Введение………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты психологических особенностей педагогического общения с подростками……………………………….……...5
Вводы по 1 главе……………………………………………………………..….18
Глава 2. Исследование психологических особенностей педагогического общения с подростками ………………………………………….……………..19
2.1. Анализ особенностей общения с подростками на примере ученического коллектива………………………………………………………………………..19
2.2. Пути оптимизации педагогического общения с подростками…………..24
Вводы по 2 главе……………………………………………………………...…31
Заключение…………………………………………………………..………..…32
Список использованной литературы………………………………………..….33
Приложение………………………………………………………………….…..35
2.1. Анализ особенностей общения с подростками на примере ученического коллектива
Исследование особенностей общения с подростками было проведено в школе 117 среди учащихся 7 класса.
В качестве инструментов исследования были использованы: методика незаконченных предложений «Классный руководитель – это …», анкета. Всего в исследовании приняло участие 10 подростков.
Анализ суждений подростков по методике незаконченных предложений «Классный руководитель – это …», позволяет отметить некоторые тенденции.
Классный руководитель для всех подростков является значимым лицом. Основной признается ролевая позиция руководителя, организатора, о чем свидетельствуют следующие высказывания: «Классный руководить – это важный и главный человек, он нас организует, заставляет учиться, помогает нам наладить отношения с друзьями»; «Он следит, чтобы мы все учились хорошо и стали людьми. Если за нами никто не будет следить, то мы скатимся вниз»; «Без классного руководителя класс потеряет управление»; «Коллективу необходим умный и опытный руководитель»; «Смотрит за отношениями в классе и может помочь по школьным вопросам», «Классный руководитель – это наш контролер».
В некоторых ответах отмечается важность классного руководителя как помощника в учебных делах, как эксперта: «Он должен помогать учиться»; «Он должен стать нам верным другом» и т.п.
Очевидно, что для большинства подростков значимость личности классного руководителя определяется, прежде всего, его способностью вносить ценностный вклад относительно группы как целого, создавать «развивающий» климат в классе, строить «помогающие» отношения, заботиться об успехах и самореализации школьников. Следствием этого выступает чувство удовлетворенности подростков различными аспектами жизни класса, ощущение полноты и содержательности жизни в школе, чувство уверенности в себе и ощущение самоценности. На это указывают следующие ответы: «Наш классный руководитель всегда организует интересные праздники, конкурсы, вечеринки, мы вместе ходим в походы», «Без классного руководителя было бы скучно в классе», «Классный руководитель всегда придумывает что-нибудь интересное», «С классным руководителем можно поиграть в ролевые игры, научиться навыкам общения»; «Наш классный руководитель всегда помогает нам решить конфликты с друзьями и другими учителями».
Компетентность классного руководителя как опыт, обеспечивающий эффективность поведения, деятельности или социального взаимодействия с людьми, позволяющий принимать эффективные решения в конкретной ситуации, принимается подростками как важнейшая ценность и характеристика его поведения. Показательны в этом отношения следующие суждения подростков: «Наш классный руководитель много знает, к нему можно обратиться за помощью». Актуальными средствами решения классным руководителем профессиональных проблем подростки считают «знание своего предмета», юмор («с нашей классной всегда весело») и внешний вид («У нашей классной можно многому научиться, например, как красиво и стильно одеваться»).
Многими учащимися отмечается важность такого качества педагога, как педагогический такт. На это указывают суждения и пожелания подростков классному руководителю: «поменьше орать», «не высмеивать учеников», «не кричать на детей», «он не должен быть безучастным», «справедливо относиться к ученикам», «получше относиться к некоторым учащимся», «не критиковать при всех», «понимать учеников», «принимать детей такими, как они есть». Тактичность педагога обеспечивает баланс социализации и индивидуализации в образовательном процессе, индивидуальное корректирование личностного развития, инициирует индивидуальное проявление личностного «Я» и его достойного утверждения в микросреде класса.
Учащимся была предложена также анкета, позволяющая выяснить особенности общения педагогов с подростами, определить значимость такого общения для подростка, изучить качества, необходимые педагогу для оптимизации процесса общения с детьми.
Анкета включала следующие вопросы:
- личную жизнь;
- взаимоотношения с друзьями;
- взаимоотношения с родителями;
- сокровенные мысли;
- учебную деятельность;
- проблемы успеваемости;
- хобби, увлечения;
- здоровье;
- дружба, любовь;
- смысл жизни;
3. Есть ли в школе педагог, с которым вы готовы поделиться самым сокровенным?
4. Каким должен быть, на твой взгляд, стиль общения педагогов с учащимися?
5. Какими качествами должен обладать педагог, чтобы наладить оптимальное общение?
Вначале были проанализированы ответы педагогов.
На вопрос «Насколько важным для тебя является личностное общение с педагогом?» только трое учащихся отметили важность личностного общения с учителями, пятеро учащихся отметили значение делового общения, двое затруднились с ответом. Как видно из ответов, в общении с педагогами подростки отдают предпочтение деловому общению, между тем, существует группа учащихся для которых важно так же и личностное общение.
Из вопроса «Обсуждаешь ли ты с педагогами следующие проблемы» был выявлен следующий круг часто обсуждаемых проблем:
- учебную деятельность – 10 чел;
- проблемы успеваемости – 8 чел;
- хобби, увлечения – 5 чел;
- взаимоотношения с родителями – 4 чел;
- взаимоотношения с друзьями – 3 чел;
- личную жизнь обсуждают - 2 чел;
- здоровье – 1 чел;
- дружба, любовь – 1 чел;
- смысл жизни – 0 чел;
- сокровенные мысли – 0 чел;
Итак, как видно из ответов, частыми темами для обсуждения являются успеваемость и учебная деятельность. Вопросы личного характера, взаимоотношения с друзьями, дружбу, любовь подростки стараются не обсуждать с педагогами.
На вопрос «Есть ли в школе педагог, с которым вы готовы поделиться самым сокровенным?» только один учащийся ответил положительно. Причиной такого положения является, возможно, общее недоверие подростков взрослым, или неумение педагогов расположить детей к себе, вызвать у них доверие.
Из вопроса «Каким должен быть, на твой взгляд, стиль общения педагогов с учащимися?» были получены следующие ответы: «педагог должен доверять учащимся, учитывать их мнение», «педагог должен быть другом», «педагог должен быть строгим, но не кричать, не унижать учеников», «не должен жаловаться родителям», «должен помогать нам», «быть добрым», «должен учитывать мою точку зрения», «уважать детей», «не кричать», «не читать нотаций».
Из вопроса «Какими качествами должен обладать педагог, чтобы наладить оптимальное общение?» было выяснено, что учащиеся предпочитают более общаться и доверять педагогам, которые:
Из результатов анкеты можно сделать вывод о важной роли общения с педагогами в жизни подростков, вместе с тем учащиеся предпочитают общаться с педагогами, обладающими такими личными качествами, которые позволяют наладить им оптимальное взаимодействие с детьми.
Итак, как показало исследования, педагог играет значительную роль в коллективе подростков, для некоторых педагог выступает в качестве друга или советчика, для других – контролером за их деятельностью. Общение с педагогами помогает подросткам решить многие учебные и личностные проблемы.