Развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры

Название предмета: педагогика
Категория: дипломная работа

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры……………………………………………………………………………….7

    1. Понятие познавательного интереса в психолого-педагогической литературе………………………………………………………………… 7
    2. Специфика развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста ……………………………………………………15
    3. Виды дидактических игр в развитии познавательного интереса у старших дошкольников…………………………………………………..19

Выводы по 1 главе……………………………………………………….28

Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры………………….………………………………………….29

2.1. Диагностика развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста ………………………………………………………….29

2.2. Формирующая работа по развитию познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры..….….….41

2.3. Анализ эффективности проведенной работы…………………………….58

Выводы по 2 главе………………………………………………………………65

Заключение……………………………………………………………………….67

Список использованной литературы…………………………………………..69

Приложение………………………………………………………………………74

 

 

Введение

Актуальность проблемы повышения качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами воспитания и развития детей дошкольного возраста, что подтверждается реализацией федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО).

ФГОС ДО в качестве одного из принципов дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательной активности ребёнка в различных видах деятельности.

Особую актуальность проблема познавательного интереса приобретает именно на этапе дошкольного детства. Проявляясь в любознательности, интеллектуальной инициативе, стремлении к знаниям, познавательный интерес обеспечивает развитие ребенка-дошкольника, расширяет содержание его познавательной потребности, обеспечивает становление познавательной мотивации дошкольника, способствует формированию произвольности его поведения, что в свою очередь, является ведущими критериями готовности ребенка к школе.

Проблема развития познавательного интереса дошкольников – одна из важных в детской психологии и педагогике, так как взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельности, а ещё и потому, что интерес является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, ее самостоятельности и инициативности.

Проблеме познавательного интереса, способам его развития были посвящены исследования Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Л.И. Божович, П.И. Гальперина, А.М. Матюшкина, В.В. Давыдова, А.В. Петровского, Г.М. Щукиной, Т.И. Шамовой, Н.Ф. Талызиной, Д.Б.Эльконина, И.С. Якиманской и других.

Познавательный интерес при правильной педагогической организации деятельности детей и систематической и целенаправленной воспитательной работы может и должен стать устойчивой чертой личности дошкольника и оказывать сильное влияние на его развитие.

Большие возможности в развитии познавательного интереса у дошкольников представляют дидактические игры, посредством которых происходит расширение поля познаваемых объектов и явлений. В ходе игр у детей появляется необходимость узнать как можно больше интересного и нужного.

Проблема, связанная с развитием познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры вызвана тем, что, несмотря на достаточную научно-методическую разработанность данного вопроса, в практике работы воспитателей наблюдается отсутствие системности и целенаправленности в работе. В связи с совершенствованием системы дошкольного образования, введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, необходимо осуществить поиск эффективных приемов проведения дидактических игр с целью развития познавательных интересов старших дошкольников. Все это определяет актуальность данной работы.

Объект исследования – процесс развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследованиядидактические игры для развития познавательного интереса детей старшего дошкольного.

Цель данного исследования – выявить влияние дидактических игр на развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

    1. Раскрыть понятие познавательного интереса в психолого-педагогической литературе;
    2. Изучить специфику развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста;
    3. Рассмотреть виды дидактических игр в развитии познавательного интереса у старших дошкольников;
    4. Исследовать уровень развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста;
    5. Провести формирующую работу по развитию познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры;
    6. Дать анализ эффективности проведенной работы.

Гипотеза исследования. Развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры будет эффективным, если:

– осуществляется диагностика познавательных интересов дошкольников;

– применяются предложенные дидактические игры;

– создана пространственная предметно–развивающая среда, способствующая самостоятельной познавательной и игровой деятельности детей.

В работе использовался комплекс методов: теоретические (систематизация, обобщение, анализ, синтез, индукция, дедукция); эмпирические (анализ психолого-педагогической и методической литературы, педагогическая диагностика, включающая входной и итоговый этапы, анализ развивающей предметно-игровой среды, педагогическое наблюдение в ходе организации педагогического процесса по развитию познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры.

Методологической основой исследования являются философские принципы теории и практики, а также научные работы, как и отечественных, так зарубежных, исследователей. Проблема формирования познавательных интересов дошкольников раскрывается в работах А.В. Запорожца, Л.А. Венгера, Е.А. Гребенщиковой, А.П. Усовой, A.M. Фонарева и др.

Практическая значимость исследования заключается в разработке и апробации дидактических игр по развитию познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста, разработке рекомендаций педагогам и родителям.

База исследования: МБДОУ детский сад.

Структура работы включает введение, две главы, заключение и список использованной литературы.

 

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры

    1. Понятие познавательного интереса в психолого-педагогической литературе

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет, что «реализация Программы» должна осуществляться в «формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности» [45].

В Стандарте также определено значение познавательного развития дошкольников, которое «предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий» [45].

Содержание образовательной области «Познавательное развитие» включает в себя: развитие любознательности и познавательной мотивации, познавательной активности, познавательного интереса. Исходя из этого, познавательное развитие дошкольников следует рассматривать как процесс постепенного перехода от одной стадии развития познавательной деятельности к другой.

В научной литературе представлены разные точки зрения относительно сущности понятия «познавательный интерес». Рассмотрим более подробно понятие «интерес». В психологической литературе под этим термином понимают положительное отношение субъекта к его деятельности; «сложное отношение человека к предметам и явлениям окружающей действительности, в котором выражено его стремление к всестороннему, глубокому изучению этих явлений, познанию их существенных свойств» [16, с. 15]. Познавательный интерес определяется и как «форма проявления познавательной потребности, обеспечивающую направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующую ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности» [24, с.67].

По мнению Т. А. Ильиной, познавательный интерес – это важнейшая область общего феномена интереса. Его предметом является самое значительное свойство человека: познавать окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но и в стремлении проникать в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость.

    1. Специфика развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

В исследованиях отечественных учёных А.В. Запорожца, А.П. Усовой, П.Я. Гальперина, Л.А. Венгера дошкольное детство определяется как период, оптимальный для познавательного развития. Ребенок может не только познавать внешне наглядные свойства предметов и явлений, но и способен усваивать представления об общих связях, овладеть способами анализа и решения разнообразных проблемных задач [19, с.78].

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста происходит постепенно, в соответствии с логикой познания предметов окружающего мира и логикой самоопределения личности в окружающей среде. Важнейшей задачей педагогов дошкольных образовательных организаций является определение путей, создание условий для стимулирования познавательной активности ребенка дошкольного возраста.

У старших дошкольников, как отмечает Л.Н. Рябова, познавательное развитие представляет собой сложный комплексный феномен, который включает развитие познавательных процессов (восприятие, мышление, внимание, память, воображение), представляющие собой разные формы ориентации ребёнка в окружающем его мире, в себе самом и регулируют его деятельность [34].

По своей природе дети дошкольного возраста стремятся к активной деятельности. Задача взрослых – развить это стремление. Чем полнее, разнообразнее детская деятельность, тем она более значима для ребенка и успешнее идет его развитие.

Развивая познавательную активность у детей дошкольного возраста, мы развиваем и детский интеллект. Как отмечал Н. Н. Поддъяков, «причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности их интеллектуальных впечатлений, интересов» [30, с.168]. Поэтому вопрос полноценного развития интеллектуальных и познавательных способностей детей дошкольного возраста по-прежнему остается актуальным на сегодняшний день.

Как отмечают А.С. Уржумова, Н.А. Степанова, впервые познавательная задача начинает выступать перед ребёнком в дошкольном возрасте. А. В. Запорожец считал, что отношение дошкольника к познавательной задаче характеризуется некоторым своеобразием, которое заключается в том, что решение интеллектуальной задачи происходит не в контексте особой познавательной деятельности, а побуждается практическими и игровыми мотивами. Так, основной задачей у старших дошкольников становится понимание принципа решения той или иной головоломки, в то время как интерес к самому процессу игры, к выигрышу отступает на задний план.

    1. Виды дидактических игр в развитии познавательного интереса у старших дошкольников

К эффективным методам познавательного развития дошкольников относится дидактическая игра. Особенности развития детей в современной дошкольной образовательной организации в игровой деятельности исследовались в трудах Ю.П. Азаровой, Т.М. Бондаренко, Л.Г. Горьковой, Е.И. Логиновой, Л.А. Обуховой, Г.А. Урунтаевой и др.

Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности, познают мир природы и социальных отношений. Игра представляет собой средство познания ребенком действительности. Д.Б. Эльконин подчеркивал, что игра – это сложное психологическое явление, которое дает эффект общего психического развития. По утверждению К.Д. Ушинского, в игре ребенок «живет» и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни. В игре ребенок познает правила общения с людьми, развивает свои умственные способности и познавательные интересы, которые особенно важны для успешного обучения в школе. Игра для ребенка – это, прежде всего, серьезное занятие. Использование дидактической игры как средства развития познавательного интереса детей дошкольного возраста уходит своими корнями далеко в прошлое [19, с.128].

Дидактические игры впервые были введены в педагогику Ф. Фребелем и М. Монтессори для детей дошкольного возраста. Фребель придавал игре большое воспитательное значение: игра развивает ребенка физически, обогащает его речь, мышление, воображение; игра является наиболее типичной деятельностью для детей дошкольного возраста. Потому основой воспитания детей в детском саду Фребель считал игру. Им разработаны различные игры для детей (подвижные, дидактические).

В отечественной педагогике родоначальником применения игры в процессе обучения является К.Д. Ушинский. Он утверждал, что игра – это необычный род деятельности человека, легкий и в тоже время сознательный, под которым понимается стремление чувствовать, действовать и жить [цит. по 20, с.118].

В различных системах обучения игре отводится особое место. Определяется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка.

Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры

2.1. Диагностика развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

Экспериментальное исследование особенностей развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры было проведено в старшей группе МБДОУ детский сад № 4 «Экият» г. Мамадыш.

На протяжении шести месяцев осуществлялся педагогический эксперимент.

Цель эксперимента: изучить возможности применения дидактических игр в развитии познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста.

В эксперименте участвовало 40 детей, которых мы разделили на две группы (экспериментальную и контрольную). Экспериментальную группу составили 20 детей старшей группы МБДОУ детский сад № 4 «Экият», контрольную – 20 детей старшей группы МБДОУ детский сад № 3 «Светлячок».

Был составлен план работы.

1. Этап. Подготовительный. На этом этапе мы осуществили анализ теоретических исследований по развитию познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста.

2. Этап основной. Состоял из следующих этапов:

Констатирующий.

На этом эксперимента мы подобрали материалы для диагностики познавательного интереса дошкольников, провели диагностическое исследование, выявили исходный уровень познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста в контрольной и экспериментальной группах.

Формирующий.

На втором этапе эксперимента была разработана и апробированы дидактические игры, направленные на развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста. Проведены игры с детьми экспериментальной группы.

Контрольный.

На третьем этапе эксперимента осуществлялась контрольная диагностика эффективности проведенной работы по развитию познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста в контрольной и экспериментальной группах.

3 этап. Заключительный. На этом этапе мы анализировали полученные данные, оформляли результаты исследования, делали выводы.

В качестве инструментария для исследования особенностей проявления познавательной активности были использованы методики:

- Методика 1. «Волшебный цветок» (Е. Э. Кригер)

- Методика 2. «Вопросы к картинкам» И.А. Бурлаковой на выявление познавательной активности.

2.2. Формирующая работа по развитию познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры

 

На втором этапе эксперимента осуществлялась формирующая работа по развитию познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры.

План формирующего эксперимента:

  1. Осуществить подбор дидактических игр, направленных на развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста;
  2. Апробировать дидактические игры в ходе работы с детьми;
  3. Развивать познавательные интересы детей старшего дошкольного возраста в дидактических играх под нашим руководством;
  4. Наблюдать за проявлением познавательной активности детей в самостоятельных играх;
  5. Сделать вывод о влиянии дидактических игр на развитие познавательных интересов дошкольников.

Были поставлены следующие задачи формирующей работы:

- создавать благоприятные условия для обогащения и развития игровой деятельности по формированию знаний в различных областях;

- расширять кругозор и любознательность;

- учить побуждать к использованию приобретенных знаний и умений, полученных при восприятии окружающего мира, литературных произведений, просмотра познавательных телепередач;

- развивать у детей игровые умения, социальные навыки, коммуникативные способности;

- воспитывать эмоционально-положительное отношение к играм, стремление играть дружно.

Была разработан план дидактических игр, направленных на развитие познавательных интересов старших дошкольников (Приложение 6).

2.3. Анализ эффективности проведенной работы

На заключительном этапе эксперимента осуществлялась контрольная диагностика эффективности проведенной работы по развитию познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста.

В качестве инструментария для исследования особенностей проявления познавательной активности были те же методики:

- Методика 1. «Волшебный цветок» (Е. Э. Кригер);

- Методика 2. «Вопросы к картинкам» И.А. Бурлаковой.

В экспериментальной группе по 1 методике были получены следующие результаты (Приложение 7).

В ходе беседы с детьми мы заметили, что некоторые дети стали задавать больше познавательных вопросов и делиться с нами информацией. Например, Катя ответила: «Я выбираю опыт с магнитом, потому что мне интересно проводить разные эксперименты. Потом я хочу провести опыт с водой. Но только чтобы это интересно было. А давайте будем определять, какие предметы тонут?». Анна ответила: «Я выбираю опыт с водой, потом я хочу провести опыт с магнитом. А давайте проверим, что магнит будет притягивать?». У этих детей можно говорить о расширении познавательных потребностей.

Приобрести этот диплом (авторство (80%), в интернете не выкладывался, можно у автора.

Цена договорная. Оценка отлично.

Напишите автору.


Дата: 19/8/2018г.
Уникальность текста: 80
Всего содержится листов: 97
Использовался основной шрифт: 14
Эта работа была продана за: 10000


Скачать эту работу (для ознакомительных целей): скачать

Нужна работа, написанная специально для тебя? Жми:

Заказать дипломную работу по предмету педагогика


(так же сможешь заказать любую другую работу)


Поделитесь этой статьей со своими друзьями:



Мои похожие работы:

232 - Особенности уроков внеклассного чтения при изучении литературы в средних классах
206 - Народные игры как средство воспитания у детей дошкольного возраста положительного отношения к физической культуре
219 - Дизайнерский анализ промышленного изделия
196 - Тест Кеттелла. 16-ти факторный личностный опросник Кеттелла.
130 - Актуальные проблемы образовательной системы России
210 - Педагогические условия формирования эмпатии у дошкольников при использовании методики психо-коррекционных занятий




|2017 - 2024 © copyright| |Пользовательское соглашение|