Методика преподавания местоимений в старших классах

Название предмета: методика преподавания
Категория: курсовая работа (с практикой)

Введение………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические аспекты изучения местоимений………………….5

    1. Местоимение как часть речи………………………………………….5
    2. Грамматические признаки и классификация местоимений………..14

Выводы по главе 1……………………………………………………………21

Глава 2. Практическое исследование особенностей изучения местоимений в старших классах…………………………………………………………….22

2.1. Анализ программных задач при изучении местоимений в старших классах………………………………………………………………………...22

2.2. Возможности изучения местоимений на уроках русского языка в старших классах...........……………………………………………………....28

Выводы по главе 2……………………………………………………………44

Заключение………………………………………………………………...…45

Список использованной литературы………………………………………..47

Приложения…………………………………………………………………..50

Введение

Русский язык занимает особое место в системе школьных предметов, так как он является не только объектом изучения, но и средством обучения, ибо на уроках русского языка учащиеся приобретают необходимые умения и навыки, с помощью которых они овладевают знаниями по другим предметам.

Русский язык является одним из ведущих предметов гуманитарного цикла в системе школьного образования, поскольку имеет огромное значение в жизни нашего общества, в становлении и развитии личности. Без языка невозможно полноценное участие человека в жизни современного общества, участие в современном производстве, в развитии культуры, искусства.

Обновление процесса обучения, поиски современных подходов в настоящее время становятся все более актуальными.

В последние годы ведутся активные поиски путей совершенствования методики обучения русскому языку, разрабатываются новые программы, технологии обучения, учебные пособия. Однако на этом пути встречается немало проблем, связанные с недостаточной разработкой теоретических и практических направлений изучения языка в старшей школе.

В наибольшей степени это относится к изучению темы «Местоимение» — одного из сложных разделов грамматики современного русского языка.

Местоимение - трудная тема, сложность её определяется спецификой общекатегориального значения, в отличие от других частей речи оно более абстрактно, обобщенно; и их морфологическими признаками, обусловленными делением на группы.

Главная задача при изучении темы - обеспечить усвоение учащимися специфики общего значения местоимений, морфологических признаков, знакомство с разрядами местоимений, усвоение стилистического разнообразия их употребления.

Большой вклад в методику преподавания русского языка в школе внесли А.М.Пешковский, Л.В.Щерба, Д.Н.Ушаков, В.В.Виноградов, Г.О.Винокур, Р.И.Аванесов, С.Г.Бархударов, Н.М.Шанский, К.Б.Бархин, В.А.Добромыслов, М.А.Рыбникова, А.В.Текучев, Л.Ю.Максимов, М.Т.Баранов и др.

B литературе имеются исследования, в которых авторы, рассматривают методику изучения местоимений: А.С. Белоусова, Н.Ю. Шведова, И.В. Высоцкая, И.Г.Милославский, В.И.Чуглов и др.

Между тем проблема поиска новых, эффективных средств изучения местоимений в старших классах остается по-прежнему актуальной.

Объект данного исследования: местоимения.

Предмет исследования: процесс изучения местоимений в старших классах.

Цель данного исследования – изучение методики преподавания местоимений в старших классах.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1. Изучить особенности местоимения как части речи;

2. Рассмотреть грамматические признаки и классификацию местоимений;

3. Дать анализ программных задач при изучении местоимений в старших классах;

4. Исследовать возможности изучения местоимений в старших классах.

Методы исследования: анализ литературы по данной проблеме, наблюдение, обобщение педагогического опыта.

 

 

 

Глава 1. Теоретические аспекты изучения местоимений

1.1. Местоимение как часть речи

Термин «местоимение» произошел от лат. pronomen, что означает «вместо имени». Местоимение - древний грамматический класс слов, изучению которого посвящено достаточно большое количество исследований.

В описательных грамматиках и во многих общетеоретических работах по-разному определяется сам термин «местоимение». Традиционно эту часть речи в лингвистической литературе обозначают как «местоимение», «местоименное слово» или «прономинатив». А.А.Реформатский обозначает местоимения как «слова вторичные», «слова ситуационные», так как их значение выясняется только из ситуации речи [15, с.78].

От местоимений, как от слов древнейшего слоя лексики, происходят многие слова других категорий: наречия, частицы, союзы, послелоги. По мнению К. Е. Майтинской, местоименные слова (т. е. местоимения и их производные) образуют как бы музей языка: они почти не заимствуются и сохраняют в своем составе следы древних звуковых изменений, исчезнувших падежных и словообразующих формантов, следы способов редупликации и словосложения [19, с.175].

Но содержание местоимений значительно шире их заместительной функции. Об этом еще в конце ХIХ в. писал Г. Павский: «Местоимения не заменяют имён, а служат только указанием на них или напоминанием об них, вовсе не выражая качества, вида, числа вещей ... только намекают на них». Учёные отмечали, с одной стороны, отсутствие у многих местоимений «прототипов» среди именных частей речи, с другой – возможность замещать, кроме именных частей речи, также наречия [15, с.78].

По вопросу о месте местоимений в системе частей речи современного русского языка существуют две противоположные точки зрения: одни учёные считают местоимения частью речи (М.В. Ломоносов, А.X. Востоков, А.Н. Гвоздев и др.), другие отказывают в самостоятельности и распределяют по знаменательным частям речи (А.А. Потебня, А.М. Пешковский, В.Н. Мигирин и др.). В.В. Виноградов относит к местоимениям лишь предметно-личные и производные от них. Он рассматривает местоимения как реликтовую, отмирающую группу слов. По его мнению, от местоимений как особой части речи сохранились только остатки, а большая часть местоимении слилась с именами прилагательными и наречиями. В пятидесятые годы В.В. Виноградов признал ошибочным свой прежний взгляд на развитие местоимений, но официально не подкрепил его теоретическими выкладками.

В академической «Грамматике русского языка» дается следующее определение местоимения: «Среди слов знаменательных резко выступает небольшой разряд местоимений, т. е. таких существительных, прилагательных, отчасти наречий и числительных, которые, в сущности, не называют никаких категорий лиц, предметов, качеств или чисел, а лишь тем или иным способом указывают на них» [3, с.78].

Вы можете заказать кусровую работу по методике русского языка у учителя предметника. Пишите.


Дата: 14/7/2017г.
Уникальность текста: 65
Всего содержится листов: 55
Использовался основной шрифт: 14
Эта работа была продана за: 2000


Скачать эту работу (для ознакомительных целей): скачать

Нужна работа, написанная специально для тебя? Жми:

Заказать Курсовую работу (с практикой) по предмету методика преподавания


(так же сможешь заказать любую другую работу)


Поделитесь этой статьей со своими друзьями:



Мои похожие работы:

244 - Особенности математического развития детей подготовительной к школе группы
168 - Дидактическая игра как средство развития представлений о форме у детей младшего возраста
80 - Изучение расстановок по Б. Хеллингеру
163 - Социально-психологические факторы отклоняющегося поведения детей младшего школьного возраста
57 - Педагогический совет как форма делового совещания




|2017 - 2024 © copyright| |Пользовательское соглашение|