Овладение эмоционально-оценочной лексикой детьми дошкольного возраста посредством диалогов

Название предмета: педагогика
Категория: курсовая работа (с практикой)

Глава 1. Теоретическое исследование проблемы использования эмоционально-оценочных слов детьми дошкольного возраста 

1.1. Понятие эмоциональной и экспрессивной лексики

Эмоционально-оценочная лексика дошкольниковПроблема осознания человеком своих собственных переживаний была поставлена и получила определенную теоретическую разработку в трудах психологов Л. С. Выготского, А. Н. Лука, С. Л. Рубинштейна, Я. Рейковского, П. М. Якобсона и др. В частности, они установили, что важным средством такого осознания, формой выражения эмоций является речь, вербальное обозначение. Слово является одним из важных факторов, вызывающих сильное эмоциональное возбуждение, с помощью него осуществляется дифференциация человеком своих чувств; речь помогает закреплению опыта, это один из путей воспитания чувств у детей и подростков. В то же время наблюдается и обратное взаимодействие: психическое состояние оказывает влияние на параметры речевого ответа, на способность человека адекватно и полно воспринимать сообщение [17, с.7].

Между эмоциями и словом есть определенная взаимосвязь: слово помогает человеку осознать свои чувства, переживания, а с другой стороны, эмоциональные процессы делают речь осознаваемой и оказывают влияние на ее понимание другим человеком.

Фактически эмоции сопровождают любую деятельность (в том числе и речевую). Без опыта чувственных переживаний нельзя стать всесторонне развитой личностью. Таким образом, наблюдается определенная взаимосвязь между эмоциями и словом: с одной стороны, именно слово помогает человеку осознать свои эмоции и переживания, с другой, эмоциональные процессы делают речь осознаваемой и оказывают влияние на её понимание другим человеком.

В русском языке есть большое количество слов, которые, наряду с их номинативным значением, имеют и элемент экспрессии, чувства. Они выражают отношение говорящего к называемому предмету, особого рода оценочность. В этих случаях на лексическое (вещественное) значение наслаивается эмоционально-экспрессивная, оценочная окраска. Оценка связана с выражением чувств человека, его волевых побуждений, отношения к действительности. Эта оценка может быть, как положительной, - тогда она передается через положительную эмоцию, а в речи через означающее положительные явления слово, - так и отрицательной, связанной с отрицательными эмоциями и, соответственно, со словами негативной оценки.

В составе эмоциональной лексики можно выделить следующие три разновидности:

1. Слова с ярким оценочным значением, как правило, однозначные. Заключенная в значении этих слов оценка определенно выражена, что не позволяет употребить слово в других значениях (брюзга, пустомеля), а также слова, содержащие оценку факта, явления, признака, действия (дивный, опорочить).

2. Многозначные слова, обычно нейтральные в основном значении, но получающие яркую эмоциональную окраску при метафорическом употреблении. Так, о человеке могут сказать: шляпа, тюфяк, дуб, выражая таким образом отношение к нему.

3. Слова с суффиксами субъективной оценки, передающие различные оттенки чувства: заключающие как положительные (сыночек, аккуратненько), так и отрицательные (бородища) эмоции. Оценочные значения в таких случаях обусловлены не номинативными свойствами слова, а словообразованием, поскольку эмоциональную окрашенность здесь создают аффиксы.

Лексическая система ребенка с экспрессивно-стилистической точки зрения представлена в виде общеупотребительной (стилистически нейтральной) и эмоционально-экспрессивной лексики.

К общеупотребительной лексике относятся разряды слов, служащие названиями основных понятий, предметов, явлений. Эта часть лексики представляет собой обычные названия явлений окружающей нас действительности и является основным в повседневной языковой практике.

Эмоционально-экспрессивная лексика является наиболее адекватным средством выражения личного, субъективного отношения ребенка к тому или иному предмету высказывания, к той или иной ситуации, а также является средством выражения его личных чувств, эмоциональных переживаний [17, с.8].

Вопросы обогащения эмоциональной и экспрессивной лексики рассматриваются как в психолингвистической, так и в педагогической литературе. Впервые проблема обогащения речи детей дошкольного возраста эмоциональной лексикой была обозначена в начале 80-х годов XX века в работах М.М. Алексеевой и В.И. Яшиной. Они рассматривали овладение эмоциональной лексикой, как условие формирования социально активной личности старшего дошкольника, подчеркивая важность усвоения этой лексики в единстве с нравственным развитием ребенка, совершенствованием его социальных контактов с окружающими. Особое место исследованию эмоционально-оценочной лексики уделяет в своих работах И.Ю. Кондратенко, раскрывая ее, как средство коммуникации между дошкольниками, личностного, субъективного отношения к тому, или иному предмету, к той или иной ситуации, средство выражения личных чувств и эмоциональных переживаний ребенка [7, с.34].

1.2.Этапы формирования эмоционально-оценочной лексики в онтогенезе

В дошкольном возрасте интенсивно развиваются эмоции и чувства (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, и др.), происходит развитие представлений ребенка о себе и другом (Т. А. Алексейкова, Е. А. Панько, Е. О. Смирнова и др.). Речь формирует чувства, способствует развитию самосознания ребенка. Вербальные обозначения эмоций необходимы для осознания своих собственных эмоциональных переживаний, управления собственными эмоциями [5, с.27].

Исследователи детской речи (А. Н. Гвоздев, В. К. Харченко, М. А. Ященко), психологи (M. И. Лисина и др.) отмечают раннее возникновение слов эмоциональной оценки в речи детей.

И. Брезертон указывал, что дети начинают использовать слова, обозначающие эмоции, около 18–20 месяцев, с последующим быстрым ростом их числа в течение 3-го года жизни. Он установил, что слова, используемые детьми в возрасте 28 месяцев для описания эмоций, имеют отношение к счастью (счастливый), развлечению (развлекаться, хорошо проводить время), любви (нравиться, любить), гордости (гордый), удивлению (удивленный), соответствию моральным нормам (быть хорошим, быть плохим), печали (печальный), страху (пугать, испуганный), гневу (злой, сердитый), отвращению (неряшливый), общему позитивному или негативному чувству (мне хорошо, мне плохо, мне лучше, чувствую себя прекрасно) [6, с.27].

Психологи считают, что перевод конкретно-чувственного понимания эмоциональных состояний на уровень осмысления возможен лишь при условии точной и полной их вербализации. Для диагностики и коррекции эмоционального развития детей наряду с другими параметрами эмоциональной характеристики важными являются уровень передачи эмоционального состояния (своего и чужого) в речевом плане, терминологическая оснащенность речи.

Овладение эмоционально-оценочными словами проходит ряд этапов. Е.С. Курзинер в книге «Речевые этапы онтогенеза» пишет о следующих этапах овладения ребенком эмоциональной лексикой:

1-й этап, до 1 года. Характеризуется наличием только одного слова в лексиконе ребенка, чаще всего это слово «мама» или любое другое слово, несущее функцию привлечения внимания другого. На данном этапе эмоциональную окрашенность лексике придают интонации, жесты и мимика.

2-й этап, от 1 года до 1,5 лет. В активе ребенка есть несколько слов, они служат ему для привлечения к себе внимания, контакта или для удовлетворения своих нужд (это императивная лексика, названия животных, механизмов и звукоподражания). На этом этапе для выражения отношения и чувств ребенок в норме начинает усваивать формирующуюся словообразовательными способами лексику.

3-й этап, от 1,5 года до 2-3-х лет – номинативный. В активе ребенка уже много слов, происходит постоянное пополнение словаря, ребенок обращается к внешнему миру, познает мир объектов через мир слов. Появляются первые синонимии.

4-й этап, от 2-3-х до 4-5-ти лет, - этап «складывания» слов. В речи появляются предикативы, глаголы, ребенок анализирует объективный мир, пользуется синонимами. Появляются первые экспрессивно окрашенные слова, оценочная лексика, совершенствуется эмоциональная лексика, формирующаяся словообразовательными способами.

5-й этап, от 4-5-ти до 11-12-ти лет, - этап интегрирования слов в грамматически оформленное высказывание. Появляются наречия, вводные слова, модальные глаголы, «оценочные» прилагательные и т.п., само высказывание приобретает метаречевое значение, а эта «модальная» лексика как бы интегрируется в сознание. На данном этапе ребенок овладевает всем богатством эмоциональной лексики русского языка [6, с.45].

По мере развития чувств и эмоций увеличивается и соответствующий словарь. Тенденция к его количественному росту наблюдается в течение всего дошкольного возраста.

Таким образом, старшие дошкольники понимают и правильно используют в собственной речи эмоционально-оценочную лексику. По мере развития эмоций ребенка и расширения детских знаний увеличивается и уточняется словарный запас, осваиваются и укрепляются навыки образования эмоционально-оценочных слов.

1.3. Роль диалогов в обогащении речи дошкольников эмоциональной лексикой

М.М. Алексеева, В.И. Яшина пишут, что в старшем дошкольном возрасте происходит дальнейшее расширение и углубление круга представлений детей и рост словаря. Дети пяти-семи лет владеют бытовым словарем на уровне разговорного языка взрослых, употребляют слова не только с обобщающим, но и с отвлеченным значением (горе, радость, смелость) [1, с.7].

Главная задача словарной работы в старшем дошкольном возрасте – выработка навыков осознанного и уместного использования слов в соответствии с контекстом высказывания, подбор наиболее точного слова для обозначения предмета и его свойств [16, с.27].

Словарная работа на занятиях должна сочетаться с активизацией слов в разных видах деятельности, в широкой речевой практике.

Для обогащения речи дошкольников эмоциональной и экспрессивной лексикой необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре.

Как отмечают В. И. Яшина, Е. А. Ставцева, в отечественной психологии в качестве основной детерминанты развития языка эмоций рассматривается деятельность общения, которая протекает в виде диалога.

Диалогическая форма речи является первичной, естественной формой языкового общения, она состоит из обмена высказываниями.

Основная цель развития диалогической речи у дошкольников - научить их пользоваться диалогом как формой общения. Для этого недопустимо сводить задачи обучения диалогу лишь к освоению вопросно-ответной формы. Дети должны овладеть целым рядом умений, среди которых:

- умение активно вступать в контакт с собеседником, быстро реагировать на реплики, пользуясь различными их видами (вопрос, сообщение, дополнение, просьба, предложение и т. д.);

- умение беседовать на различные темы, поддерживать разговор на предложенную тему, не отвлекаться от нее, переспрашивать, доказывать свою точку зрения, выражать свое отношение к предмету разговора;

- умение говорить спокойно, с умеренной громкостью, доброжелательным тоном; владение разнообразными формулами речевого этикета, употребления их без напоминания (во время разговора не опускать голову, смотреть в лицо собеседнику, не говорить с полным ртом; не вмешиваться в разговор взрослых);

- умение использовать мимику и жесты;

- умение общаться в паре, группе из 3-5 человек, в коллективе.

Содержанием диалогов служит жизнь детей в детском саду и дома, их игры и развлечения, уход за животными и растениями, поступки детей, книги и т.д.

Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей обогащения речи старших дошкольников эмоционально-оценочной лексикой 

2.1. Диагностика употребления эмоционально-оценочных слов

Экспериментальное исследование проводилось в старшей группе МБДОУ д.с. №12 «Буратино» г. Нурлат.

В рамках проведения исследования было проведено обследование детей старшего дошкольного возраста с целью выявления понимания детей старшего дошкольного возраста слов, выражающих психическое состояние человека. 

Было обследовано 10 детей. Методы исследования:

Методика 1. Изучение понимания эмоциональных состояний, употребление слов, выражающих эмоциональное состояние людей.

Детям демонстрировались картинки, на которых были изображены дети и в различных эмоциональных состояниях (Приложение 1).

Мы показывали последовательно картинки и задавали следующие вопросы: «Что изображено? Что чувствует мальчик (девочка)? Как ты догадался?».

Обработка данных заключалась в подсчете правильно определенных эмоциональных состояниях (до 12 баллов).

Анализ результатов исследования:

- 8-12 баллов – высокий уровень развития понимания эмоциональных состояний людей и употребление 8-12 слов эмоционально-оценочной лексики;

- 4-7 балла – средний уровень развития понимания эмоциональных состояний людей и употребление 4-7 слов эмоционально-оценочной лексики;

- 0-3 балла – низкий уровень развития понимания эмоциональных состояний людей, дошкольник называет 2-3 слова эмоционально-оценочной лексики.

Методика 2. Изучения усвоения детьми слов эмоционально-оценочной лексики (авт. А.М.Богуш).

Для оценивания усвоения эмоционально-оценочной лексики детям были предложены вопросы и задания.

  1. Способность объяснить знакомые слова.

- Кого можно назвать смелым?

- Кого можно назвать трусливым?

- Кто из животных трусишка. Почему?

- Кто такой хвастун?

- Кого можно назвать скромным?

- Кого можно назвать капризным?

- Кого можно назвать трудолюбивым?

Максимальное кол-во баллов 3.

3 балла: широкое употребление слов эмоционально-оценочной лексики.

2 балла: употребление слов в ограниченном количестве.

1 балл: узкие знания слов, частые заблуждения.

2. Подбор синонимов к словам оценочного характера.

- Какое у тебя настроение, когда ты болеешь?

- Какой (- ая) ты, когда у тебя всё хорошо?

- Зайчик грустный, а как можно сказать по-другому?

- Как называют человека, который много знает? Он какой?

- Если человек не хочет помогать, работать, как называют такого человека?

Максимальное кол-во баллов 3.

3 балла: широкое употребление слов эмоционально-оценочной лексики.

2 балла: употребление слов  в ограниченном количестве.

1 балл: узкие знания слов, частые заблуждения.

На основе проведённого обследования были выделены уровни усвоения детьми оценочной лексики:

Высокий уровень (13-18 баллов). Ребёнок свободно использует слова оценочной лексики в своём словаре. Даёт правильные ответы без подсказки взрослого. Адекватно понимает слова, правильно объясняет их значение, мотивирует свой выбор. Имеет системные знания, может сформулировать выводы.

Средний уровень (12-7 баллов). Не имеет полных знаний. Многие слова понимает не правильно или частично правильно, допускает неточности. Воспитатель использует наводящие вопросы, для помощи ребёнку.

Низкий уровень (0-6 балла). На многие вопросы ребёнок не знает ответа, затрудняется объяснить значение слов, частые заблуждения. Использует помощь воспитателя при ответе на вопрос. Знания узкие, не системные.

2.2. Методика диалогов по обучению дошкольников употреблению эмоциональных слов

На втором этапе эксперимента была проведена работа по обучению дошкольников употреблению слов, выражающих эмоции и чувства, с помощью диалогов.

Были поставлены следующие задачи:

1. Познакомить детей с основными видами эмоций и словами, применяемыми для выражения эмоциональных состояний.

2. Учить видеть собственный эмоциональный образ и распознавать эмоциональные проявления других людей, используя слова эмоциональной лексики.

3. Обогащать и активизировать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроение, их оттенки.

4. Развитие выразительных связных высказываний и речевой коммуникации посредством диалога.

Для подготовки детей к правильному и точному восприятию эмоциональных состояний для последующей интеграции этих знаний при формировании лексических навыков в области эмоциональной лексики были использованы игры, которые проводились в форме диалога.

Игра «Как настроение?».

Цель: развитие навыков вступать в диалог, определять свое эмоциональное состояние.

Звучит спокойная музыка. Дети распределены по парам, стоят друг напротив друга, знакомятся: смотрят сверстнику в глаза, подают руку или прикасаются друг к другу и называют своё имя: «Я — Дима, а ты?». «Как твое настроение?» «Мне весело», «Давай потанцуем?». После этого дети берутся за руки и кружатся под музыку.

Анализ игры показал, что при первоначальном проведении игры дети с трудом вступали в диалог, смотрели на воспитателя, ждали подсказок. По мере освоения игры, дети более раскрепощенно вступали в контакт, учились общаться друг с другом по поводу чувств, эмоций. Эти навыки диалога дети переносили в повседневное общение. Так, в конце дня почти все дети спросили у своих родителей, как их настроение.

Освоить эмоциональную лексику детям помогла игра «Азбука настроений». Ведущий выбирает из набора карточек всех грустных и веселых персонажей и предлагает детям по очереди выбрать сначала грустных, а затем веселых персонажей.

2.3. Анализ результатов эффективности обучения дошкольников  

На контрольном этапе эксперимента осуществлялась оценка результатов эффективности обучения дошкольников. Были использованы те же задания.

Анализ результатов контрольной диагностики представлен в виде таблицы 2.

Таблица 2.

Контрольная диагностика 

Имя ребенка

 

Методика 1

Методика 2

Общий балл

Вывод

1

2

Ира К.

6

2

2

10

Средний уровень

Ваня Ж.

11

3

3

17

Высокий уровень

Петя М.

8

3

2

13

Средний уровень

Саша Г.

6

2

2

10

Средний уровень

Вера С.

8

2

2

12

Средний уровень

Маша М.

11

3

3

17

Высокий уровень

Игорь З.

7

3

3

13

Высокий уровень

Оля П.

11

3

3

17

Высокий уровень

Анюта Л.

6

2

2

10

Средний уровень

 

Итак, в ходе диагностики были выделены следующие группы детей:

- дети с высоким уровнем развития эмоциональной сферы (4 человека – 40%). Эти дети смогли определить эмоциональное состояние, правильно употребляли слова эмоциональной и экспрессивной лексики.

- дети со средним уровнем развития эмоциональной сферы (6 человек). Эти дети определяли лишь основные эмоции (грусть, радость), употребляли ограниченное количество слов эмоционально-оценочной лексики.

- дети с низким уровнем развития эмоциональной сферы не выявлены.

Нужна другая работа?

Посмотреть работу "Взаимосвязь родительской эмпатии и детско-родительских отношений" можно здесь

 


Дата: 30/7/2017г.
Уникальность текста: 65
Всего содержится листов: 40
Использовался основной шрифт: 14
Эта работа была продана за: 2500


Скачать эту работу (для ознакомительных целей): скачать

Нужна работа, написанная специально для тебя? Жми:

Заказать Курсовую работу (с практикой) по предмету педагогика


(так же сможешь заказать любую другую работу)


Поделитесь этой статьей со своими друзьями:



Мои похожие работы:

40 - Контрольная работа по психологии (с практической частью)
8 - Психологическое консультирование
258 - Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старших школьников на уроках иностранного языка
29 - Развитие игровой деятельности младших дошкольников
229 - Кризисная симптоматика в период кризиса трех лет и ее психологическая сущность
109 - Взаимодействие дошкольного учреждения с семьей по воспитанию здорового ребенка
8 - Психологическое консультирование




|2017 - 2024 © copyright| |Пользовательское соглашение|