Развитие восприятия времени у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе игры

Название предмета: педагогика
Категория: дипломная работа

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3

Глава I Теоретический анализ проблемы развития восприятия времени у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в игре ….7

1.1.Сущность понятия восприятие времени и его особенности у старших дошкольников.……………………………………………………………………..7

1.2.Сущность понятия общее недоразвитие речи и его особенности у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………12

1.3.Использование игры в качестве средства развития восприятия времени передовыми педагогами ……………………………………………….18

Выводы по 1 главе ………………………………………………………….32

Глава II Исследование представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в игре……………………34

2.1.Определение уровня развития восприятия времени у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи …………………………34

2.2. Процесс развития восприятия времени у детей с общим недоразвитием речи посредством игр и упражнений……………………………42

Выводы по 2 главе …………………………………………………………..54

Заключение…………………………………………………………………..56

Список литературы………………………………………………………….59

Приложения………………………………………………………………….62

 

Введение

Время в педагогике и психологии - предмет многочисленных исследований. С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, ежеминутно, глядя на часы. Время является регулятором всей деятельности человека. Ни одна деятельность не проходит без восприятия времени. Во времени жи­вет и ребенок. Детей зна­комят с окружающим миром, в котором все события протекают во времени. Временные характеристики реальных явлений, их длительность, порядок следования друг за другом, скорость протекания, частоту повторений и ритм необходимо показывать и объяснять дошкольникам.

Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, из­мерять время, чувствовать его дли­тельность, менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятель­ность во времени создает основу для развития таких качеств лич­ности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повсе­дневной жизни.

Вместе с тем специфические особенности времени как объектив­ной реальности затрудняют его восприятие детьми, особенно его сложно воспринимать детям с общим недоразвитием речи. Время всегда в движении, течение времени всегда совершается в одном направ­лении — от прошлого к будущему, оно необратимо, его нельзя задержать, вернуть и «показать». Поэтому даже старшие дошколь­ники иногда сомневаются в существовании времени и просят его показать и потрогать.

Тема актуальна в том что, дошкольный возраст является благоприятным для развития временных представлений детей.

А для детей с общим недоразвитием речи проблема времени очень сложная задача. Это связанно с тем, что как развитие речи влияет на развитие психических процессов, так и развитие восприятия, мышления, и памяти человека неизбежно отражается на состоянии его речи. Этот факт делает необходимым более детальное и всестороннее изучение особенностей восприятия времени у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР).

Развитие восприятия времени служит основой психических процессов, знакомит детей с окружающим миром вырабатывает у них элементарные представления о смене явлений природы, представлений о сегодняшнем дне, планах на завтра.

В ФГОС ДО отмечено, что при разработке программы ДОУ нужно учитывать постановку образовательной деятельности таким образом, чтобы большая часть непосредственно образовательных занятий проходила в форме игры (п. 3.3.4.). Игры включают дидактическую задачу, и дидактический материал которые доступно знакомят дошкольников со временем.

К сожалению, дети не успевают полноценно и свободно поиграть из-за перенасыщения режимного времени дополнительными занятиями. Ослабление внимания к игре происходит также и в связи с недостаточностью у воспитателей знаний и умений в области игровой деятельности детей.

Одним из возможных решений проблемы, считаем реализацию работы по развитию восприятия времени путем выполнения различных видов игр и упражнений.

Изучением проблемы восприятия занимались многие современные физиологи и психологи Л.А. Венгер, Р.А. Гранит, А.В. Запорожец, В.П. Зинченко, Т.С. Комарова, Е.Е. Кравцова, Т.В. Лаврентьева, Е. Н. Соколов, К.В. Тарасова, В.В. Юртайкин и другие.

Изучением восприятия у детей с нарушениями речи занимались такие ученые, как Г.В. Бабина, Т.В. Волосовец, Л. И. Белякова, Г.А. Волкова, Ж.М. Грозман, Ю. Ф. Гаркуша, Е.М. Мастюкова, О.Н. Усанова, Л. С. Цветкова и другие.

