Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы педагогического сопровождения профессионального самоопределения старших школьников на уроках иностранного языка………………………………………………………………6
1.1. Сущность педагогического сопровождения в профессиональном самоопределении старших школьников…………………………………………6
1.2. Методы и приемы педагогического сопровождения профессионального самоопределения старших школьников на уроках иностранного языка
Выводы по 1 главе……………………………………………………………….21
Глава 2. Анализ педагогического сопровождения профессионального самоопределения старших школьников на уроках английского языка…..….22
2.1. Анализ особенностей изучения английского языка в старших классах...22
2.2. Изучение курса английского языка с основами профессионального самоопределения - как профильная ориентация учащихся старшей ступени…………………………………………………………………………...26
Выводы по 2 главе……………………………………………………………….33
Заключение……………………………………………………………………….34
Список использованной литературы…………………………………………...36
Приложения………………………………………………………………...……39
Введение
Выбор профессии — один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте, так как, выбирая профессию, он выбирает и образ жизни. Количество профессий в наши дни измеряется четырехзначным числом, а их мир представляет собой подвижную картину.
Период выбора профессии хронологически совпадает с подростковым и юношеским возрастом. Характерные для этого периода жизни становление нового уровня развития самосознания, выработка собственного мировоззрения, определение позиции в жизни активизируют процессы личностного самоопределения, проектирования себя в профессии. Наряду с этим, для данного возраста свойственно практически полное отсутствие опыта профессиональной деятельности в какой бы то ни было области. Поэтому подросток должен делать выбор только на основании изучения своей личности, осознания своих интересов и получения исчерпывающей информации об особенностях и требованиях той или иной профессии.
В условиях новых рыночных отношений актуальность педагогического сопровождания профессионального самоопределения возрастает: повышается потребность личности в оптимальном профессиональном самоопределении. При современном углублении дифференциации общества постепенно изменяется и социальный характер выбора профессии.
Самоопределение личности, как результат профессиональной ориентации, связывается с предпочтением сферы трудовой деятельности, определяющей и социальное положение, то есть ориентация является скорее социально-профессиональной.
Педагогическая практика и образование в целом должны предоставить молодежи необходимые средства для анализа и подготовки собственного будущего.
В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на старшей ступени общеобразовательного школы предусматривается профильное обучение, задача которого – создание в старших классах общеобразовательной школы системы специализированной подготовки, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся с учетом реальных потребностей рынка труда.
Уроки иностранного языка представляют возможность формирования у подростка внутренней готовности к профессиональному самоопределению, обеспечивают знакомство с миром профессий, требованиями рынка труда и образовательных услуг, правилами выбора профессии.
В отечественной педагогической науке разработкой основ социально-профессиональной ориентации занимались такие педагоги как Е.А. Климов, Н.В. Кузьмина, A.C. Макаренко, А.К. Маркова, В.А. Сластёнин.
Исследованиям в области психологии профессиональной деятельности и самоопределения посвящены работы А.Г.Асмолова, Е.А.Климова, Н.С.Пряжникова, Е.Ю.Пряжниковой и др.
Однако, не смотря на большое количество исследований по данному вопросу, опыт педагогического сопровождания профессионального самоопределения старшеклассников на уроках иностранного языка в отечественной практике практически отсутствует. Все это обусловило актуальность выбранной темы.
Объект исследования – профессиональное самоопределение старших школьников на уроках иностранного языка.
Предмет исследования – процесс педагогического сопровождения профессионального самоопределения старших школьников на уроках иностранного языка.
Цель данного исследования – изучение особенностей педагогического сопровождения профессионального самоопределения старших школьников на уроках иностранного языка.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. На основе психолого-педагогической литературы изучить сущность педагогического сопровождения в профессиональном самоопределении старших школьников;
2. Изучить методы и приемы педагогического сопровождения профессионального самоопределения старших школьников на уроках иностранного языка
3. Проанализировать особенности изучения английского языка в старших классах;
4. Определить роль курса английского языка с основами профессионального самоопределения в профильной ориентации учащихся старших классов.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, анкетирование.
1.1. Сущность педагогического сопровождения в профессиональном самоопределении старших школьников
В период обучения в старших классах юноши и девушки вырабатывают жизненные планы, понимаемые как совокупность путей, средств и методов достижения жизненных целей, выдвигаемых на будущее в процессе жизнетворчества. Эти пути и средства определяются, с одной стороны, объективными условиями, с другой – профессиональными, семейными и другими ориентациями личности, лежащими в основе формирования содержательно и хронологически согласованных жизненных и профессиональных планов.
В настоящее время выбор профессии понимается как часть сложного процесса профессионального самоопределения, которое является существенной стороной общего процесса развития личности.
В профориентации традиционно выделяются следующие направления: профинформация, профагитация, профпросвещение, профдиагностика (профотбор, профподбор) и профконсультация. Профориентация - очень объемное понятие, например, можно сказать, что современное западное общество по сути своей профориентационно, т.к. с самого рождения ориентирует ребенка на "жизненный успех", на "успешную карьеру". Профориентация предполагает широкий, выходящий за рамки только педагогики и психологии, комплекс мер по оказанию помощи в выборе профессии, куда входит и профконсультация как индивидуально ориентированная помощь в профессиональном самоопределении [5, с.8].
И профориентация и профконсультация - это "ориентирование" школьника (оптанта), тогда как профессиональное самоопределение больше соотносится с "самоориентированием" учащегося, выступающего в роли субъекта самоопределения [7, с.15].
Современное понимание профессионального самоопределения охватывает проблемы взаимосвязи профессионального самоопределения с общим жизненным самоопределением личности, влияния воздействий на личность окружающей социальной среды, профессионального становления и активной жизненной позиции человека.
Самоопределение - это установление человеком своих собственных особенностей, возможностей, способностей, выбор человеком критериев, норм оценивания себя, «планки» для себя, ценностей, исходя из требований социума и к самому себе. Самоопределение - это сложный, многоступенчатый процесс развития человека, его структурными элементами являются разные виды самоопределения - личностное, профессиональное и др. [11, с.25].
Понятие "самоопределение" вполне соотносится с такими понятиями, как самоактуализация, самореализация, самоосуществление, самосознание. При этом многие мыслители связывают самореализацию, самоактуализацию и т.п. именно с трудовой деятельностью, с работой. Например, А. Маслоу считает, что самоактуализация проявляет себя "через увлеченность значимой работой"; К.Ясперс связывает самореализацию с "делом", которое делает человек. И.С. Кон говорит, что самореализация проявляется через труд, работу и общение. П.Г. Щедровицкий отмечает, что "смысл самоопределения - в способности человека строить самого себя, свою индивидуальную историю, в умении постоянно переосмысливать собственную сущность" [15, с.32].
Одним из наиболее систематизированных и фундаментальных исследований в области профессионального самоопределения является разработанная научным коллективом под руководством С.Н. Чистяковой, А.Я. Журкиной и Т.И. Шалавиной концепция профессионального самоопределения личности, базирующаяся на «Я» - концепции индивида, и включающая в себя несколько педагогических технологий: технологию формирования способности к анализу «Я образа»; технологию формирования у школьников способности к анализу мира труда и профессий; технологию профессиональных проб в различных сферах профессиональной деятельности.
Профессиональное самоопределение не сводится к акту выбора профессии, выступая как содержательный процесс духовного развития личности. Н.С. Пряжников считает, что сущностью профессионального самоопределения является самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выбираемой или уже выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической (социально-экономической ситуации), а также нахождение смысла в самом процессе самоопределения [14, с.35].