, отделяющие начало и конец кризиса от смежных периодов, крайне неотчетливы. Кризис возникает незаметно, очень трудно определить момент его наступления и окончания. Резкое обострение (кульминация) наблюдается в середине кризиса. В это время кризис достигает апогея.
Трудновоспитуемость детей в критические периоды в свое время послужила отправной точкой их эмпирического изучения. Наблюдается строптивость, падение успеваемости и работоспособности, возрастание количества конфликтов с окружающими. Внутренняя жизнь ребенка в это время связана с мучительными переживаниями.
Негативный характер развития. Отмечено, что во время кризисов, в отличие от стабильных периодов, совершается скорее разрушительная, нежели созидательная работа. Ребенок не столько приобретает, сколько теряет из приобретенного прежде.
Однако возникновение нового в развитии непременно означает отмирание старого. Одновременно в критические периоды наблюдаются и конструктивные процессы развития. Выготский назвал эти приобретения новообразованиями.
Содержание позитивного развития в критические периоды заключается в возникновении специфических, свойственных только кризисам, новообразований. Их главное отличие от новообразований стабильных возрастов в том, что они носят переходный характер и впоследствии не сохраняются в том виде, в каком возникают, а поглощаются, трансформируясь, новообразованиями нового латентного периода.
Как отмечает Обухова Л. Ф., знаменитый кризис трех лет впервые был описан Эльзой Келер в работе "О личности трехлетнего ребенка". Ею были выделены несколько важных симптомов этого кризиса .
Негативизм. Это отрицательная реакция, связанная с отношением одного человека к другому человеку. Ребенок отказывается вообще подчиняться определенным требованиям взрослых. Негативизм нельзя смешивать с непослушанием. Непослушание бывает и в более раннем возрасте.
Упрямство. Это реакция на свое собственное решение. Упрямство не следует смешивать с настойчивостью. Упрямство состоит в том, что ребенок настаивает на своем требовании, на своем решении. Здесь происходит выделение личности и выдвигается требование, чтобы с этой личностью считались.
Строптивость. Близка к негативизму и упрямству, но имеет специфические особенности. Строптивость, носит более генерализованный и более безличный характер. Это протест против порядков, которые существуют дома.
Своеволие. Стремление к эмансипации от взрослого. Ребенок сам хочет что-то делать. Отчасти это напоминает кризис первого года, но там ребенок стремился к физической самостоятельности. Здесь речь идет о более глубоких вещах - о самостоятельности намерения, замысла.
Обесценивание взрослых.
Протест - бунт, который проявляется в частых ссорах с родителями "Все поведение ребенка приобретает черты протеста, как будто ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними", - писал Л. С. Выготский.
Советы родителям про преодолению кризиса трех лет.
1. Уважайте мнение ребенка. Чем раньше вы поймете, что перед вами личность достойная уважения, - тем лучше для ваших взаимоотношений с ребенком. Мне приходилось видеть, как мама, ничего не объяснив малышу, снимает его с качелей и заявляет: "Пора домой". Ребенок начинает бунтовать. Мама улыбается, считая его поведение капризом. А ведь, прояви она уважение к малышу, спроси его, накатался ли он, этого бунта можно было бы избежать.
2. Объясняйте ребенку ваши действия и чувства. Так он не только овладеет эмоционально-оценочной лексикой, но и научится понимать свои чувства прежде всего и описывать их подходящими словами. В дальнейшем это поможет ему более грамотно выстаивать социальные взаимоотношения.
3. Спрашивайте у вашего ребенка совета. Вы думаете, ваш малыш настолько мал, что ничего не сможет вам путного подсказать? Ошибаетесь. Спросите его, например, что ему приготовить, или какое вам платье одеть. Посоветуйтесь с ним, куда вам пойди погулять. Прислушивайтесь к его мнению. Так ребенок поймет, что он личность, с его мнением считаются.
4. Если ваш ребенок бунтует и проявляет излишний негативизм, не зацикливайтесь на этом. Не травмируйте вашего малыша угрозами, упреками или шантажом ("Если ты не уберешь игрушки, я не разрешу тебе смотреть мультики" или еще частый прием "Пойдем домой", стоит лишь малышу закапризиничать на улице").
5. Любой бунт и негатив будет погашен, елси вы проявите немного любви и ласки. А ваш малыш несется на вас с кулаками? Значит мало ласки! Ввведите правило: "24 объятия в день". И обнимайте вашего ребенка!
6. Ваш малыш не прав? Нет. Это вы не правы! Ваш малыш агрессивен? Нет, это вы его обидели! Смотрите на себя со стороны и ищите причину в себе!