В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая очень большое значение для развития ребенка дошкольного возраста (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин, Н.Я. Михайленко, Е.И. Тихеева, Н.А. Короткова, Р.И. Жуковской, Д.В. Менджерицкой.

Особенности развития (речевого, познавательного, личностного) дошкольников с общим недоразвитием речи довольно подробно раскрыты в логопедической и психологической литературе Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Ю.Ф. Гаркуша, В.П. Глухова и др.

Объект: процесс развития восприятия у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Предмет: развитие восприятия времени у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством игр и упражнений.

Цель: определить особенности развития восприятия времени у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе игры.

Задачи:

1. На основе анализа психолого-педагогической литературы дать общую характеристику восприятия времени и его особенности у детей старшего дошкольного возраста.

2. Охарактеризовать сущность понятия общее недоразвитие речи и его особенности у детей старшего дошкольного возраста.

3.Определиь уровень развития восприятия времени у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

4.Спланировать и реализовать игры и упражнения, направленные на развитие восприятия времени у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Методы исследования: Анализ психолого-педагогической литературы, методика «Определение развития восприятия времени» разработанная С.Д. Забрамной, О.В.Боровик.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использовать игры и игровые упражнения по развитию восприятия времени воспитателями, дефектологами, логопедами, родителями, педагогами-психологами.

База исследования: Исследование проводилось на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 274 Красноармейского района Волгограда» с декабря 2017 по апрель 2018 года. В исследовании приняли участие 10 детей старшей группы в возрасте 5-6 лет.

Уважаемый председатель Государственной аттестационной комиссии и

Уважаемые члены Государственной аттестационной комиссии!

Разрешите представить Вам мою выпускную квалификационную работу на тему «Развитие восприятия времени у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи  в процессе игры»

 

 Тему моей дипломной работы я считаю актуальной, потому что, время в педагогике и психологии - предмет многочисленных исследований. С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, ежеминутно, глядя на часы. Время является регулятором всей деятельности человека.

Во времени жи­вет и ребенок. Детей зна­комят с окружающим миром, в котором все события протекают во времени. Временные характеристики реальных явлений, их длительность, порядок следования друг за другом, скорость протекания, частоту повторений и ритм необходимо показывать и объяснять дошкольникам.

Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, из­мерять время, чувствовать его дли­тельность, менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятель­ность во времени создает основу для развития таких качеств лич­ности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повсе­дневной жизни.

Вместе с тем специфические особенности времени как объектив­ной реальности затрудняют его восприятие детьми, особенно его сложно воспринимать детям с общим недоразвитием речи. Время всегда в движении, течение времени всегда совершается в одном направ­лении — от прошлого к будущему, оно необратимо, его нельзя задержать, вернуть и «показать». Поэтому даже старшие дошколь­ники иногда сомневаются в существовании времени и просят его показать и потрогать.

Тема актуальна в том что, дошкольный возраст является благоприятным для развития временных представлений детей.

А для детей с общим недоразвитием речи проблема времени очень сложная задача. Это связанно с тем, что как развитие речи влияет на развитие психических процессов, так и развитие восприятия, мышления, и памяти человека неизбежно отражается на состоянии его речи. Этот факт делает необходимым более детальное и всестороннее изучение особенностей восприятия времени у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР).

Развитие восприятия времени служит основой психических процессов, знакомит детей с окружающим миром вырабатывает у них элементарные представления о смене явлений природы, представлений о сегодняшнем дне, планах на завтра.

В ФГОС ДО отмечено, что при разработке программы ДОУ нужно учитывать постановку образовательной деятельности таким образом, чтобы большая часть непосредственно образовательных занятий проходила в форме игры (п. 3.3.4.). Игры включают дидактическую задачу, и  дидактический материал которые доступно знакомят дошкольников со временем. 

К сожалению, дети не успевают полноценно и свободно поиграть из-за перенасыщения режимного времени дополнительными занятиями. Ослабление внимания к игре происходит также и в связи с недостаточностью у воспитателей знаний и умений в области игровой деятельности детей.

