Содержание
Введение……………………………………………………………………….....3
Глава 1. Теоретические аспекты организации внеклассного чтения в старших классах…………………………………………………………………..6
Выводы по I главе…………………………………………………….….16
Глава 2. Особенности проведения уроков внеклассного чтения старших классах по лирике М. Агашиной и Т. Брыксиной……………………………..17
2.1. Методические рекомендации по организации урока внеклассного чтения «Открытия души по лирике Маргариты Агашиной»…………………17
2.1. Методические рекомендации по организации урока внеклассного чтения «Жизнь – изумление мое по лирике Татьяны Брыксиной»………….25
Выводы по II главе………………………………………………………..32
Заключение………………………………………………………………..33
Список использованной литературы……………………………………35
Введение
Вопросы организации и проведения уроков внеклассного чтения в старших классах являются особенно актуальными, так как в настоящее время снижается качество литературного образования учащихся. Учителя, родители, методисты отмечают отсутствие интереса к самостоятельному чтению школьниками. А между тем, широкая начитанность определяет личность ученика – его кругозор, интересы, способность воспринимать прекрасное в искусстве и жизни.
В наше время трудно представить человека, который бы не понимал, что книга является могущественным орудием воспитания, но далеко не все представляют себе, каким образом побудить старшеклассников обратиться к чтению художественных произведений самостоятельно, как в школьниках воспитать настоящего читателя.
Проблема организации внеклассного чтения в современных условиях становится особенно актуальной в условиях, когда с развитием средств массовой информации и компьютерной техники у учеников наблюдается переход от книжной культуры к образной и наглядно-звуковой.
Внеклассное самостоятельное прочтение тех или иных произведений создает прочную основу для организации урока по литературе, повышает его качество, позволяет добиться хороших результатов.
В настоящее время признается необходимость внедрения регионального компонента в литературное образование, необходимость ознакомления учащихся не только с традициями народов, проживающих рядом, но и с культурой собственного этноса. Знакомство с литературой родного края, чтение стихотворений волгоградских авторов позволит сформировать любовь к Родине, чувство патриотизма, ответственности, уважения.
В данном исследовании проблемы организации уроков внеклассного чтения будут рассмотрены на примере изучения творчества волгоградских поэтесс М. Агашиной и Т. Брыксиной.
Теория и методика организации уроков внеклассного чтения раскрывается в работах О.Ю. Богдановой, Г.А. Гуковского, И.С. Збарского, М.Г. Качурина, С.А. Леонова, В.П. Полухиной, Я.А. Ротковича, В.Ф. Чертова и др. Между тем, в связи с принятием ФГОС требуется совершенствование методики проведения уроков внеклассного чтения в старших классах.
Объект исследования – организация и проведение уроков внеклассного чтения.
Предмет исследования – процесс формирования целостных представлений учащихся о лирике М. Агашиной и Т. Брыксиной на уроках внеклассного чтения в старших классах.
Цель работы – рассмотреть методику проведения уроков внеклассного чтения в старших классах и предложить авторские разработки уроков внеклассного чтения по изучению лирики М. Агашиной и Т. Брыксиной.
В соответствии с намеченной целью и выдвинутой гипотезой поставлены следующие задачи исследования:
Методы исследования: изучение и анализ специальной литературы по различным отраслям знаний, изучение учебных программ и методических пособий.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов при организации уроков литературы в старших классах средней школы.
Структура работы: исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
В рамках изучения современной поэзии в одиннадцатом классе следует обратиться к творчеству региональных авторов, потому что знакомство с произведениями волгоградских поэтов поможет учащимся лучше понять специфику художественных поисков и традиции современной поэзии в целом.
Урок внеклассного чтения «Открытия души по лирике Маргариты Агашиной» предлагается провести в виде литературной гостиной «Открытия души». В старшем школьном возрасте учащиеся начинают интересоваться психологией человеческих отношений, душевным состоянием другого человека. Понять себя и других людей поможет им лирика Маргариты Агашиной, замечательной волгоградской поэтессы.
Литературная гостиная с чтением стихов, прослушиванием песен, написанных М. Агашиной, будет способствовать максимальному погружению в художественный мир поэтессы.
Для подготовки к внеклассному чтению школьники должны самостоятельно познакомиться с жизнью и творчеством поэтессы, выполнить иллюстрации к стихам М. Агашиной, подготовить выступления, чтения наизусть, изготовить мини-книги со стихами, прослушать, разучить песни на стихи М. Агашиной «А где мне взять такую песню», «Бабья доля», «Подари мне платок», «Что было, то было…», «Растет в Волгограде березка» и др.
Зажженные свечи, чтение стихов, исполнение песен на стихи поэтессы не только учащимися, но и родителями, учителями создают теплую атмосферу, будут способствовать самовыражению каждого учащегося, сплочению коллектива для совместной творческой деятельности.
Урок внеклассного чтения направлен на знакомство школьников с творчеством М. Агашиной, на понимание учащимися своеобразия и богатства лирики поэтессы. При умелой организации урок будет способствовать собственным открытиям своего духовного мира.
