Содержание
Введение……………………………….………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы обеспечения преемственности в работе дошкольной образовательной организации и начальной школы в рамках ФГОС……….………………………………………………………………….…..7
Выводы по первой главе…………..…………………….………..………26
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей реализации преемственности дошкольной образовательной организации и начальной школы…….…………………….………………..………………………...…..27
2.1. Анализ обеспечения преемственности в ДОО…………..….……...27
2.2. Преемственные формы и методы организации деятельности в ДОО и школе ………………………………………………………….………..…..….48
2.3. Оценка эффективности проведенной работы по обеспечению преемственности в ДОО………………..………………………........................61
Выводы по второй главе………….……………………...……..……..….65
Заключение……………………………...……………………....…....68
Список использованной литературы…………..……..…...71
Приложения...……………………………………………...……….....77
Введение
Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым, потому необходимость сохранения целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России.
Переход ребенка-дошкольника в школьную образовательную среду – это переход его в иное культурное пространство, в другую возрастную категорию и социальную ситуацию развития. Обеспечение успешности этого перехода – проблема единения усилий работников детского сада и начальной школы.
Введение новых Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) дошкольного образования является важным этапом преемственности деятельности детского сада и школы. Введение утвержденных на государственном уровне стандартов образования существенно способствует обеспечению преемственности и перспективности повышения качества образования в целостной системе.
Необходимость организованной деятельности по преемственности дошкольного и начального общего образования назрела в связи с модернизацией российского образования и в связи с переходом на новый стандарт образования, который предполагает, что у дошкольника при поступлении в первый класс должны быть сформированы интегративные качества, которые создадут предпосылки для формирования универсальных учебных действий. Современный первоклассник должен не только обладать инструментом познания, но и уметь им осознанно пользоваться. Это означает, что сегодня школа должна строить работу не с нуля, а основываться на достижениях дошкольника. Статистические данные свидетельствуют, что сегодня в первом классе тратится до 60 % учебного времени на то, что могли бы сделать дошкольные образовательные организации (ДОО), и на коррекцию того, что ими было сделано некомпетентно. Это говорит об отсутствии преемственности и непрерывности между дошкольным образованием и начальной школой.
Изучению проблеме обеспечения преемственности между дошкольным образованием и начальной школой посвятили исследования ученые О.С. Богданова, A.B. Запорожец, Б.Г. Ананьев, С.М. Годник, А.Г. Мороз, А.М. Пышкало, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин, Ю.А. Самарин и др.
Необходимость соблюдения принципа преемственности и дальнейшей углубленной системной разработки рассматривалась в трудах Ю.К. Бабанского, Н.И. Болдырева, Н.К. Гончарова, М.А. Данилова, Б.П. Есипова, Р.Б. Стеркиной.
В связи с принятием Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) и Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования возникла проблема обеспечения преемственности между детским садом и начальной школой. Учителям начальной школы и педагогам детского сада необходимо осуществить поиск преемственных форм и методов организации образовательной деятельности в ДОО и школе. Все это определяет актуальность выбранной темы: «Преемственность в работе дошкольной образовательной организации и начальной школы в рамках ФГОС».
Объект исследования – процесс организации преемственности уровней и ступеней образования.
Предмет – педагогические основы реализации принципа преемственности в подготовительной группе.
Цель исследования – выявление особенностей обеспечения преемственности в работе дошкольной образовательной организации и начальной школы в рамках ФГОС.
Проблемы преемственности дошкольного и начального образования актуализируются В. В. Марковой, А. С. Лебедевой, Е. Б. Пискуновой, Н. Ф. Виноградовой и другими исследователями.
Преемственность подразумевает взаимодействие образовательных организаций: детского сада и начальной школы при определении целей, задач, содержания, методов и форм работы. На этой основе возникают технологии интегрированного функционирования дошкольных и начальных образовательных учреждений. Они рассматриваются в работах С. А. Шадовой, Г. А. Смирновой, Р. Б. Стеркиной, Л. П. Тарасовой и др.
Педагогические условия преемственности в различных направлениях определяются А. В. Запорожцем, С. А. Лебедевой, Р. Б. Стеркиной, 3. Б. Лопосоновой, Т. А. Плотниковой и др. [12, с.11].
Т. Н. Астраханцева считает, что преемственность должна осуществляться в условиях тесного взаимодействия воспитателей и учителей, как в методическом обеспечении педагогического процесса, так и в практическом его осуществлении, глубокого знания сущности предмета преемственности в дошкольном и младшем школьном возрасте, соблюдения преемственности в среде жизнедеятельности детей в детском саду и начальной школе, приобщения родителей к конкретной педагогической деятельности, включения детей дошкольного и младшего школьного возраста в продуктивные виды деятельности, отвечающие психофизическим особенностям детей, а также взаимодействия дошкольников и младших школьников. Эти условия могут служить опорными пунктами в определении условий преемственности при подготовке детей к обучению [5, с.11].
В.А. Блинова пишет, что «преемственность как основа всякого развития в природе, обществе обеспечивает единство, непрерывность, целостность, взаимосвязь того или иного процесса» [7, с.3].
Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей детского сада и школы является четкое понимание целей, задач и содержания осуществления преемственности, доброжелательный деловой контакт между педагогами.
Основными задачами сотрудничества ДОО и школы являются:
- установление единства стремлений и взглядов на воспитательный процесс между детским садом, семьей и школой;
- выработка общих целей и воспитательных задач, путей достижения намеченных результатов;
- создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса – воспитателей, учителей, детей и родителей;
- всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;
- оказание психологической помощи в осознании собственных семейных и социальных ресурсов, способствующих преодолению проблем при поступлении ребенка в школу;
- формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей [23, с.15].
Ж. Р. Аленкина, А. А. Токарев выделяют следующие формы работы детского сада и школы по обеспечению преемственности:
- посещение воспитателями детских садов уроков в школе, а учителями школ занятий в детском саду с последующим обсуждением, вынесением рекомендаций;
- совместные тематические совещания учителей начальных классов и воспитателей дошкольных организаций с участием руководителей;
- проведение родительских собраний в старших группах с участием учителей и воспитателей;
- изучение воспитателем и учителем программ детского сада и первого класса с целью выявления, какими знаниями, умениями и навыками овладели дети в дошкольном учреждении. Изучая программу первого класса, воспитатели узнают требования школы к первоклассникам, учитывают их в воспитании и обучении дошкольников;
- организация различных мероприятий по подготовке детей к школе с участием родителей;
- беседы учителей с воспитателями о детях, уходящих первого сентября в школу, устная характеристика о слабых и сильных детях, о состоянии здоровья детей группы, о характере коллективных взаимоотношений, об усвоении детьми правил поведения, об отношении детей к старшим, о развитии познавательных интересов, о волевом развитии, а также о развитии интеллекта: пытливости, любознательности, критичности и т. д.;
- совместная подготовка к конференциям, организация выставок;
- взаимопосещения утренников и концертов [2, с.15].
Экспериментальное исследование особенностей реализации преемственности дошкольной образовательной организации и начальной школы было проведено на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №27 общеразвивающего вида «Теремок» Чистопольского муниципального района Республики Татарстан и МБОУ СОШ № 51.
Педагогический эксперимент проводился с 1 сентября 2017 года по 25 мая 2018 года с 40 детьми подготовительной к школе группы в возрасте 6-7 лет.
В ходе работы была поставлена цель: изучить особенности обеспечения преемственности между детским садом и школой для того, чтобы сделать процесс вхождения ребенка в начальную школу безболезненным, избежать проблем адаптации. Для достижения поставленной цели, проверки выдвинутой гипотезы, мы осуществляли свою работу в несколько этапов:
Подготовительный этап (сентябрь-октябрь 2017 г.) – мы изучили методическую литературу по проблеме преемственности между детским садом и школой. Был изучен анализ состояния проблемы преемственности в теории и практике, определены цели, объект и предмет исследования.
Мы изучили нормативные документы, учебную документацию детского сада и начальной школы, опыт работы педагогов и психологов, занимающихся решением вопросов, связанных с обеспечением преемственности и подготовкой детей к школе.
В ходе этого этапа мы выяснили, что детский сад «Теремок» сотрудничает со школой № 51 уже много лет. За этот период была проделана большая работа: изучена нормативно-правовая документация, даны цель и задачи, составлен план работы детского сада «Теремок» по осуществлению преемственности со школой № 51. Мы изучили план работы детского сада и другие нормативные документы, учебную документацию детского сада. В ходе анализа было выяснено, что вначале каждого учебного года школа заключает договор преемственности с детским садом, составляет план совместной деятельности.
Основной этап (ноябрь 2017 - апрель 2018 г.) – экспериментально-аналитический включал констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.
На констатирующем этапе проводилось исследование работы, проводимой в детском саду по обеспечению преемственности. Мы изучили План работы по преемственности МБДОО «Детский сад №27 общеразвивающего вида «Теремок» и МБОУ СОШ № 5 (Приложение 3); проведенные мероприятия по плану преемственности, провели опрос педагогов о реализации тех мероприятий, которые были запланированы в плане и изучили их мнение о проблемах осуществления преемственности, о тех формах и видах деятельности, которые они используют в своей работе.
Мы также изучили мнение родителей о проводимой работе в детском саду по обеспечению преемственности и подготовке детей к школе, опросили родителей о степени их удовлетворенности образовательными услугами, выявили их проблемы.
Мы провели опрос среди детей «Ожидания от школы», чтобы изучить их мнение о будущем обучении школе, выяснить, насколько у детей сложились представления о школе и последующем школьном обучении. Нам было важно узнать, сформировались ли у детей познавательные интересы в этом возрасте или же еще сохраняются игровые мотивы.
Формирующий этап эксперимента.
Цель: осуществить работу по преемственным направлениям.
Задачи:
На формирующем этапе мы осуществляли работу по плану по обеспечению преемственности образования в детском саду № 27 и начальной школе № 51. На данном этапе мы стремились к созданию условий, обеспечивающих эффективность осуществления преемственности. Работа проводилась по трем направлениям:
- работа с детьми по развитию их познавательных интересов и мотивации;
- работа с родителями по информированию их об особенностях подготовки детей к школе посредством родительского собрания, индивидуальных бесед и консультаций;
- работа с педагогами по изучению опыта их сотрудничества с учителями начальных классов посредством бесед, наблюдений, участия в обсуждении проблем преемственности в форме круглого стола.
На формирующем этапе на основе плана преемственности МБДОО «Детский сад №27 общеразвивающего вида «Теремок» и МБОУ СОШ № 51, мы составили перспективный план работы с детьми.
Перспективный план работы с детьми по обеспечению преемственности между детским садом и школой представлен в Приложении 2.
Рассмотрим, как проходила работа по плану.
В сентябре мы с детьми посетили торжественную линейку возле здания школы.
Воспитатель: ребята, хочу сегодняшнюю экскурсию начать со стихотворения-загадки Илоны Грошевой.
Рано-рано утром
Вся большая улица
Смотрит в окна из домов
Мальчиком любуется.
Кто это красивый по улице идёт?
Дети отвечают: ученик, первоклассник.
Воспитатель: Ребята, сегодня 1 сентября. Сегодня все дороги ведут к школе. И мы с вами отправляемся на линейку, чтобы посмотреть, как первоклассники идут в школу.
Возле торжественной линейки, мы собрали детей полукругом:
- Посмотрите, какие нарядные ученики с цветами, взволнованные родители. Первое сентября является государственным праздником – День знаний. Вы в следующем году тоже станете первоклашками.
Дошкольники с волнением и восторгом смотрели на первоклашек. Детям тоже захотелось скорей в школу!
Мы стояли на линейке с детьми и слушали торжественное приветствие директора школы, поздравления педагогов, песни в исполнении школьников и первый звонок.
День знаний оставил яркие и незабываемые впечатления у наших детей. По дороге в детский сад дети оживленно беседовали о школе, рассказывали друг другу, как они пойдут в школу. Посещение линейки способствовало созданию праздничного настроения, формировало у детей желание вновь прийти в школу в качестве учеников.
На заключительном этапе эксперименты была проведена контрольная диагностика и оценка эффективности, проведенной работы по обеспечению преемственности в ДОО.
В процессе контрольной диагностики были получены следующие результаты:
- высокий уровень школьной мотивации выявлен у 24 человек (60%). Эти дети показали наличие учебной познавательной мотивации, большое желание идти в школу, чтобы получать знания;
- средний уровень школьной мотивации выявлен у 16 человек (40%). Этих детей привлекает все еще внешняя сторона обучения, сохраняются игровые мотивы;
- низкий уровень школьной мотивации не выявлен.
Диаграмма сравнительных результатов диагностики подготовки детей 6-7 лет к обучению в школе представлена на рисунке 2.3.
Рис.2.3. Динамика уровня школьной мотивации детей 6-7 лет
Итак, в процессе контрольной диагностики было выявлено, что высокий уровень школьной мотивации увеличился на 20% и составил 60%, средний – увеличился на 5% и составил 40%, низкий уровень не выявлен.
Приложение 1
План работы по преемственности
МБДОО «Детский сад №27 общеразвивающего вида «Теремок»
и МБОУ СОШ № 5
Приложение 2
Перспективный план работы с детьми по обеспечению преемственности между детским садом и школой
Сентябрь
1. Посещение торжественной линейки в школе
Цель: Создать праздничное настроение, формировать школьную мотивацию.
2. Рисование на тему: «Что тебе понравилось в школе».
Цель: отразить свои впечатления в рисунке, способствовать выработке желания учиться в школе.
3. Родительское собрание на тему: «Как мы готовимся к школе» с участием заведующей детским садом, учителя, медработника, педагога-психолога.
Приложение 3
План занятий «Почемучка» для детей подготовительной группы
Тема занятия | Цель | Игры и виды деятельности |
Занятие 1 «Я будущий школьник» | - развитие личностных качеств детей | – игра-приветствие «Покажи свое хорошее настроение»; – игра «Знаки поведения» (формирование у детей знаний о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в группе; развитие как вербальных, так и невербальных навыков общения); – игра «Мои друзья» (развитие навыков сотрудничества); – рисование «Я будущий школьник» (расширение представлений о личностных качествах); – упражнение «Из чего же сделан я» (освоение навыков самопрезентации с помощью ассоциативного мышления) и пр. |
Приложение 5
Круглый стол по теме: «Проблемы преемственности детского сада и школы, пути их решения»
Организаторы: МБДОУ «Детский сад №27 общеразвивающего вида «Теремок».
Место проведения: актовый зал МБДОУ «Детский сад № 27» и МБОУ СОШ № 51.
Категория участников: руководители и педагогические работники МБДОУ «Детский сад № 27» и МБОУ СОШ № 51.
Цель: обозначить проблемы преемственности дошкольного и начального образования и пути их решения.
Скачать полный диплом (оригинальность 75%) можно у автора (в интеренете не выкладывался), возможны доработки и поднятие оригинальности.
Напишите. О цене договоримся.