Одним из возможных решений проблемы, считаем реализацию работы по развитию восприятия времени путем выполнения различных видов игр и упражнений.

Изучением проблемы восприятия занимались многие современные физиологи и психологи Л.А. Венгер, Р.А. Гранит, А.В. Запорожец, В.П. Зинченко, Т.С. Комарова, Е.Е. Кравцова, Т.В. Лаврентьева, Е. Н. Соколов, К.В. Тарасова, В.В. Юртайкин и другие.

Изучением восприятия у детей с нарушениями речи занимались такие ученые, как Г.В. Бабина, Т.В. Волосовец, Л. И. Белякова, Г.А. Волкова, Ж.М. Грозман, Ю. Ф. Гаркуша, Е.М. Мастюкова, О.Н. Усанова, Л. С. Цветкова и другие.

В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая очень большое значение для развития ребенка дошкольного возраста (Л.А. Венгер, А.В.Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин, Н.Я. Михайленко, Е.И.Тихеева, Н.А. Короткова, Р.И. Жуковской,Д.В. Менджерицкой. Особенности развития (речевого, познавательного, личностного) дошкольников с общим недоразвитием речи довольно подробно раскрыты в логопедической и психологической литературе Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Ю.Ф. Гаркуша, В.П. Глухова и др.

Объект: процесс развития восприятия времени у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Предмет: развитие восприятия времени у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством игр.

Цель: определить особенности развития восприятия времени у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе игры.

Задачи:

1. На основе анализа психолого-педагогической литературы дать общую характеристику восприятия времени и его особенности у детей старшего дошкольного возраста.

2. Охарактеризовать сущность понятия общее недоразвитие речи и его особенности у детей старшего дошкольного возраста.

3.Определиь уровень развития восприятия времени у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

4.Спланировать и реализовать цикл  игр и упражнений, направленных на развитие восприятия времени у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Методы исследования: Анализ психолого-педагогической литературы, методика  «Определение развития восприятия времени» разработанная Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной).  

Практическая значимость исследования заключается в возможности использовать результаты работы педагогами дошкольного образовательного учреждения, родителями и др.

База исследования: Исследование  проводилась на базе МОУ детский сад МОУ ДОУ №274  г. Волгограда с декабря  2017 по апрель 2018 года. В исследовании приняли участие 10 детей старшей  группы в возрасте 5-6 лет.

В ходе исследования нами был определен круг задач, которые необходимо было решить.

Первая задача заключалась в том, чтобы проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме и дать общую характеристику восприятия времени и его особенности у детей старшего дошкольного возраста.

Без оперирования понятием времени мы не можем обойтись как в повседневной жизни, так и при описании большинства научных феноменов. Время носит важный характер по отношению ко всем психическим процессам, оно пронизывает и связывает их.

Восприятие времени – это отражение в мозгу объективной длительности, скорости, последовательности явлений действительности.

К признакам времени, которые осваивает ребенок относится понятие о времени суток, временах года, единиц измерения времени, течения времени (быстро, долго, часто, редко, вчера, сегодня, завтра). Ребенок учится различать эти понятия через восприятие физических и наглядных признаков, в постоянно повторяющейся деятельности. Взрослый помогает ему выделить признаки, которые в совокупности создают образ времени.

 

Вторая  задача нашего исследования заключалась в том, чтобы охарактеризовать сущность понятия общее недоразвитие речи и его особенности у детей старшего дошкольного возраста.

Общее недоразвитие речи у детей - речевая аномалия, при которой страдает формирование всех компонентов речевой системы: словаря, грамматического строя, звукопроизношения. Характерным является системное нарушение как смысловой, так и произносительной стороны речи.

Типичным является позднее развитие речи, ограниченный словарный запас, выраженный аграмматизм, а также недостаточность звукопроизношения и фонематического восприятия.

Словарный запас отстает от возрастной нормы, выявляется незнание многих слов. Навыками словообразования дети не владеют.

При использовании простых предложений отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций. Возможны замена предлога и нарушение предложных форм. Союзы и частицы в речи употребляются редко.

Фонетическая сторона речи детей также не соответствует возрастной норме. Дети могут более свободно общаться с окружающими. Однако нередко их речь понятна лишь после соответствующих объяснений взрослых. Самостоятельное общение остается затрудненным.

Мы познакомились с трудами педагогов О.Е.Громовой, Е.А.Логиновой, С.А.Юдиной, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, И.Т. Власенко, которые внесли свой вклад в разработку рекомендаций проведения игр с детьми имеющими общее недоразвитие речи.

Авторы отмечают, что необходимо в играх учитывать особенности речи детей. Так авторы говорят, что словарь этих детей отличается бедностью, недифференцированностью, малым количеством включенных в речь глаголов, и прилагательных. У детей отмечается недостаточная устойчивость, трудности включения, распределения и переключения внимания, поэтому они часто отвлекаются, обращают внимание на несущественные детали, упускают существенное, не могут адекватно оценить ситуацию. Детям сложно воспринимать длинные инструкции, необходимо кратко, с использованием наглядности.

 

 

Третья  задача нашего исследования заключалась в том, чтобы определить уровень развития восприятия времени у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

С этой целью было проведено исследование представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в игровой деятельности на базе МОУ детский сад МОУ ДОУ №274  г. Волгограда.

После проведения 3-х методик было выявлено, что уровень временных представлений: высокий у 20%, средний у 40%, низкий у 40% детей.

Таким образом, 40% детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи имеют уровень развития восприятия времени ниже возрастной нормы. Данные дети не владеют навыками оценивать временной интервал равный одной минуте, представления детей о временах года и частях суток плохо дифференцированы.

Изучение особенностей развития восприятия времени у дошкольников с общим недоразвитием речи показало, не у всех детей сформированы представления о текучести времени, многие дошкольники не знают последовательность времен года, части суток. В связи с этим возникла необходимость проведения целенаправленной работы по развитию восприятия времени у детей с общим недоразвитием речи посредством игр и упражнений.

 

Четвертая задача нашего исследования заключалась в том, чтобы с планировать и реализовать цикл  игр и упражнений, направленных на развитие восприятия времени у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Мы осуществляли работу по развитию восприятия времени у детей с общим недоразвитием речи. На основе данных диагностики были определены следующие направления работы

- развивать умения определять последовательность времен года,

- развивать способность определять части суток;

- формировать чувство времени;

- развивать речь ребенка, закреплять в активной речи такие понятия, как «вчера, сегодня, завтра», «сейчас, потом», «ужинаем, обедаем».

Были отобраны дидактически игры и  упражнения, направленные на развитие данных задач. Например, «Собери картинку»; «К какому времени года подходит?»; «Что сначала, что потом?»; «Угадай, картинку – отгадку поднимай». Формировали умение оценивать временной интервал равный трем и одной минутам с помощью дидактических игр «1 минута», «З минуты» и др.

Родителей подключали к нашей работе, закрепляя полученные в играх навыки.

Таким образом, успешно реализована цель,  решены все задачи исследовательской работы.

Благодарю за внимание!

Приобрести этот диплом (в интернете не выкладывается) можно за 500 руб. 

Заказать индивидуальный диплом можно у педагога-профессионала.


Дата: 16/8/2018г.
Уникальность текста: 65
Всего содержится листов: 68
Использовался основной шрифт: 14
Эта работа была продана за: 10000


Скачать эту работу (для ознакомительных целей): скачать

Нужна работа, написанная специально для тебя? Жми:

Заказать дипломную работу по предмету педагогика


(так же сможешь заказать любую другую работу)


Поделитесь этой статьей со своими друзьями:



Мои похожие работы:

81 - Психологическое консультирование женщин в ситуации развода
70 - Особенности использования дидактических игр при ознакомлении дошкольников с растениями уголка природы
274 - Характеристика на студента, прошедшего производственную практику
207 - Особенности использования дидактических игр при ознакомлении дошкольников с животными на территории детского сада
202 - Работаем над ошибками после семейной ссоры




|2017 - 2024 © copyright| |Пользовательское соглашение|