Перед началом литературной гостиной рекомендуется соответствующим образом оформить класс, использовать фотографии, цитаты, цветы, элементы интерьера.
В глубине класса рекомендуется поместить письменный стол (рабочий стол поэтессы), на котором расположить выставку книг поэтессы. Другие столы рекомендуется расставить полукругом по два стола.
Героями литературной гостиной будут являться: М. Агашина, два биографа, почтальон.
Участники (старшеклассники, гости) рассаживаются на столики, на которых горят свечи. За письменным столом в темной шали сидит М. Агашина.
Звучит песня ВИА «Орэра» на стихи М. Агашиной «А где мне взять такую песню».
Учитель может сказать: «Здравствуйте, дорогие гости, ребята! Мы очень рады вас видеть. По традиции мы зажигаем свечи. Это означает, что мы погружаемся в мир поэзии, добра, света. Наша литературная гостиная посвящена нашей знаменитой землячке М.К. Агашиной».
Урок ведут два биографа из числа учащихся.
Изучение творчества волгоградской поэтессы Татьяны Брыксиной мы предлагаем осуществлять на уроках внеклассного чтения.
Учащиеся самостоятельно готовятся к уроку внеклассного чтения, читают ее стихотворения, оформляют поэтические тетради.
К уроку внеклассного чтения школьники готовят сообщения о жизни и творчестве волгоградской поэтессы.
Татьяна Брыксина родилась в 1949 году в Тамбовской области, она является землячкой славного поэта Евгения Баратынского, но сегодня не мыслит себя вне волгоградской литературы. Брыксина – лауреат волгоградского городского конкурса «Провинциальная муза», лауреат Всесоюзной премии имени В. Маяковского.
В 1986 году выходит книга «Изумление». Изумление представляет собой «вечное детство души», это то необходимое свойство и состояние поэта, без которого не может быть первооткрытия мира, питающего лирическую поэзию, дающего ей право на жизнь. Детство души представляет собой устойчивое состояние лирической героини Т. Брыксиной:
Изумление! Синий скандал облаков
На высоком крыльце посмурневшего полдня...
Неужели так было во веки веков?
Почему же душа изумилась так поздно?
Брыксина глядит на мир, на светлые и тёмные его стороны безбоязненно, немного удивленно:
«Летя по жизненным стязям,
Я втихомолку не грешила,
Но виновата, что глазам
О грешном плакать разрешила…
… Мне так хотелось жить и жить,
Ловить июля луч медовый, Но он запутался, как нить
Судьбы в ладони бестолковой…»[Брыксина, 2000: с.117]
Недавно Т. Брыксина издала книгу автобиографической прозы «Трава под снегом». Кроме того, Т. Брыксина - автор очерков-воспоминаний о волгоградских литераторах, прославивших наш город. Они уже покинули мир, но благодаря подвижническому труду писательницы, умеющей рассказать о них с неповторимой зоркостью, нежностью и совестливостью, их образы, судьбы продолжают нас удивлять и тревожить.
В книге «Небесный ковчег» можно найти её рассказы-очерки о М. К. Агашиной, об И. П. Данилове, Н. В. Сухове, о первом из учителей поэтессы О. Л. Плебейском и о многих других волгоградских писателях и поэтах.
Несколько слов необходимо сказать о поэтическом сборнике «Грустный праздник», в котором прослеживаются основные темы и мотивы лирики Т. Брыксиной. В 1999 году вышло наиболее полное издание стихотворений Татьяны Брыксиной.
«Грустный праздник» - в некотором роде итоговая книга. В неё вошли стихи, написанные в 1970 – 1990-е годы. Собранные воедино, они раскрывают её поэтическое творчество как законченное целое. «Перед нами русский образ мира с его пространственно-временными реалиями, с жизненным опытом и мироощущением автора, с достоверными психологическими подробностями, природными приметами и народными праздниками» [Смирнова, 1996: с.10].
Большую часть этой книги составляют стихотворения последних лет, для которых характерны новые подходы к поэтическому творчеству: простота и ясность формы, точность слова, доверительность, глубина чувств. Книга разделена по строгому тематическому принципу: шесть разделов, рассказывающих о личности автора, её мироощущении, о родине, близких людях, о путешествиях, любовных переживаниях лирической героини, проблемах реального мира.
Для анализа на уроке внеклассного чтения можно использовать стихотворение Т. Брыксиной «Снежные гуси» (1997).
Поскольку стихотворное произведение тесно связано с православными традициями, с христианским праздником Покрова Пресвятой Богородицы, необходимо познакомить учащихся с историей и традициями этого праздника, провести необходимую словарную работу.
Словарная работа требует обращения к религиозной тематике. Школьная практика показывает, что произведения, связанные с религиозными традициями очень сложны для детского восприятия в силу недостатка информации библейского толка.
Чтобы облегчить восприятие и понимание стихотворения, можно реализовать межпредметные связи в словарной работе, обращаясь к живописи (иконописи), архитектуре. Учащимся можно предложить архитектурный памятник – церковь Покрова-на-Нерли.
Скачать полную версию работы. Авторство 65%. В Интернете не выкладывалась. Можно за 500 руб. Напишите автору, укажите тему работы.