Глава 1. Психолого-педагогические особенности использования русских культурных традиций в воспитании дошкольников…………………………
1.1 Народная педагогика как средоточие русских культурных традиций........
1.2.Роль культурных традиций в воспитании дошкольников …………………
1.3.Народное искусство как средство воспитания дошкольников……………
Выводы по главе 1…………………………………………………………....
Глава 2. Организация учебно-воспитательного процесса в детском саду на основе русских культурных традиций………………………….
2.1. Изучение уровня знаний фольклора и культурных традиций у дошкольников……
2.2 Система воспитания детей среднего дошкольного возраста на основе русских культурных традиций…………………………………………………
2.3. Выявление эффективности проведенной работы по воспитанию детей на основе русских культурных традиций
Представленное в первой главе описание проблемы формирования культурных традиций у детей дошкольного возраста на основе народного фольклора позволило нам перейти к диагностическому комплексному исследованию, цель которого выявить уровень знаний детей о культурных традициях своего народа, как важном компоненте воспитания. При разработке комплексной диагностики мы опирались на выделенные критерии воспитанности детей дошкольного возраста на основе культурных традиций
Опытно-экспериментальная работа проводилась нами в МОУ ДОУ № 160 «Елочка» Советского района г. Волгограда
Мы начали свой эксперимент с выявления уже имеющихся у детей особенностей характера, поведения, обстоятельного изучения того, что сам говорит и думает о себе учащийся, каков уровень его притязаний и самооценки, что говорят и думают о нем его товарищи, воспитатели, родители и другие окружающие люди, а также как он проявляет себя в различных видах деятельности и общении. Для того чтобы определить уровень знаний культурных традиций как важного компонента воспитания, нам необходимо выяснить уровень развития национального самосознания, национальные идеалы.
Уровни воспитанности в духе национальной традиции определялись по степени выраженности компонентов культурной принадлежности детей среднего дошкольного возраста
В целях проверки ориентации на национальные идеалы проводился опрос с предложенными вариантами, где детям задавался вопрос: «Выбрать три самых достойных на ваш взгляд героев русских народных или зарубежных сказок: Иван – царевич, Василиса Премудрая, Красавица, Илья Муромец, Русалочка, Белоснежка и объясните, почему вы их выбрали».
Сформированность понятия «национальный идеал» оценивалась следующим образом:
Из таблицы 2 следует, что только 20% детей (3 ребенка) показали высокий уровень сформированности национального самосознания. Они без труда определили государственную символику России, назвали русские народные росписи (Гжельская, Хохломская, Городецкая), генеалогическое древо, изображенное этими детьми, наиболее полно охватывает родственные связи их семей, т.е. указали даже своих бабушек и дедушек.
33% детей (5 человек) показали средний уровень сформированности национального самосознания. У них вызвали затруднения некоторые пункты предложенных заданий, либо вопрос о государственной символике России детьми был раскрыт не полностью, и в нем были допущены неточности, либо не были названы русские народные росписи (Гжельская, Хохломская, Городецкая).
Надя Б.: «На гербе России изображены двуглавый орел, люди на конях и разные предметы».
Многие дети правильно назвали три цвета российского флага, но расположили их в неправильной последовательности. В ответе на вопрос о русских народных росписях многие затруднялись их назвать.
47% детей (7 человек) показали низкий уровень развития национального самосознания. Эти дети не знают цветов российского флага, не знакомы с понятием и изображением герба России. Из ответа на вопрос о русских народных росписях было видно, что дети вообще не знают ничего об этом, предпочитая проводить время у экранов телевизоров.
В целях проверки опыта передачи традиций в домашних условиях детям был предложен тест следующего содержания:
Сформированность опыта передачи национальных традиций в домашних условиях оценивалась следующим образом: