Введение……………………………..………………………………………….…3
Глава 1. Проблема развития элементов экологической культуры детей в условиях работы с детьми ЗПР………………………………………………….6
1.1. Понятие и значение формирования экологической культуры у дошкольников………………………………………………………………..…...6
1.2. Особенности развития элементов экологической культуры у детей с ЗПР……………………………………………………………………...….…......14
Вывод по главе 1…………………………………………………………………18
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей развития элементов экологической культуры у дошкольников с ЗПР...…………………………....19
2.1. Диагностика развития элементов экологической культуры у дошкольников с ЗПР………………………………………………………….....19
2.2. Методы и приемы развития элементов экологической культуры у дошкольников с ЗПР …………………………………………………………....23
2.3. Анализ результатов……………………………………………..…………..30
Вывод по главе 2……………………………………………………………..…..34
Заключение…………………..………………………..………………………….35
Список использованной литературы………………………………………...…37
Приложение…………………………………………………………………..….40
1.1. Понятие и значение формирования экологической культуры у дошкольников
Общая сущность понятия «экологическая культура» раскрывается в определениях И.Д. Зверева, А.И. Захлебного, С.Н. Николаевой, Л.П. Печко, Т.В. Потаповой, Л.П. Симановой, Н.А. Рыжовой, В.А. Ясвина и др.
Б.Т. Лихачев рассматривает экологическую культуру как производную экологического сознания. Она должна строиться на экологических знаниях и включать в себя заинтересованность в природоохранной деятельности [24, с.14].
В. А. Игнатова считает, что экологическая культура - часть общей человеческой культуры, отдельная ее грань, отражающая взаимосвязи человека и всего общества с природой во всех видах деятельности [8,с.34].
В.А. Ясвин под экологической культурой понимает «способность людей пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности» [4,с.54].
По мнению Н.Ф. Виноградовой, экологическая культура предполагает определенную степень осмысления мира. На этом этапе дошкольного детства ребенок начинает осознавать живое и неживое, себя как живое существо [24, с.14].
С.Н. Николаева под экологической культурой рассматривает совокупность знаний и активных проявлений ребенка: интереса к явлениям природы, понимания специфики живого, желания практически сохранить, поддержать или создать для него нужные условия; понимания и сочувствия тем, кто испытывает дефицит каких-либо условий; эмоционального отклика на любые проявления животных, их красоту [12, с. 24]. По мнению автора, формирование начал экологической культуры — «это становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим ее на основе ее богатства материальные и духовные ценности» [12,с.25].
Итак, на основе предложенных определений можно сделать вывод о том, что экологическая культура - это качество личности, компонентами которого являются: интерес к природе и проблемам ее охраны; знания о природе и способах ее защиты и устойчивого развития; нравственные и эстетические чувства по отношению к природе; экологически грамотная деятельность в природной среде; мотивы, определяющие деятельность и поведение личности в природном окружении.
Н.А. Рыжова под экологическим образованием понимает «непрерывный процесс обучения, воспитания и развития, направленный на формирование общей экологической культуры, экологической ответственности за судьбы своей страны и близких людей, планеты и всей Вселенной» [17, с.28].
Для отбора содержания экологического образования крайне важно определение его целей и задач. Особенно этот вопрос актуален для экологического образования дошкольников как нового направления педагогики. Дошкольный возраст является первой ступенью системы непрерывного экологического образования, цели и задачи которой должны определяться с учетом концепции общего экологического образования. Однако, как справедливо отмечает И.Д. Зверев, «нет однозначного и приемлемого определения главной цели экологического образования». Согласно концепции общего экологического образования, под экологическим образованием понимается целостный процесс обучения, воспитания и развития интеллектуальных, чувственно-эмоциональных и волевых черт личности. Эти черты формируются через систему научных и практических знаний и умений, ценностных ориентации, усвоение экологических норм поведения и деятельности в окружающей среде. Целью экологического образования является становление экологической культуры, которая проявляется в ответственном отношении детей к здоровью и окружающей среде на основе соблюдения моральных и правовых норм, принятых в обществе [18, с.45].
Г.А. Ягодиным выделен ряд задач в области экологического образования, среди которых, на наш взгляд, к уровню дошкольников применимы следующие: выработка этики по отношению к окружающей среде, воспитание граждан, понимающих связи человечества со всей окружающей средой.
1.2. Особенности развития элементов экологической культуры у детей с ЗПР
Задержка психического развития (ЗПР) – синдром временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций, замедление темпа реализации потенциальных возможностей организма.
Процесс развития познавательных способностей при ЗПР часто осложняется различными негрубыми, но нередко стойкими нервно-психическими расстройствами (астеническими, церебрастеническими, невротическими, неврозоподобными и др.), нарушающими интеллектуальную работоспособность ребёнка [6, с.24].
Задержка психического развития характеризуется неравномерным формированием процессов познавательной деятельности, обусловленное недоразвитием речи и мышления, а также присутствием расстройств в эмоционально-волевой сфере. Таким образом, задержка психического развития проявляется как в эмоционально-волевой незрелости, так и в интеллектуальной недостаточности.
Дети с ЗПР имеют потенциально сохранные возможности интеллектуального развития, однако для них характерны нарушения познавательной деятельности в связи с незрелостью эмоционально-волевой сферы, пониженной работоспособностью, функциональной недостаточностью ряда высших психических функций. Нарушения эмоционально-волевой сферы поведения проявляются в слабости волевых установок, эмоциональной неустойчивости, импульсивности, аффективной возбудимости, двигательной расторможенности, либо, наоборот, вялости, апатичности [11, с.67].
Недостаточная выраженность познавательных интересов сочетается с незрелостью высших психических функций, нарушениями внимания, памяти, функциональной недостаточностью зрительного и слухового восприятия, плохой координацией движений.
Снижение познавательной активности проявляется в ограниченности запаса знаний об окружающем мире и практических навыков.
Главная задача в развитии детей с ЗПР средствами природы - это пробуждение у детей эмоционального отношения к ней. Эмоциональное отношение к природе помогает сделать человека выше, богаче, внимательнее.
Природа является одним из факторов, влияющих на развитие и формирование гуманных чувств, она неисчерпаемый источник эстетических впечатлений и эмоционального воздействия на человека. В жизни людей природа занимает значительное место, способствует формированию и развитию нравственных чувств [10, с.54].
Ребенку с проблемным развитием для усвоения способов ориентировки в окружающем мире, для выделения и фиксирования свойств и отношений предметов, для понимания того или иного действия требуются многократные повторения.
Так же необходимо соблюдение следующих дидактических принципов: доступность, повторяемость, постепенность выполнения задания.
Осознанно-правильное отношение к природе, являющееся стержнем экологической культуры, строится на понимании связи растений и животных с внешними условиями, их приспособленности к среде обитания; на осознании специфики живого и его самоценности, зависимости жизни от воздействия факторов внешней среды, деятельности человека; на понимании изначальной красоты явлений природы, живых существ, если их развитие происходит в полноценных естественных или специально созданных условиях.
Исходным звеном воспитания осознанно-правильного отношения дошкольников с ЗПР к природе является система конкретных знаний, отражающая ведущие закономерности живой природы: многообразие видов, их приспособленность к среде обитания, изменения в процессе роста и развития, жизнь в сообществах. Возможность усвоения таких знаний детьми ЗПР доказана многочисленными отечественными исследованиями (педагогическими и психологическими). Спецификой системы знаний является ее построение на конкретном, ограниченном по объему материале, который доступен наблюдению детей, познанию посредством наглядно-образного мышления.
2.1. Диагностика развития элементов экологической культуры у дошкольников с ЗПР
Экспериментальное исследование особенностей развития элементов экологической культуры у дошкольников с ЗПР было проведено на базе группе ДОУ № 307 Красноармейского района города Волгограда. На базе ДОУ открыты две группы для детей с задержкой психического развития.
В эксперименте участвовало 10 детей, страдающие ЗПР. В процессе работы нами были использованы следующие методы исследования: психологическое тестирование, педагогический эксперимент.
На первом этапе (констатирующем) исследовался уровень развития элементов экологической культуры у дошкольников с ЗПР.
На втором этапе проводилось развитие элементов экологической культуры у дошкольников с ЗПР с использованием разработанных коррекционных занятий экологического содержания.
На третьем этапе было проведено контрольная диагностика и подведены итоги развития элементов экологической культуры у дошкольников с ЗПР.
Для диагностики были использованы следующие методики.
Методика 1 «Угадай птицу»
Цель – изучение представлений дошкольников о птицах.
Ход исследования. Дошкольникам демонстрируются карточки птиц (голубь, ворона, грач, воробей, дятел, синица, соловей, сорока, снегирь, журавль), которых необходимо назвать.
Анализ результатов. Количество набранных баллов соответствует количеству правильно определенных птиц. Максимальное количество баллов – 10.
Беседа: - Как птицы готовятся к зиме? Каких перелетных птиц ты знаешь? Каких птиц мы встречали на территории нашего детского сада? Расскажи, как мы заботимся о птицах зимой?
Анализ результатов: за каждый полный развернутый ответ присваивается 1 балл. Максимальное количество баллов – 4.
Методика 2 «Угадай животное»
Цель – изучение представлений дошкольников о животных.
Ход исследования. Дошкольникам демонстрируются карточки животных (собака, кошка, медведь, заяц, волк, лиса, олень, белка, корова, лошадь), которых необходимо назвать.
Анализ результатов. Количество набранных баллов соответствует количеству правильно определенных животных. Максимальное количество баллов – 10.
Беседа: - Расскажи, как зимуют животные? Какие животные ложатся в спячку? Какие животные запасают на зиму корм? Какие из тих животных домашние, а какие дикие?
Анализ результатов: за каждый полный развернутый ответ присваивается 1 балл. Максимальное количество баллов – 4.
Методика 3. «Угадай растение»
Цель – изучение представлений дошкольников о растениях.
Ход исследования. Дошкольникам демонстрируются карточки растений (роза, ромашка, одуванчик, ель, сосна, яблоня, береза, кактус, алоэ, герань), которых необходимо назвать.
Анализ результатов. Количество набранных баллов соответствует количеству правильно определенных растений. Максимальное количество баллов – 10.
Беседа: - Какие из этих растений произрастают в нашем уголке природы? Какие деревья растут у нас на участке? Какие цветы распускаются у нас весной на участке? Как нужно ухаживать за растениями?
Анализ результатов: за каждый полный развернутый ответ присваивается 1 балл. Максимальное количество баллов – 4.
Уровни развития элементов экологической культуры у дошкольников с ЗПР оценивались согласно следующим критериям:
Высокий – общее кол-во баллов: 30-42; знание основных животных и растений, особенностях их жизни и развитии, интерес к изучению мира природы, наличие желания охранять животный и природный мир.
Средний – общее кол-во баллов: 29 – 15; знание основных животных и растений, поверхностное знание особенностей их жизни и развития, слабый интерес к изучению мира природы.
Низкий – общее кол-во баллов 14 – 0; знание лишь отдельных видов животных и растений, не знание особенностей жизни и развития, отсутствие интереса к изучению мира природы.
Анализ результатов диагностики развития элементов экологической культуры у дошкольников с ЗПР представим в таблице 1.
Таблица 1.
Диагностика развития элементов экологической культуры у дошкольников с ЗПР
№ | Имя | Методика № 1
| Методика № 2 | Методика № 3 | Общее кол-во баллов | Вывод | |||
Кол-во баллов | Беседа | Кол-во баллов | Беседа | Кол-во баллов | Беседа | ||||
1 | Алла Б. | 8
| 3
| 8
| 4
| 8
| 3
| 34 | Высокий |
2
| Игорь К. | 5
| 3
| 5 | 3 | 5 | 3 | 24
| Средний
|
3
| Марина М. | 5
| 2
| 4 | 3 | 4 | 3 | 21
| Средний
|
4
| Дима В. | 5
| 3
| 6 | 3 | 4 | 3 | 23
| Средний
|
5
| Женя Е. | 2
| 0 | 3 | 0 | 2 | 0 | 7 | Низкий
|
6
| Витя С. | 1
| 1
| 1 | 1 | 2 | 1 | 7 | Низкий |
7
| Света О. | 2
| 0
| 2 | 1 | 2 | 1 | 8 | Низкий |
8
| Сережа К. | 4
| 2
| 4 | 2 | 5 | 2 | 19
| Средний |
9
| Соня Ч. | 6
| 3
| 5 | 3 | 5 | 3 | 25
| Средний |
10
| Ира П. | 2
| 1
| 2 | 1 | 2 | 1 | 9 | Низкий |
В результате диагностики развития у дошкольников были выделены следующие группы детей:
- дети с высоким уровнем развития элементов экологической культуры (1 человек – 10%). Алла в большинстве случаев называла животных, птиц и растения, имеет глубокие экологические представления, знания о ценности природы и правилах поведения в ней;
- дети со средним уровнем развития элементов экологической культуры (5 человек – 50%)